Смекни!
smekni.com

Теория и методика обучения праву (стр. 44 из 62)

«Ролевое обсуждение». Нескольким желающим школьникам раздаются карточки с обозначением роли (имени или должности) в игровом обсуждении. Роли являются тайной для всех, в том числе и для партнеров по игре. Через 10-15 мин. дискуссии зрители должны определить, кто в какой роли выступал. Пример применения. Игра предназначается для старшеклассников, углубленно занимающихся правом, например, историей юриспруденции. Тогда в ролях могут выступать известные русские адвокаты, современные деятели юриспруденции. Можно разыгрывать процесс над Верой Засулич, заседание Госсовета по поводу принципов судебной реформы 1864 г. или же просто показать фигуры-знаки представителей правовой системы, в частности, их встречу во время судебного процесса.

«Один в поле воин». Один ученик, выступающий в определенной роли, должен убедить свои одноклассников принять его точку зрения. После истечения указанного времени проводится обсуждение: удалось ли это сделать, какие аргументы приводились для убеждения, какими способами воздействия на аудиторию пользовался выступавший. Пример применения. Игра может использоваться при изучении законов, с которыми дети постоянно сталкиваются в жизни:

Например, Закона о защите прав потребителей. На практике его нормы постоянно нарушаются, и свои права надо уметь отстаивать. Один школьник играет роль покупателя (больного, пр.), остальные— персонал магазина (поликлиники, пр.). Выбирается любая ситуация:

— продан бракованный прибор бытовой техники, но неисправность обнаружилась на второй месяц эксплуатации;

— ремонт в квартире закончен, но полы оказались испорченными;

— пломба после лечения зуба выпала через неделю и т. д.

Потребитель должен заставить другую сторону удовлетворить его претензии. При этом «пострадавший» должен знать пределы своих требований, которые устанавливает закон. Если ученику не удалось добиться желаемого, то после обсуждения игру можно продолжить: решить, в какие органы потребитель может обращаться с жалобой, и разыграть эту сцену по прежним правилам.

«Тайные цели». Дается игровая установка: «В нашем обществе назрела необходимость разрешить некоторые серьезные проблемы. Несколько групп (обычно две-три) начинают разрабатывать решение этих проблем (например, пишут законопроект). Предполагается, что герои, которых представляют ученики, наделены властью (представители государственных структур), но имеют определенный «тайный умысел», неизвестный остальным. Какая-то контрольная группа большинства (например простые обыватели этого общества) рассматривает предложения групп, выбирает подходящие предложения, отправляет на доработку. Группы-разработчики убеждают общество в своей правоте; их задача провести как можно больше «своих» законопроектов. После принятия документов роли раскрываются, и члены «тайных групп» объясняют, в чем состоял их умысел, насколько они преуспели и как теперь изменится жизнь всех в соответствии с принятыми законами. Пример применения. Эту игру лучше адресовать старшеклассникам. Учитель права поясняет: «Общество с переходной экономикой попало в полосу кризиса. Одна группа (например депутатская фракция) предлагает принять пакет законопроектов, способных оздоровить экономику. Их «тайная цель» — создать препятствия свободному экономическому развитию, но предлагаемые законы не показывают эту цель, они не очевидно антирыночные. В частности, предлагается Закон по обеспечению всеобщей занятости (государство гарантирует всем гражданам право на труд, выпускники школ, не поступившие в вузы, обязательно получают работу, например, осуществляют ремонт дорог, озеленение города: для этого вводятся специальные квоты, проходит агитация в школах. Люди предпенсионного возраста, потерявшие работу, озеленяют улицы, в зимнее время - убирают снег. Оплата общественных работ гарантирована, на это из бюджета выделяется определенная сумма, которая делится на число работающих. Для пополнения фонда заработной платы вводится новый налог 3%). Предлагается принять Закон о нотариате, по которому деятельность частных нотариусов не запрещается, но они становятся в неравные условия с государственными.

Другая группа предлагает создание гражданского общества со свободной экономикой, принятие Закона о налогах, который установит налогообложение с физических лиц не более 14% от полученного дохода, и Закона об обороне, по которому министром обороны должно назначаться только гражданское лицо, а набор в армию осуществляется по контракту.

Деловые игры

Основная цель деловой игры заключается в том, чтобы обучить школьников умению применять правовые знания при решении важных, глобальных проблем жизни, где взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся противоречий, возникают новые идеи и проекты. Здесь нет заранее прогнозируемого результата, требуется творческое и многоаспектное поведение участников. Деловые игры популярны в обучении управленцев, экономистов и юристов в системе профессионального образования. Они призваны моделировать важные процессы правовой жизни общества.

В школьном правовом образовании уже есть примеры использования деловых игр. Вот некоторые их примеры:

«Выборы местной власти». Игра призвана показать механизм формирования местной власти органов местного самоуправления. Основой для ее построения будет служить текст Закона о выборах в органы местного самоуправления, который необходимо тщательно изучить всем участникам; для достоверности игры можно использовать образцы избирательных бюллетеней, регистрационных документов (подписных листов). В таких случаях учитель права должен обратиться за консультацией в органы местного самоуправления. Внеся игровые изменения в условия Закона (сроки предвыборной компании, количество необходимых голосов для регистрации кандидата, число округов и участков), его обнародуют, тиражируют и приступают к подготовке выборов.

Прежде всего образуется избирательная комиссия. Она объявляет условия регистрации кандидатов: для регистрации желающему необходимо собрать не менее «X» подписей участников игры, поддерживающих его как кандидата, и предоставить в избирком свою программу.

Всем потенциальным участникам предлагается выдвигать кандидатов, вокруг которых формируются группы поддержки. Кандидаты могут быть независимыми или выдвинутыми от партий. Эти партии складываются же, в процессе игры, они вырабатывают свою платформу, определяют ключевые местные проблемы и пути решения, которые их кандидат предложит обществу. Дети, объединившиеся в партийные группы, не должны увлекаться межпартийной борьбой, политической и идеологической агитацией. Их цель — продемонстрировать механизм участия партий в избирательном процессе, поэтому названия партий должны быть по возможности нейтральными, не вызывать злободневных ассоциаций: например, «зеленые», консерваторы, «отличники». Несколько участников игры получают роли журналистов (местной газеты, радио и телеканала), которым предстоит освещать избирательную кампанию.

Этот этап заканчивается регистрацией кандидатов, набравших необходимое число подписей.

Далее проходит этап наиболее острой предвыборной кампании: публичные дебаты кандидатов, расклейка листовок, выпуски политической рекламы. Журналисты берут интервью у кандидатов, политических лидеров, организаторов, проводят с ними пресс-конференции, пишут репортажи, выпускают газеты. В ходе игры легко увидеть, насколько знакомы школьники с действительными трудностями родного города; впрочем, именно требование роли могут побудить их заинтересоваться «проблемами взрослых»: экологической обстановкой, количеством правонарушений, недостаточным финансированием и т. п.

Избирательная комиссия определяет место проведения выборов, составляет план избирательного участка (участков), вырабатывает форму избирательного бюллетеня, составляет списки избирателей, протоколы подсчета голосов, готовит оборудование для избирательного участка. Между членами комиссии распределяют роли: выбираются председатель избиркома, заместитель председателя, секретарь.

Точно в срок агитация прекращается. Наступает день выборов. На собрании всех участников игры председатель избиркома объясняет процедуру голосования. Затем все участники приглашаются на избирательный участок. Им вручаются бюллетени. Происходит процедура голосования. На избирательном участке присутствуют независимые наблюдатели, представители СМИ. По окончании голосования вскрывается урна, подсчитываются голоса, составляется протокол голосования, объявляются его результаты.

По такой же схеме можно провести игровое моделирование местного референдума по какой-либо реально существующей в городе проблеме и в строгом соответствии с Законом.

Иллюстративные игры

Иллюстративные игры применяются в обучении с целью детального разъяснения правовых явлений, понятий. Каждая такая игра создается для иллюстрации определенного конкретного юридического понятия, явления, мысли: поэтому она не может служить моделью, на ее основе не может быть сконструировано несколько идентичных игр с другими подробностями (как в ролевых).

Обычно иллюстративные игры проводятся для 7—8 классов.

«Ты не один». Варианты этого игрового приема часто встречаются в психотехнике и актерском тренинге. В правовом обучении они показывают:

— что люди зависят в своих действиях, решениях от других людей, что все члены общества достаточно крепко связаны;

– что жизнь в обществе заставляет людей постоянно искать компромисс, вырабатывать решения, согласовывающие интересы многих.

Возможно, после игры дети дополнят этот перечень.

А) Упражнение «Связка». Для игры понадобится прочная веревка длиной в несколько метров. Три игрока обвязываются веревкой и с этого момента могут двигаться только вместе. Остальные члены клуба разделяются на три группы, занимают в помещении место подальше друг от друга и с воодушевлением начинают заниматься чем-то таинственным и очень непонятным для стоящих в связке (перешептываются, хохочут, вместе что-то рисуют и т. п.). Их задача — сделать так, чтобы связанные захотели посмотреть, что делается в группах. Но поскольку существует ограничение каким-либо предварительно введенным условием (например лимитом времени) или же каждой группе удалось придумать действие, особенно интересное только для одного из тройки, достичь единодушного согласия о направлении движения в связке не удастся, и им придется договариваться.