Смекни!
smekni.com

Эстетическое образование Вальдорфской школы (стр. 1 из 2)

Орловский государственный университет

Доклад

на тему:

Эстетическое образование Вальдорфской школы

Выполнила:

Жукова В.Ю.

Проверила:

Коханик Н.А.

Орел – 2006


Родителям и учителям необходимо развивать творческую проницательность при работе с детьми.

Индивидуальность скрыта, ее нельзя увидеть при рождении. Например, никто не предполагает, что мать Бетховена знала, что ее сын напишет девять полноценных симфоний, не говоря уже о его последних квартетах. Подобным же образом родители Моцарта не могли знать, что их новорожденный сын станет знаменитым композитором и умрет в раннем возрасте.

Во многом образование – это подготовка к жизни. Образование, подобно концерту, состоит из трех частей. Первая часть – это семья. Вторая часть начинается, когда ребенок приходит в школу, встречает других детей и учителей, вступает в социальную сферу школы, тем самым расширяя семью. Третья фаза – это выход из школы в жизнь. Всю жизнь можно считать образованием. Третий уровень обучения включает самообразование и происходит, когда молодые люди в возрасте 18-20 лет. Говорят: «Я еще не являюсь законченным продуктом, мне еще очень много нужно узнать. Каждое препятствие помогает мне узнать что-то новое о себе».

Наиболее одаренные и продуктивные люди поняли, даже будучи на продвинутом этапе обучения, что все еще есть очень многое, что они не знают.

Когда кто-нибудь в любом возрасте настаивает: «Да, я уже достиг совершенства» - тогда этот человек прекращает развиваться. Великие люди понимают важность непрерывного роста и живут в напряжении соответствия. Мы никогда не совершенны, скорее всего мы на пути познания талантов и мастерства, нам еще не знакомых. Все люди ценят жизнь по-своему. Ужасная проблема с «погоней за счастьем». Как можно угнаться за счастьем?

Нельзя угнаться за счастьем. Подобно любви и энтузиазму, счастье – это побочный продукт того, что вы делаете. Я бы не сказал, что погоня за счастьем – хорошая подготовка к жизни.

Вальдорфское образование не стремится облегчить жизнь детей. Все предметы должны быть доступными, будь это рисунок плетью, живопись, рассказ историй, постановка пьес или же алгебра и геометрия. К предметам должен быть такой подход, чтобы дети могли почувствовать свою связь с ними. Это не значит, что процесс обучения следует сделать легким и приемлемо мягким для детей. Сделать это – было бы несправедливо по отношению к детям и предмету.

Система методов и приемов воспитания и обучения основанной на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, духовных и душевных факторов.

Основы вальдорфской педагогики разработаны Р. Штейнером. На принципах вальдорфской педагогики организованы свободные вальдорфские школы, детские сады и лечебно-педагогические сообщества. «Кампкилл» - частные учреждения, иногда частично субсидируемые государством. Первая такая школа открыта в 1919 г. в Германии (Штутгард) для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория» (отсюда название).

В 1933 – 45 на территории фашистского рейха эти школы были закрыты, а педагоги подвергались репрессиям.

Вальдорфская педагогика получила развитие с 60-х г. 20 в. во многих странах (в 90-е г. насчитывалось около 500 школ и 1000 садов).

Обучение иностранному языку, например, - трудный процесс. Приходится бороться с французской грамматикой, нужно сделать это правильно. Французы очень чувствительны к неправильному употреблению слов в их языке.

Наряду с иностранным языком, вальдорфское образование уделяет большое внимание дисциплине и строгости преподавания. Это обучение не является легким и свободным. Оно артистичное, но оно не является небрежным и безразличным. Наоборот оно требует жесткой дисциплины. И, дисциплинируя волю посредством классного расписания, дети становятся подготовленными к жизни.

С того момента, как дети заходят в класс, начинается воспитание воли. Это длительный процесс. Замечательная книга «Образование на пути к свободе» иллюстрирует вальдорфское образование примерами школьной работы детей всего мира.

Каждый преподаваемый предмет сопровождается руководством по наиболее правильному и тщательному изучению. Тщательность приходит от тренировки воли. Но эмоциональное включение также является неотделимой частью процесса обучения. Все дети любят смеяться, но они также становятся взволнованными от грустных рассказов. Меланхолики, благодаря своему темпераменту, особенно любят печальные рассказы.

В классной комнате всегда должен быть баланс грусти и радости. Начиная с первого класса и далее, школьники испытывают эти эмоции через сказки, мифологию, историю и драматизацию исторических анекдотов.

На начальной ступени мы начинаем с духовного и символичного – сказки, мифы. Затем мы оставляем это «коллективное подсознание», как его называет Юнг, чтобы изучать историческое и очевидное здесь и сейчас.

Родители всегда удивляются, как дети могут быть настолько сильно увлечены предметами. Если, например, вы рассказываете историю о Бенджамине Франклине.

В раннем возрасте он завел небольшую книгу со столбцами и спросил себя: «Есть ли добродетели, к которым стоит стремиться?»

Франклин записал тринадцать добродетелей, среди которых милосердие, умеренность и вежливость. Затем он перечислил дни недели напротив этих добродетелей. Кстати, он признался в этом, когда писал свою автобиографию; он хранил это у себя почти семьдесят лет. Он всегда носил эту маленькую книжечку с собой. Каждый день он, бывало, говорил, например: «Сегодня я собираюсь воспитывать в себе вежливость. Я посмотрю, могу ли я быть вежливым со всеми». Затем вечером он пересматривал свой прогресс. В начале он обнаружил, что не достиг успеха. Когда он не достигал успеха, он ставил черную точку в клеточке проверочного листа. В своей автобиографии он писал: «У меня ушли многие годы, прежде чем мне удалось сохранить эти клеточки напротив каждой добродетели пустыми».

Это замечательный пример самовоспитания.

Изучая биографию выдающихся личностей, молодые люди сравнивают свою жизнь с их жизнью. Один из вечных вопросов: «Кто Я?» На этот вопрос люди, живущие в разные столетия, отвечают по-своему, но до тех пор, пока вы не будете задавать этот вопрос вновь и вновь и не будете искать новые ответы, вы будете находиться в застое. Но изучая биографию великих людей, дети знакомятся с необходимостью выбора и переменчивостью человеческой жизни.

Другой важный вопрос, который каждый задает себе (и хочется верить, что в раннем возрасте), каковы мои отношения с другими людьми? У меня есть родители, братья, сестры, дяди и тети. У меня есть друзья и учителя. Я вступаю в отношения со всеми этими людьми. Некоторые из них гармоничны, другие – полемичны. При встрече с одними людьми у меня возникает чувство, что я всегда их знал. Другие люди кажутся мне трудной загадкой. Я всегда спрашиваю: «Что этот человек для меня значит?»

Третий вопрос, который мы все задаем себе, более трудный и серьезный: «В чем смысл нашего существования?». Ни на один из этих вопросов нельзя получить простой ответ, не достаточно также будет циничной реакции. Скорее всего, если образование неотъемлемо от значения слова «развитие», эти вопросы должны каким-то образом быть представлены. Изучение вопросов идентификации, отношения с другими и смысла существования следует включить в процесс обучения.

В вальдорфских школах существует принцип разностороннего подхода к изучению таких предметов, как история и мифология. Через понимание того, как люди жили до нас и как живут сейчас в разных частях света, мы постепенно разрешаем проблему: «Кто мы?».

Дети не только знакомятся с иллюстрациями учебника по истории, но и разыгрывают сценки из изучаемого периода.

Постановка пьес учит детей также рассчитывать друг на друга, этому они также учатся. Дальнейшему взаимодействию благоприятствуют прогулки на природу. Уверенность в себе и в других подкрепляется на протяжении всех школьных лет, и в каждом случае выбирается деятельность, соответствующая возрасту группы.

В вальдорфской школе распределение по потокам происходит только в 9-12 классах. Поощряется не соревнование, а желание сделать не хуже других. Мы стараемся вселить в детей энтузиазм, показать то, на что они способны. Требования при подходе к разным детям варьируются, но дело не в этом. Важно то, что ты можешь сделать, чтобы помочь другим?

Через совместную деятельность в классе между детьми возникает удивительное взаимопонимание – и это чувство взаимного уважения является примером для остальной части класса.

Такой опыт обеспечивает отношения, основанные на взаимной заботе, а не на соревновании. Дети часто говорят такие вещи: «Я лучше, чем ты» - или – «Я ничто по сравнению с тобой». Но сравнения такого рода только отделяют детей от их товарищей и разрушают связанность класса. Соревнование скорее раскалывает школу, чем объединяет. В Вальдорфских школах осуждают соревнование между учениками.

Время от времени каждый спрашивает себя: «Зачем я живу?» И некоторые даже могут сказать: «Я не виноват в том, что я родился, ответственность за это лежит на моих родителях. И я не только не просил их об этом, но и не мог предвидеть, что из этого получится. Это было неподвластно моему контролю. Поэтому все это абсурд.» Имея такие мысли, человек начинает делать заключение, что его жизнь просто шутка или странная игра. Некоторые столкнулись с действительностью жизни в такой степени, что дошли до самоубийства.

Трагедию самоубийства можно предотвратить, если человек, спрашивая сам себя о смысле жизни, имел бы несколько альтернатив. Одна из целей изучения истории – узнать, что выходов из трудных положений столько, сколько мог обрести человек. Иногда просто новая перспектива в нашем мышлении может вывести нас из состояния депрессии и вернуть надежду. Однако без знания различных подходов к жизни и различных религий отчаявшийся человек не способен справиться с собой. У всех религий есть одна общая черта: идея, что человек представляет собой микрокосмос, часть макрокосмоса. Очень утешительно почувствовать, что все мы – маленькие миры частицы огромного мира. В 1940-е годы некоторые теологи обнародовали нелепую идею, что Бог умер. В действительности, то, что им следовало сказать, было следующее: «Божественное умерло для нас». Это было бы менее самонадеянно. Сказать, что Бог умер – это ошибка воображения, потому что без концепции божественного мы не смогли бы даже вообразить его силы. Вместо того мы заключены в пределы нашего воображения.