Смекни!
smekni.com

Дидактические игры в начальном курсе математики (стр. 9 из 15)

2. Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные черным цветом, а затем красным

3. Назови и покажи все числа от 11 до 20 одновременно, написанные черным и красным цветом.

4. Назови и покажи числа от 20 до 11 одновременно, написанные красным и черным цветом.

2.2 Исследование работы по использованию дидактических игр для активизации познавательной деятельности на уроках математики младших школьников

Для исследования игровой деятельности в процессе обучения, мы воспользовались методами научно-педагогического исследования и для изучения практической стороны нашей работы мы обратилась методам изучения опыта. При изучении педагогического опыта я использовала следующие методы:

беседа

анкетирование

интервьирование

протоколирование

Исследование по использованию игровой деятельности в учебном процессе проходили в Исянгильдинской средней школе.

Для выяснения целей и задач игры как метода обучения, в каких случаях и на каких этапах она проводится, было проведено анкетирование учителей этой школы. На вопросы анкеты ответили 4 учителя начальных классов: Асфандиярова Галия Фаритовна (стаж работы 28 лет), Баширова Галия Хамитовна (стаж работы 25 лет), Сафина Эльвира Галеевна (стаж работы 16 лет), Исхакова Гульдар Ядгаровна (стаж работы 9 лет).

Учителям были предложены вопросы анкеты (приложение 1).

Анализ анкетирования учителей начальных классов показал, что только 2 из 4 постоянно используют постоянно дидактические игры в учебном процессе. От учителей начальных классов, которые никогда не использовали дидактические игры были получены следующие ответы:

одни считают, что у них уже отработаны свои методы обучения и нет необходимости менять;

другие полагают, что организовать процесс обучения, используя дидактические игры довольно сложно и более приемлимо организовывать педагогический процесс в форме урока и использовать устоявшиеся методы обучения.

Но остановимся на опыте организации игровой деятельности конкретного учителя начальных классов - Асфандияровой Галии Фаритовны. Она учительница - 1-го класса. Стаж работы в школе - 28 лет. Последние 8 лет она применяет дидактические игры, и по ее словам довольно успешно. Исследование проходило на уроках математики. Опираясь на результаты исследования, мы выяснили, что на уроках она использует различные формы игр: индивидуальную, групповую, коллективную. Выбор формы зависит от целей и задач игр. Цель выбирается в зависимости от результата, которого необходимо добиться.

На ее взгляд, использовать игру предпочтительнее на этапе проверки или закрепления учебного материала. По ее словам, анализ результатов проведенных игр показывает, что происходит закрепление и улучшение знаний, развитие психологических качеств учеников, воспитание у учеников правильной речи, умение правильно и логично излагать свои мысли, развитие умения находить оптимальные решения.

Исходя из своего опыта, Галия Фаритовна, делает вывод, что дети любят игры на уроках, но не всегда выполняют правила. Чаще всего это бывает в групповой игре, где дети пытаются помощь друг другу. В этом случае она не прекращала игровой интерес детей в процессе обучения, но делала более жесткими правила игры.

По ее мнению, игру нельзя применять в следующих случаях:

если игра не соответствует уровню развития учащихся, т.е. даже при четком объяснении правил вызывает определенную трудность при их выполнении. На ее взгляд это не способствует закреплению знаний, рассеивает внимание на решение отвлеченных от темы задач;

если не хотят играть;

если игра новая - новые игры должны быть проверены.

Галия Фаритовна отметила, что на протяжении всего процесса игры на уроке необходимо внимательно следить, чтобы не возникла конфликтная ситуация между детьми и не испортились взаимоотношения в классе. Если она это замечала, то вмешивалась в ход игры и отвлекала внимание детей на решение других проблем в самой игре.

Она считает, что игра помогает учащимся развиваться в личностном плане. Это и умение сотрудничать со сверстниками, умение выслушать и принять мнение других и т.д.

У других сложилось мнение, что математику изучать играя не возможно. У этих учителей видимо не выработано система выявления обучающей роли использования дидактических игр.

Для того, чтобы понять, как сделать использование игр более эффективным для обучения и воспитания учащихся, как использовать игры и на каких этапах предпочтительнее, мы провели исследование среди учащихся 2 класса Исянгильдинской средней школы предложив им ответить на вопросы анкеты (приложение 2).

Анализ ответов учащихся этого класса дал следующие результаты:

Игра на уроках нравится всем без исключений.

Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.

Дети больше всего любят групповую форму игр. По-видимому это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.

Учащимся может не нравиться игра, в случае, если при организацииигры не учитываются интересы учащихся, содержание игры не соответствует теме урока или увлечением учеников.

Желание учеников участвовать в игре очень часто зависит от их взаимоотношений с учителем вследствии чего учиетлю необходимо четко продумывать свои действия, прослеживать реакцию учеников на эти действия и выводы.

Большинству учеников нравится в игре побеждать. По-моему мнению, это стремление к победе обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой деятельности.

Таким образом, анализ опыта работы учителей начальных классов и исследование игровой деятельности учащихся на уроке позволили мне обнаружить следующие негативные стороны в использовании игр в процессе обучения:

Во-первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени (особенно у учителей с небольшим опытом организации и т.д.). Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшиеся время изучить или закрепить материал;

Во-вторых, нередко нарушается механизм игры, т.е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий. Чаще всего это наблюдается в групповых и коллективных формах игр, что приводит к путаницам, а главное к сомнительным результатам;

В-третьих, после проведения игр (и это особенно касается младших и средних классов) бывает трудно восстановить дисциплину в классе, на что жалуются учителя, к которым приходят дети на следующий урок;

В-четвертых, при проведении парных, групповых, коллективных форм игры соревнования между детьми, бывает, перерастает в нездоровое соперничество, что не всегда успевают заметить учителя, а тем более предотвратить. Это приводит к испорченным взаимоотношениям между детьми вне игры. Таким образом, анализ наблюдений за игровой деятельностью и ее результатов позволил выявить, что использование игровых форм обучения не всегда является эффективным методом для укрепления или расширения знаний. Мы посетили урок математики у Асфандияровой Галии Фаритовны. Она учительница 3 -го класса, она на уроках использует дидактические игры (приложение 3).

2.3 Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр на уроках математики в начальных классах

Нами был проведен эксперимент, главной целью которого было выяснение, как дидактические игры развивают познавательную деятельность.

Для экспериментальной работы была выбрана база исследования МОУ СОШ д. Исянгильдино Хайбуллинского района. Экспериментальная работа проводилась во 2-ом классе по программе М.И. Моро (1 - 4) в период государственной практики, которая проходила с 14.09.09 по 11.10 09 г. г. Учитель - Сафина Эльвира Галеевна. В экспериментальную вошли 6 человек.

Экспериментальная работа состоит из 3 этапов:

констатирующий этап

формирующий этап

контрольный этап

Каждый из этапов имели свои цели:

Целями констатирующего этапа эксперимента явились:

Выявить пробелы в знаниях младших школьников;

Выявить, насколько учащиеся смогут самостоятельно решить задачи.

При проведении констатирующего этапа эксперимента младшим школьникам предложена была следующая работа:

Иванушке 5 лет, он младше Аленушки на 4 года. Сколько лет Аленушке?

"Одуванчик".

Жил-был на свете грустный одуванчик. Грустил он оттого, что лепестки у него опали, а пушинки, как у других, никак не вырастали. Мы можем помочь.

После решения примеров пушинки вставляются в прорези - получается пушистая голова одуванчика.

☼ 7 + 3 - ☼ 23 + 2

☼ 2 - 2 - ☼ 13 - 2

☼ 5 + 5 - ☼ 15 + 6

☼ 4 - 1 - ☼ 17 + 2

Поведет Ивана-царевича волшебный клубочек, но до него нужно добраться по лабиринту чисел (по возрастанию).

38 + 2 65 + 5 28 + 2

46 - 4 87 - 3 39 - 6

46 + 40 87 + 10 39 + 30

82 + 8 56 + 6 76 + 4

100 - 20 50 + 30 90 - 40

75 - 5 91 - 90 83 - 3

59 - 30 36 - 2 49 - 3

59 - 3 36 - 20 49 - 30

Текст письменной работы составили по учебнику, рассмотрим результаты констатирующего этапа исследования.

По результатам письменной работы ученики получили оценки:

"5" - 2 ученика - 33,3%

"4" - 1 ученик - 16,6%

"3" - 2 ученика - 33,3%

"2" - 1 ученик - 16,6%

Диаграмма 1.

Только 2 из учеников смогли решить задания правильно без ошибок. По результатам констатирующего этапа эксперимента заметно, что ученики слабо решают задания, они не достаточно подготовлены.

На формирующем этапе проводим дидактические игры для развития интереса, активности, деятельности.

Интерес - это форма проявления познавательной потребности обеспечивающая направленность личности на осознавшие целей деятельности и тем самым способствующие ориентировке, ознакомлению с новыми фактами более полному и глубокому отображению действительности. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный интерес вызываемый привлекательностью объекта и опосредствованный интерес к объекту как к средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительном его сохранении и интенсивности. В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения и воспитания всегда была и остается актуальным. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности.