Смекни!
smekni.com

Народная педагогика в семейном воспитании (стр. 2 из 5)

Малую семью, состоящую из родителей и их несовершинолетних детей, на аульном и волостном сходах представляем ее глава - отец семейства, который считался волостным человеком, или вотчинником (асаба). И он пользовался определенными правами, обязанности у него были довольно большие. С неразделенной семьей дело обстояло иначе. Она включала в себя несколько малых семей, но составляла один двор, а потому в общественной жизни аула или волости представлял ее только один человек - глава сложной семьи, старший из мужчин. Он и был волостным человеком. Как вотчинник он мог участвовать в продаже и аренде волостной земли.

В литературе почти не найти конкретно-исторических сведений о наличии башкир семей из нескольких поколений. Тем интереснее будет ознакомление с типами неразделенных семей.

Отцовская семья – это семья, когда женатые сыновья живут вместе с родителями. Совместно жили женатые братья, а так же женатый сын одного из них (братская семья). Есть случаи, когда семьи двоюродных братьев составляли одну братскую семью.

Иногда семьи родителей и женатых сыновей, а так же племянников главы семьи представляли перед обществом один двор, т.е. неразделенную семью (дядя – женатые сыновья - племянники) Из приведенных материалов вытекают следующие выводы.

Для феодализма не характерна большая патриархальная семья, тесно связанная с коллективной собственностью на средства производства. В период распада родового строя она уступает свое место малой индивидуальной семье, вызванной к жизни господством частной собственности. На основе малой семьи регенерируется неразделенная семья в зависимости от действия определенных социально-экономических и военно-политических фактов. Неразделенная семья, более известная у полукочевых башкир, чем у оседлой их части, вынуждена была перейти во всех хозяйственных районах на второстепенную позицию.

В развитии семейно-брачных отношений большую роль играла экзогамия (от гр. экзо – вне, снаружи и гамос – брак, т.е. запрет брачных отношений между членами родственного коллектива). У одних народов экзогамия со временем исчезает, у других она сохраняется в пережиточной форме. К последним относятся и башкиры.

Брак у башкир регулировался экзогамными ограничениями, т.е. жену брали из другого рода. И родовая экзогамия все еще встречалась в XVIII – XIX вв. Доподлинно известно, что чиновники кантонного и волостного управлений стремились брать жен из другой волости и кантона. В целом у башкир сохраняется поколенная форма экзогамии. Это полностью отражено в поговорке: « Тыу4андан тыуыр ей2нс2р, ей2нс2р62н тыуыр б1л2с2р, б1л2с2р62н тыуыр тыуасар, тыуасар6ан тауыр тыуят, тыуяттан тыуыр етеят». (От кровной родственницы родится внучка, от внучки родится правнучка, от правнучки родится праправнучка, от праправнучки родится прапраправнучка от нее родится, т.е. чужая). Брак до седьмого колена запрещался. Недаром одна из поговорок гласит: «Ете ата4а етк2с 7ы6 бауыры алышына». (Дойдя до 7 колена [отца], девушка становится чужой), т.е. с ней можно заключить брачный союз. По мере развития общества брак заключался с родственниками 5-6 поколений.

Эндогамия (от гр. эндо – внутри, гамос – брак) – обычай, приписывающий заключать браки в пределах племени и т.д. В первобытном обществе род был экзогамен, а племя эндогамно.

Мусульманское право – шариат – запрещает брак мусульманки с иноверцем (например, с православным), но законы Российского государства его разрешают при условии перехода ее в христианство. Переходившие в христианство люди оставляли свой аул. Переход же в ислам одного из супругов по законам империи карался каторжной работой. Поэтому браки заключались главным образом между единоверцами. Не одобрялись и национально смешанные браки. Браки у мусульман заключались преимущественно внутри этноса.

Что же касается башкир, то они почти всегда придерживались норм эндогамии. Браки заключались внутри башкирского этноса. Основная масса людей жила в условиях моногамной (единобрачной) семьи, но были и полигамные ( многобрачный) семьи. По Корану, многоженство – явление приемлемое. Поэтому башкиры имели право заключать браки с четырьмя женщинами одновременно. Но следует оговорить, что многобрачные семьи - это удел в основном феодального сословия. Еще одна форма брака колыбельное сватовство, называвшееся у башкир «бишек туйы» (колыбельная свадьба). В этом случае просватывали мальчика и девочку, чьи родители были близко знакомы или происходили из одной и той же социальной среды. Колыбельную свадьбу справляли порой еще до рождения детей. Две семьи договаривались о том, что в случае рождения у них мальчика и девочки они должны вступить в брак по достижении определенного возраста. Цель колыбельного сговора - обеспечить уплату Колыма путем растягивания ее на длительный срок. Это было выгодно бедным семьям. Но к колыбельному сватовству нередко прибегали и богатые. Есть основание колыбельное сватовство считать широко распространенным обычаем.

1.2Башкирская народная педагогика - педагогика семьи

Народная педагогика, в первую очередь, педагогика семьи, социокультурной среды, где появляется на свет новый человек, где он делает первые шаги, откуда широкими шагами выходит в мир. Семья – не только среда, в которой закладывается фундамент новой личности, но и нечто большее она доминанта нравственного мира человека. Семья выполнит свою миссию, если в ней сложатся духовные отношения между ее членами, если в ней родители имеют неоспоримый авторитет, если в ней дети будут расти духовными наследниками своих родителей.

Народная педагогика - педагогика общины, все взрослые люди общины были по отношению к детям воспитателями, в прежние времена общины (деревни, улицы в крупных поселках, кварталы-дворы в городах) были педагогизированной средой. В этой среде существовали педагогические отношения, отношения любви, заботы и уважения старших, заботы о младших. Община, как и семья, видела в младших свое будущее, свою смену, свою судьбу. Здесь, как и в семье, действовала парадигма народной педагогики: прежде было и хорошее, и плохое, грядущее должно быть лучше.

Средства, методы народной педагогики при умелом использовании являются каналами духовной связи родителей и детей, старшего и младшего поколений. К сожалению, в наше время много детей растут «духовными сиротами» при живых родителях, « не знают» своих родителей, живя вместе с ними. Последствия таких функциональных отношений между родителями и детьми - самые непредсказуемые, самые неблагоприятные. По нашему мнению, преодолеть взаимное отчуждение детей и родителей можно только сохранением народной педагогики в семье.

Г.Н. Волков справедливо называет народную педагогику идеологией трудящихся масс. Как идеология она имеет свою систему ценностей, свои цели воспитания. Цели воспитания, по утверждению Н.Д.Никандрова, вторичны по отношению к ценностям или даже третичны, ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма.

Ниже приводится набор народно-педагогических ценностей в определенной последовательности от наиболее значимых к менее значимым. Составлена на основе изучения башкирской народной педагогики:

1. Сам(а), свое имя, честь и достоинство. Свой пол.

2. родители (дети), братья, сестры, семья. Родственники, предки (потомки), свой род.

3. Свобода человека.

4. Родина, родная земля и воды, родная природа.

5. Свой народ, его обычаи и традиции, культура, язык, история.

6. Собственная жизнь, здоровье.

7. Уважение к старшим, забота о младших.

8. Соседи, друзья, товарищи, сотрудники.

9. Собственность.

10. Уважение к чужому народу (его языку, обычаям, традициям, культуре, истории)

11. Справедливость.

12. Закон.

Знание и соблюдение нравственных ценностей народной педагогики является основой цельности, развития и общественного функционирования личности.

Бесспорно, каждый народ имеет свою оригинальную педагогическую культуру, основанную на его собственной культуре, психологии, философии и трудовых традициях. В тоже время в педагогических культурах можно заметить много общих черт. Это объясняется общностью судеб народов. Как писал видный русский этнограф Л.Я. Штенберг, все первобытные племена прошли через изобретение орудий руда, огня, жилища, одежды, социальной организации, терминов родства.

Если вспомнить о великих переселениях народов в древности, то можно понять, что не только общие корни связывают народы. Южный Урал родина башкир, в какой то степени является родиной венгров, финнов, славян, через Южный Урал проходили иранские племена, тюркско-монгольские. Каждый кочующий конгломерат смешивался с местным и уходя оставлял часть себя.

Традиционному воспитанию в педагогике башкирского народа были свойственны целенаправленность, организация и стимулирование активной деятельности детей. Оно не удовлетворялось подготовкой молодого поколения к жизни и труду лишь под воздействием среды и стихийных влияний. Традиционное воспитание предполагало создание условий, помогающих детям овладевать выработанными до них знаниями о природе и социальной действительности, практическими изменениями и навыками, необходимыми человеку в его жизни. В связи с этим в сфере традиционного воспитания дети включались в разнообразные виды труда, игры, массовые праздники, чтобы они через свою деятельность, собственные творческие усилия могли овладевать знаниями практическими умениями, способами творческой деятельности и навыками общения. Примеры из башкирской народной педагогики широко использованы в книге В.В. Катаринского «Букварь для башкир» (Оренбург, 1893). Автор впервые использовал в учебнике башкирский фольклор не только как иллюстрированный материал при первоначальном обучении детей родному языку, но и в целях воспитания у башкирских детей «правил хорошего тона». В букваре содержится материал для всестороннего воспитания детей донного возраста. «Не делай людям зла и самому вреда не будет», «Доброе имя лучше всякого богатства», «Ищущая пчела мед находит» - вот некоторые из пословиц, включенных в букварь В.В. Катаринского.