Смекни!
smekni.com

Генезис этнопедагогических идей в трудах известных педагогов и общественных деятелей (стр. 2 из 6)

2. ВКЛАД Я.А. КОМЕНСКОГО В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

Значительный вклад в развитие этнопедагогики внес Я.А. Коменский (1592-- 1670 гг.) -- гениальный сын чешского народа, гуманист, самоотверженный борец за национальную независимость своего народа, один из основателей современной научной педагогики. Величайшая заслуга ученого в том, что он по существу был первым, кто сумел с позиций гуманизма и демократизма осмыслить и обобщить традиционный опыт многих народов в области семейного и общественного воспитания детей.

В духовной культуре народа родной язык - одно из самых ценных сокровищ. Нежнейшую любовь к своей Родине, к своему народу Коменский выражает в любви к родному языку. Великий педагог-гуманист добивался того, чтобы учителя детей народа были подлинно народными. Первое и главное требование к ним - изучать, любить родной язык, устное творчество народа. Патриарх педагогики с прискорбием пишет: «...народ и народные языки находятся в величайшем презрении, чем им наносится величайшая обида. Пусть всякому народу все передается на родном языке...» Народный педагог, по мнению Коменского, должен быть патриотом родного языка, родной культуры.

Патриотическая преданность своему народу побудила Коменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики. В качестве эпиграфа к сочинению «Об изгнании из школ косности» взята поговорка «Дело молодых - работать, дело старых - советовать», встречающаяся у многих народов в таком же виде или с незначительными коррективами. Одно из выдающихся сочинений Коменского «Об изгнании из школ косности» завершается благопожеланием, адресованным венграм, в духе старинных народных традиций: «Благоденствуйте и преуспевайте, взаимно ободряя друг друга! Ибо солнце ваше восходит!»

О высокой оценке педагогических традиций народа можно судить и по содержанию образования, которое Коменский предлагал для пансофической школы. По его мнению, учащимся школы следует предлагать рассказы на моральные темы, которые могут быть заимствованны из устного народного творчества, проводить с детьми состязания по отгадыванию загадок, изучать обычаи народа, его прошлое и т.д. «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает» - повторяет он народную поговорку, подчеркивая необходимость нравственного воспитания.

В истории педагогики Коменский является лучшим из идеалов, личностью-символом. Когда говорят, что народы - великие педагоги и великие педагоги народны, как наиболее яркая иллюстрация возникает история борьбы и побед чешского народа и пример героической жизни его великого сына - Яна Амоса Коменского. Своей героической жизнью Коменский доказал, что только тот народ, который знает и любит свой родной язык, может претендовать на любовь других народов.


3. ВКЛАД К.Д. УШИНСКОГО В РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕДАГОГИКУ

Неоценимый вклад в изучение, теоретическое обобщение русской народной педагогики внес К.Д. Ушинский. Он разработал теоретические положения, которые положили начало русской этнопедагогике как области научного знания, а именно:

* обосновал один из ведущих принципов этнопедагогики, на котором должно строиться все содержание образования в школе -- от восприятия культуры собственного народа через родной язык к культуре соседних народов, затем к пониманию и усвоению мировой культуры;

* установил необходимость культурных международных связей, рассматривая их как эффективное средство обогащения национальных культур; доказал, что нельзя слепо заимствовать воспитательные системы у других народов, поскольку у каждого этноса есть своя особенная национальная система воспитания, т.е. определил, что каждый народ имеет свою особую систему воспитания и что нет общей для всех народов, ее не существует не только на практике, но и в теории; определил, что педагогическая система народа должна базироваться на использовании сокровищ русской культуры в целом; обосновал, что в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих; воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальным более чем что-либо другое;

* выдвинул принцип народности русской школы, под которым понимал преобразование всей системы образования на основе установления органических связей с жизнью народа в целом, указал его источники, средства и практически воплотил эту идею в своей учебно-воспитательной работе, учебниках и научных трудах; ввел понятия "народная педагогика" и "народное воспитание", отметив, что школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа, разработал содержание народного воспитания, включив в него изучение природы, поэзии, отечественной литературы, истории, географии, фольклора;

* рассмотрел вопрос об идеале человека: идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью (народные идеалы воспитания, набор черт характера и качеств личности у разных этносов различны, каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях); показал соотношение личности и народа и доказал, что всякая личность, даже самая одаренная, стоит ниже народа;

* обосновал воспитательное и образовательное значение родного языка, охарактеризовал его как средство проникновения в характер народа, показал его огромную роль не только в воспитании детей, но и в сохранении народной самобытности, так как он связывает отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое, является лучшим выразителем духовных свойств народа, его лучшим наставником и педагогом, учившим, воспитывавшим все новые поколения задолго до появления книг и школ; научно доказал, что прежде ребенок должен изучить свой родной язык, а потом другие, разработал научные рекомендации не только по изучению родного языка, но иностранных, подчеркивал, что родной язык должен постигаться посредством изучения народной литературы, народных песен, творений народных писателей, живой народной речи; рассмотрел язык как средство не только познания природы, но и приобщения ко всей истории духовной жизни народа; раскрыл воспитательный потенциал русского фольклора и разработал методику его использования в учреждениях системы образования; разработал методику использования знаний по русской народной культуре в учебно-воспитательном процессе учреждений системы образования и внедрил ее в практику работы Гатчинского сиротского института и Смольного института благородных девиц.

В целом можно сказать, что российскими учеными дореволюционного периода, и в особенности К.Д. Ушинским, были разработаны основные теоретические положения этнопедагогики, определены главные направления и средства использования богатейшего наследил народной педагогики в воспитательном прогрессе учреждений системы образования.

Все лучшие отечественные педагоги, так или иначе, были последователями Ушинского. «Наука потому и наука, что принимает в свою область только те выводы, которые справедливы по законам общего человеческого мышления». Вывод о том, что воспитание народно, национально, следует считать научным, ибо он, выражаясь словами самого Ушинского, справедлив по законам общего человеческого мышления. «Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов».

Ушинский был вдохновителем педагогов тех народов, которые добивались своей, национальной школы. Это делало великого русского педагога народным просветителем всероссийского и мирового масштаба. Борясь за русскую национальную систему воспитания, он не провозглашал ее исключительной для России, а предполагал творческую переработку и применение ее к просвещению других народов. Исходя из общей теории Ушинского, все педагоги могли создавать свои национальные - украинскую, чукотскую, грузинскую, татарскую, якутскую, чувашскую и т.п. - системы просвещения. Таким образом, просветители-демократы нерусских народов считали закономерным перенесение положений Ушинского о национальной (русской) системе воспитания в любую национальную педагогическую систему, т.е. принимали его педагогику как науку, обогащающую истинами первостепенной важности все народы страны. Тем более что и сам Ушинский понимал важность духовного сотрудничества народов в составе единого государства.

Прекрасно зная обычаи, обряды, традиции родного народа, Ушинский глубоко проникал в его духовную жизнь. Как всякий великий педагог он был энциклопедистом-философом, психологом, антропологом, историком, лингвистом, этнографом, фольклористом, литературоведом. В поле его зрения были все сферы духовной жизни славянских народов, он восхищался преемственностью и общностью их культур.

На основе сравнения народностей, их истории, обычаев, духовных сокровищ, языков Ушинский приходит к оценке духовного своеобразия русской нации и связанного с ним своеобразия языка: «Русский язык ... сообразно размашистому характеру народа, сообразно размашистому разбегу русских полей, любит разливаться свободно, подобно сильному источнику, выбивающемуся широкой волной из недосягаемой глубины». Так, личным примером Ушинский учил педагогов других народов любви к своим корням, родному языку; в его словах - горячий призыв ко всем - знать и любить родину, народ, его живую душу. Служа России, он служил всем ее народам, служа всем российским народностям, служил своему великому отечеству: в рамках единого государства для него одно было немыслимо без другого.

Ушинский до сих пор продолжает оставаться вдохновляющим примером в воспитании у молодежи общероссийского патриотизма, высокой культуры межнациональных отношений, гуманности в отношениях между людьми независимо от их национальности.

4. ВКЛАД А.С. МАКАРЕНКО В ЭТНОПЕДАГОГИКУ