Смекни!
smekni.com

Формирование у детей универсального музыкально-эстетического восприятия (стр. 2 из 4)

Тип восприятия определяется не только особенностями самого слушателя, уровнем его подготовленности и навыками восприятия, но и характером музыки. Так, первому типу соответствуют программные произведения и произведения, построенные по законам драматургической композиции—с выделением ярко характерных тем, подобных персонажам, героям или их высказываниям, с конфликтным развитием, с четкой дифференциацией музыкально-логических этапов развития. Второму типу отвечают произведения лирико-психологического характера и соответствующие способы построения композиции, например, импровизационно-свободное развертывание материала, волновой принцип развития. Оба эти типа требуют от слушателя большой активности в процессе восприятия и достаточно высокого музыкального уровня подготовки.

Третий тип восприятия — пассивное слушание — часто является следствием низкого уровня музыкальности, следствием отношения к музыке как к фону, сопровождающему какую-либо внемузыкальную деятельность. Ему нередко соответствуют и определенные способы организации музыкального материала в так называемой легкой музыке, в пьесах развлекательного характера.

Данные психологии музыкального восприятия позволяют четко систематизировать изучаемые в музыкально-теоретических курсах исполнительские и композиторские средства — по эффекту их воздействия, по ассоциативным связям с действительностью, но механизмам слуха.

Из психологических оснований дифференциации музыкально-выразительных средств особое значение имеет многослойность времени, переживаемого в процессе развертывания музыки слушателем. По существу в восприятии сливаются и вместе с тем разграничиваются три как бы параллельно текущих потока музыкального времени, соразмерных трем стрелкам некоего музыкального хронометра восприятия — музыкальным секундам, минутам, часам.

Третий масштабно-временной уровень музыки — это уровень собственно композиционный. К нему в музыкально-теоретических курсах относится все то, что касается музыкальных форм. Композиционные единицы — музыкальные темы, части музыкальной формы—экспозиционные, развивающие, репризные и т. д. в своем движении, развитии опираются на механизмы памяти, логики мышления, на ассоциации с сюжетностью, с развитием событий, с драматургией, логикой повествования, с логикой смены эмоциональных состояний.

Выработка навыков музыкального восприятия на каждом из трех масштабно-временных уровней требует особой методики и особого внимания со стороны педагогов.

Теоретическое исследование музыкальных произведений столь большого жанрового диапазона без учета типологии восприятия не может быть успешным. Необходимо обращение к данным исследованиям музыкального восприятия.

Основательная разработка проблем музыкального восприятия и их органичное, систематическое и методически целесообразное включение в педагогический цикл музыкально-теоретических дисциплин — это очень трудное дело, требующее максимальной осторожности, корректности, а вместе с тем это один из эффективных путей объединения трех разных подходов к музыке — композиторского, исполнительского и слушательского. Это путь, диктуемый гуманистической направленностью современной прогрессивной музыкальной педагогики.


2. О генезисе восприятия музыки

2.1 Из материалов наблюдений над музыкальным развитием детей

Многие из закономерностей музыкального восприятия, рассматривавшихся в предшествующих очерках, могут быть охарактеризованы еще более полно, если для их анализа прибегнуть к методам генетического направления современной психологии. То, что в восприятии взрослого человека предстает перед исследователями как уже налаженный отработанный механизм, четко действующая функция, в действительности проходит в процессе развития длительный и сложный путь. В ходе формирования навыков музыкального восприятия отпадают, редуцируются многие несущественные для дальнейшего звенья, складываются сложнейшие иерархические системы осмысления, семантического заполнения усвоенных музыкально-выразительных средств, многое прячется, уходит вглубь. Эти процессы интериоризации совершаются обычно в раннем детском возрасте, и, изучая материалы, относящиеся к этой стадии развития человека, исследователь получает возможность раскрыть реальную внутреннюю структуру той или иной особенности. закономерности музыкального восприятия.

Детское восприятие музыки обычно исследуется с позиций психологии или педагогики. Можно назвать работы целого ряда исследователей, посвященные вопросам развития музыкального слуха, певческого голоса и музыкального восприятия детей. Это, например, работы С. Н. Беляевой-Экземплярской, Н. А. Ветлугиной. Л. А. Гарбера, Г. А. Ильиной, Е. А. Мальцевой, Т. А. Репиной, это статьи в сборнике «Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве» и многие другие.

Однако музыкальное восприятие в детском возрасте и его особенности представляют большой интерес также для музыкальной теории и эстетики. Изучение психологии музыкального восприятия детей может дать важнейший материал для выяснения специфики музыкального языка и природы музыки, как искусства, для исследования ее связей с речью, мышлением, эмоциями, с разнообразными видами и формами человеческой деятельности и общения. С точки зрения музыкально-эстетической представляет интерес проблема выявления того, как именно в индивидуальном восприятии ребенка преломляются/те наиболее общие и фундаментальные закономерности музыки, без которых было бы немыслимо ее функционирование как общезначимого искусства.

В данном очерке процессы формирования навыков музыкального восприятия рассматриваются с позиций одной из главных задач всей книги—изучения роли широкого жизненного опыта в восприятии музыки. В соответствии с этим материал психологических наблюдений подбирался так, чтобы на его основе можно было достаточно четко отграничить факторы общего влияния окружающей среды на музыкальное развитие ребенка от факторов специального педагогического воздействия. В наибольшей степени этому требованию удовлетворяют наблюдения над музыкальным развитием детей, не обучающихся специально под руководством музыкантов-педагогов. Именно такой материал дает возможность как бы в «чистом виде» выявить, как воздействует на развитие музыкального восприятия сама окружающая среда, как это развитие соотносится с опытом ребенка, с его речью, двигательно-динамическим и сенсорным опытом, какую роль играют собственно музыкальные впечатления, испытываемые ребенком. Отвечающий названному условию материал и положен в основу данного очерка. Это материал нескольких дневников, в которых делались более или менее подробные и регулярные записи о развитии музыкального восприятия детей дошкольного возраста.

Из ряда имеющихся в распоряжении автора неопубликованных дневников в качестве основных были выбраны три, так как в них, кроме обычных записей—описаний, содержалось и достаточно много нотных примеров. Эти три дневника будут далее обозначаться порядковыми номерами.

Дневник № 1 включает 124 записи, непосредственно касающиеся музыкального развития ребенка. Этот дневник отражает особенности формирования музыкального восприятия девочки дошкольного возраста на протяжении примерно трех лет—от двух с половиной до пяти с половиной лет. Записи вели родители—музыканты по профессии. Родители не проводили с ребенком никаких специальных занятий, направленных на обучение музыке, не предпринимали никаких особых мер для стимулирования развития музыкального слуха, голоса и восприятия. Музыкальное воспитание осуществлялось как бы само собой, стихийно, и если не считать повышенной дозы звучания музыки в доме, а также определенного характера музицирования (разучивание произведений, репетиционная и другие формы домашней работы музыкантов)—если не считать этого, музыкальное развитие девочки испытывало такие же воздействия окружающей среды, какие характерны для большинства случаев, во многих семьях, где любят музыку.

Дневник № 2 содержит 111 записей, в том числе нотных. Это дневник музыкального развития мальчика в возрасте от 3 месяцев до четырех лет. Записи несколько менее регулярны, чем в дневнике № 1. Дневник № 3 состоит из нескольких десятков записей. В него входят главным образом записи мелодий и текстов, сочиняемых девочкой дошкольного возраста. Дневник вел дядя девочки—музыкант по профессии.

Кроме названных дневников принимались во внимание и другие. Однако в изложении результатов анализа конкретные примеры будут приводиться только из этих трех дневников, особенно из первого как наиболее последовательно отражающего развитие восприятия музыки.

Анализ материалов наблюдений показывает, что важнейшим фактором, ведущим постепенно ко все более дифференцированному слышанию музыки, к различению ее мелодических, ритмических, гармонических и других особенностей, является на первых этапах развития ребенка фактор коммуникативного опыта— различение разнообразных ситуаций общения, в которых ребенок сталкивается с музыкой.

В самых общих чертах роль музыкально-коммуникативного опыта заключается в следующем. Коммуникативный фактор—один из важнейших факторов, способствующих преодолению первоначальной недифференцированности восприятия музыки. Большое значение имеет соотнесение музыкального произведения, его характера и языка с жизненным контекстом. Возникают важные для дальнейшего музыкального развития ребенка ассоциативные связи между особенностями музыки того или иного жанра и коммуникативной ситуацией. Существенна также опосредствованная оценки жанра и характера музыки, опирающаяся на восприятие реакции взрослых и на их объяснения.