Смекни!
smekni.com

Основы педагогического сопровождения опекунских семей (стр. 10 из 14)

Из нравственных качеств в большей степени отмечаются внимательность, сопереживание, тактичность, доброжелательность и уважительность.

Наиболее ценными интеллектуальными качествами являются способность понять другого, терпимость к инакомыслию, самокритичность и способность к саморазвитию.

Самыми значимыми профессиональными качествами являются: овладение базовыми воспитательными умениями, в том числеумение осуществлять педагогическое общение, управлять собой, разрешать конфликты, вести полемику, убеждать.

7. Анкета "Какой вы воспитатель: толерантный или интолерантный?" (И. Золотухина)

Практически по всем вопросам анкеты педагог поставила высшие баллы. В итоге средний балл соответствует 9. Это очень высокий уровень толерантности по отношению к окружающим людям.

С обследуемыми семьями была также проведена беседа, в которой был поставлен вопрос об отношениях приемных родителей с социальным педагогом. Родителями было отмечено, что Лагунова Т.Г. курирует их семьи уже 4 года. За все это время она показал себя как компетентный профессионал, способный оказывать образовательную поддержку родителям, беседовать с детьми, разрешать конфликтные ситуации. Это очень выдержанный человек, который уважительно общается, замечания делает в очень корректной форме. Родители постоянно чувствуют ее поддержку и внимательность.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование показало, что ситуация в приемных семьях с религиозно-сектантскими убеждениями способствует благоприятному развитию детей. Отношения в семьях добрые, построенные на доверительных началах. Дети в семьях обеспечены всем необходимым для полноценного развития. С родителями проводится разъяснительная работа педагогом по поводу самостоятельного выбора мировоззрения детьми. Это дает возможность приемным детям не унаследовать от родителей-опекунов сектантские убеждения. Этому аспекту уделяется особое внимание. Контроль исполнения данной установки проводится в ходе бесед с детьми, где выясняется насколько воспитание в семье проходит независимо от религиозных убеждений приемных родителей.

Во многом нормальное развитие приемных детей в опекунских семьях проходит благодаря личности педагога, который курирует семьи. Это человек, который обладает не только всеми профессиональными качествами, но и способен оказать моральную поддержку в любое время. Именно благодаря тому, что социальный педагог постоянно проводит консультации с родителям-опекунами, помогает в разрешении конфликтных ситуаций, проявляет постоянную выдержку, демонстрирует толерантное отношение и корректность воспитание в приемных семьях проходит достаточно стабильно и способствует полноценному развитию личности детей.

Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в проведенном экспериментальном исследовании.

Далее мы проанализируем опыт сопровождения опекунских семей с религиозно-сектантскими убеждениями на примере социального приюта.

3.3 Анализ опыта педагогического сопровождения детей из опекунских семей с религиозно-сектантскими установками

В семьях Каратузского района Красноярского края в последние годы получили распространение семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Преимущественной формой устройства является опека. Если раньше замещающими родителями были в основном родственники, то теперь большинство опекунов – посторонние граждане. Причем большинство приемных родителей – это люди старше 50 лет.

Каратузский район является местностью, где проживает большое количество семей, принадлежащих к различным религиозным тоталитарным сектам. Так, с. Таяты населено членами секты "Церковь последнего завета" лжехриста Виссариона, в самом селе Каратузское проживает много семей секты "Свидетели Иеговы" и т.д.

Семьи сектантов отличаются не плохим устройством быта. Положительным обстоятельством является полное отрицание алкоголя, курения. Отрицательным – безоговорочная преданность своей секте, навязывание своих религиозно-сектантских взглядов окружающим.

Тем не менее, прочные семейные устои сектантских семей, присущие им моральные убеждения помощи нуждающимся, особенно детям, позволяют им становиться опекунами детей, оставшихся без попечения родителей. Часто дети попадают в такие семьи из социального приюта, Каратузского муниципального стационарного учреждения "Социальный приют для детей".

Социальный приют — временное прибежише для ребенка, поэтому одной из главных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом всей совокупности обстоятельств в каждом конкретном случае.

Причины попадания в приют разные. Поэтому прежде чем принять по ребенку решение, определить круг мероприятий по оказанию помощи, необходимо изучить условия семейной жизни ребенка, его родственные и социальные связи (круг общения), интересы, сведения о здоровье, получить данные о посещении дошкольных или образовательных учреждений. Вся эта работа в основном осуществляется социальным педагогом приюта при активной поддержке и помощи со стороны администрации, воспитателей, психолога, медицинского работника.

Основные функции социального педагога в нашем приюте следующие:

1. Сбор информации, касающейся социального статуса ребенка. С этой целью педагог посещает семью ребенка, изучает материальные условия, составляет акт обследования жилищно-бытовых условий, определяет психологический и моральный климат в семье, отношение родителей к ребенку, связывается с другими родственникам и, соседями, школой, милицией и другими учреждениями.

2. Сбор и ведение документации на каждого ребенка в заведенное на него личное дело.

В папку собираются сведения о семье, акты посещения семьи ребенка, свидетельство о рождении (или копия), социальный номер, страховой полис, сберегательная книжка, опись имущества, решение суда и копии приговора, запросы в различные органы и т. д. Обязательно отмечается, какая помощь и поддержка были оказаны ребенку, и предполагаемое решение его дальнейшей судьбы, для этой пели в последнее время мы используем "Социальную карту ребенка".

Такая карта, на наш взгляд, является удобной для оценки жизненной ситуации ребенка, правильности сопровождения ребенка, поскольку все мероприятия фиксируются в дневнике.

3. Установление контактов и поддержание связи с другими учреждениями, занимающимися оказанием помощи детям из неблагополучных семей.

4. Помощь директору приюта в подготовке документов для возбуждения уголовных дел в интересах ребенка на усыновление, взятие под опеку или перевод в другое учреждение.

5. Социальная поддержка ребенка во время его пребывания в приюте (устройство в школу и т.д.).

6. Наблюдение за условиями жизни детей, живших в приюте и вернувшихся в семью или взятых под опеку.

Из сказанного следует, что важной задачей социального педагога на данном этапе является изучение условий жизни семьи с тем, чтобы принять правильное решение о возможности возвращения в семью или передаче ребенка под опеку. Очень часто детей вынуждены передавать опекунам, причем не родственникам, а посторонним людям.

В данный момент начинается самый ответственный этап, заключающийся в совместных усилиях приемных родителей и социального педагога по адаптации ребенка к новым жизненным условиям. Следует отметить, что во многом дальнейшая тактика воспитания в опекунской семье будет зависеть от того, какие задачи педагог поставит перед приемными родителями, какие требования сформулирует. Здесь важна четкая профессиональная позиция и использование имеющихся знаний. Надо отметить, что социальный педагог не обладает карательными функциями, его задача — полнее оценить ситуацию, а для этого необходимо установить контакт и взаимопонимание с новой семьей ребенка

Так, в начале знакомства с опекунской семьей следует использовать методики изучения семейного социума и педагогического просвещения замещающих родителей, которые применяются педагогами центра. Работу с родителями-опекунами начинают с тщательного изучения семьи, используя различные методы: наблюдение, посещение семьи, метод ретроспективного анализа биографий, беседа, анкетирование родителей, творческие беседы и т.д.

Выбор метода следует исходя из конкретных условий. При этом надо иметь в виду, что каждый из методов выполняет по отношению к другим компенсирующую и контролирующую функции.

При первых посещениях мы используем ряд приемов, рекомендуемых зарубежными психологами. В данном случае слово "клиент" относится как к родителям или другим членам семьи, так и к самому ребенку.

1. Начать беседу с "разминки" — разговора на нейтральные темы. Особенно важно соблюдать это правило, начиная разговор с опекунами с религиозно-сектантскими убеждениями, так как они настороженно относятся к попытке проникнуть в их мир.

2. Продемонстрировать сочувственный отклик, выразить понимание сложности ситуации. Чуткость способствует установлению контакта, так как собеседник начинает воспринимать социального работника как человека заинтересованного в его судьбе.

3. Быть искренним, не подавлять своих чувств. Манера общения — открытая, непринужденная. Такой способ общения способствует нейтрализации негативных эмоций клиента.

4. Прежде чем изучить интересующую социального работника проблему, следует проявить внимание к нынешнему со стоянию родителей.

После такой подготовки можно перейти к изучению интересуюшей проблемы. Во время дальнейшей беседы с помощью поощрительных реплик поддерживать обратную связь.

В первое время визиты к приемным родителям должны быть более частыми, в дальнейшем – обязательно 1 раз в квартал и по мере необходимости. Но опосредованный контроль над ситуацией в семье должен осуществляться постоянно. Для этого проводятся беседы с людьми, которые видят жизнь семьи: родственники, соседи, учителя, воспитатели и т.д. Желательно каждое посещение оформлять в виде отчетов, чтобы выявить динамику изменений в социальном благополучии ребенка.