Обучение книжной иллюстрации старших школьников на уроках компьютерной графики (стр. 1 из 13)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Факультет изобразительного искусства

Отделение очного обучения

Кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

Тема: «Обучение книжной иллюстрации старших школьников на уроках компьютерной графики»

Специальность – 050602 (изобразительное искусство)

2010 год


Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы книжной иллюстрации

1.1 Понятие иллюстрации

1.2 История искусства книжной иллюстрации

1.3 Знаменитые художники-иллюстраторы

Глава II. Компьютерная графика в книжной иллюстрации

2.1 Понятие компьютерной графики

2.2 Применение компьютерной графики в книжной иллюстрации

2.3 Графические редакторы, используемые в школе на уроках компьютерной графики

Глава III. Технология выполнения дипломного проекта

3.1 Проектный анализ книги

3.2 Выполнение иллюстраций

3.3 Верстка издания

3.4 Подготовка к печати, печать и послепечатная доработка

Глава IV. Методика обучения книжной иллюстрации старших школьников на уроках компьютерной графики

4.1 Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики

4.2 Цели, задачи и содержание занятий факультативного курса

4.3 Методы, приемы, средства обучения компьютерной графики

4.4 Тематический план и ход урока

Заключение

Список литературы


Введение

Проблема исследования и его актуальность . В наше время компьютерная графика стала основным средством связи между человеком и компьютером, т. к. в графическом виде результаты становятся более наглядными и понятными. С каждым днем компьютерные технологии развиваются и приобретают все более широкое распространение в разных областях жизни, в том числе и в сфере изобразительного искусства. Как известно, дети и подростки усваивают новые знания и навыки проще, чем взрослые, при условии интереса к изучаемому предмету. По этой причине занятия компьютерной графикой должны стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Серьезной проблемой в контексте современной реальности является недостаточное внимание к обучению компьютерной графике в школе, а также отсутствие необходимых условий, средств и квалифицированных специалистов в данной области. Поэтому необходимо создать все условия для реализации обучения компьютерной графике в каждой общеобразовательной школе. Потребность в применении информационных компьютерных технологий в области художественного образования подтверждает целесообразность, своевременность и актуальность данного исследования.

Цель исследования – разработка и экспериментальное апробирование содержания и педагогической технологии обучения компьютерной графике учеников общеобразовательной школы.

Предмет исследования – разработка методики обучения учащихся общеобразовательной школы компьютерной графике на примере работы над оформлением книги сказок для детей.

Объект исследования – дидактические аспекты процесса обучения компьютерной графике учащихся средней общеобразовательной школы.

Методологической основой исследования являются труды ведущих педагогов, психологов, теоретиков искусства, и практикующих художников: С. В. Симоновича, Г. А. Евсеева, А. Г. Алексеева, С. В. Кошелевой, А. С. Дерягина, Л. С. Выготского, Е. В. Лебедева, Р. Черных, Б. Дехтерева, Д. Херна, М. Паулина Бейкера и др.

Одной из главных задач школы является подготовка учащихся к поступлению в различные учебные заведения. Курс компьютерной графики призван привить ученикам любовь к изобразительному искусству, дизайну, подтолкнуть их к выбору изобразительного искусства как профессиональной стези. Для абитуриентов, поступающих на художественные специальности, больше всего требуются знания и умения в рисунке, живописи и композиции.

Компьютерная графика – это область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений (рисунков, чертежей, мультипликации) на компьютере. Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры. Это новый, необычайно интересный и перспективный предмет, а компьютер здесь выступает просто как инструмент художника – такой же, как и карандаш, перо или кисть, но, естественно, обладающий своими специфическими возможностями. Наиболее простой способ увидеть компьютерную графику на практике – включить телевизор. Заставки ко многим телевизионным программам представляют собой именно компьютерную графику. Она играет важнейшую роль в создании компьютерных игр, мультипликации, мультимедийных учебников, самостоятельных графических произведений, иллюстраций для разного типа книг, как научных, так и художественных, наглядных пособий, рекламных плакатов, открыток и так далее.

Востребованность компьютерной графики возрастает в разных отраслях дизайна: промышленного, архитектурного, полиграфического, художественного и других. Ребенок ежедневно встречается с компьютерной графикой, листая свои первые книжки, разглядывая иллюстрации, всматриваясь в текст. Как правило, эти книги сверстаны с помощью компьютерной издательской системы, иллюстрации разработаны или отсканированы, а затем обработаны в каком-либо графическом редакторе.

Компьютерная графика всё чаще является той основой, из которой возникает дизайн промышленных изделий, интерьеров и даже природного окружения человека! Прекрасные программы ландшафтного визуального конструирования позволяют подобрать для каждого уголка такую композицию трав, кустарников и деревьев, чтобы она радовала красотой круглый год, успешно развивалась, причиняя минимум хлопот, и дарила максимум удобства и здоровья.

Наверное, многие из вас смотрели современные зарубежные мультфильмы «Мадагаскар», «Ледниковый период», «Сезон Охоты», а также российские мультфильмы «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Князь Владимир». Всё это продукты компьютерной графики. Также ее элементы часто встречаются в программах, посвященных путешествиям, кулинарным рецептам, юмору, в фильмах и передачах можно увидеть анимированных героев.

Этот список можно продолжать бесконечно, поскольку многочисленные элементы дизайна и окружающей человека неодушевленной среды все чаще создаются с помощью компьютерной графики, а количество специализированных программ постоянно растет.

Таким образом, компьютер в наше время стал универсальным инструментом художников, оформителей, дизайнеров и мультипликаторов.

Мир, в котором начинают жизнь сегодняшние дети, в немалой степени является воплощением графических образов некогда мерцавших на экранах компьютера. Вне зависимости от того, насколько этот факт осознается и понимается, значение его для эстетического воспитания ребенка трудно переоценить, ведь, как верно заметил А.И. Буров, «Любое эстетическое отношение не существует без эстетического предмета, эстетический предмет есть условие формирования эстетического отношения» (6, стр 47).

Без компьютерной графики мир был бы иным, чем он есть сейчас. А сейчас он для рожденного в нем ребенка – единственно возможный, самый живой, понятный и родной (чтобы не думали о нем, сотворившие его взрослые, как бы ни оценивали, в какие бы схемы ни пытались вписать).

Можно смело утверждать, что сегодня компьютерная графика является значимым фактором современной эстетической среды (организации материально-предметного и духовного окружения человека). В этом и заключается первостепенное значение компьютерной графики для эстетического воспитания ребенка. Воспитательное воздействие становится особенно актуальным, когда знакомство с компьютерной графикой выходит на уровень практической деятельности учащегося школы и реализуется в социальной среде, окружающей ребенка в виде поздравительной открытки для друзей и родственников, календарей, оформления обложек и вкладышей к аудио кассетам, пригласительных билетов на школьные праздники, буклетов.

Компьютерная графика зародилась на рубеже 40-х и 50-х годов в США, но "доступ в массы" получила в первой половине 80-годов. Это было связано с возникновением персональных компьютеров, доступных на Западе практически каждому. Ряд уникальных свойств, которыми обладает данный вид искусства, отличает ее от всех традиционных способов создания графического образа. Прежде всего, это легкость манипулирования изображением. Ребенку очень просто не только стереть какие-то его части и добавить новые, но и заменить один цвет на другой, высветлить или затемнить и даже поменять всю гамму. С помощью графического редактора на экране компьютера дети могут создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию.

Работая с большим интересом, дети легко и быстро входят в мир компьютерной графики. Этому способствуют дружественные интерфейсы современных графических оболочек. Например, самый простой программный продукт по созданию компьютерной графики, интегрированный в ОС Windows, графический редактор Paint. Программа легко поддается освоению детьми даже младшего школьного возраста, для старших школьников она выступает первой по счету программой для ознакомления с компьютерной графикой. Работы, выполненные в редакторе Paint, радуют глаз своими яркими, насыщенными цветами. Работая в Paint, дети становятся подготовленными для освоения более сложных программ, таких как Corel DRAW, Adobe Photoshop и др.

На уроках компьютерной графики дети приобретают базу знаний в области компьютерного изобразительного искусства, изучают его основные направления и возможности при освоении наиболее распространенных и часто используемых программных средств. На примере программ Paint и Adobe Photoshop дети осваивают азы растровой графики. Возможности векторной графики изучаются на основе программы Corel DRAW.