Смекни!
smekni.com

Духовно-нравственное воспитание младших школьников (стр. 6 из 11)

Дисциплинированность требует выдержки, твердости, настойчивости, умения себя сдерживать. Она имеет в своей основе волевое начало, но включает также и другие нравственные привычки, необходимые для общения, такие, как вежливость, предупредительность, внимание к окружающим, внутренняя собранность и организованность. Выработка полезных привычек, развитие воли в то же время дисциплинируют человека. При этом важны не только внешняя собранность, подтянутость, приятные манеры, но и внутренняя убежденность в необходимости избранной линии поведения.

Основной, путь выработки сознательной дисциплины — организация воспитательных дел, входящих в систему социально-ориентированных ВМ. Доминирующая цель этих дел — выполнение правил поведения, соблюдение режима и определенного распорядка жизни, деятельности школьников. Для этого в каждом учебном заведении определяются правила поведения, которые отражают, с одной стороны, моральные принципы общества, с другой — специфику работы данного учебного учреждения. Правила поведения раскрывают смысл дисциплинарных требований и их значение. Так, «Правила для учащихся» и «Правила внутреннего распорядка» в школе обязывают учащихся поддерживать чистоту помещения, аккуратный внешний вид, быть сдержанными, предупредительными, вежливыми по отношению друг к другу и к старшим, добросовестно относиться к своим обязанностям.

Сегодня «Правила для учащихся», действовавшие в школе 60-80-х годов, вошли в противоречие с требованиями жизни. Теперь право вырабатывать, собственные правила предоставлено всем учебно-воспитательным заведениям. Но оказалось, что разработать их непросто, ибо должны быть тщательно учтены не только обязанности, но и права и свободы воспитанников. Последние так долго игнорировались и подавлялись нашей школой, что педагоги испытывают немалые затруднения, пытаясь вернуть школе статус общественного учреждения.

Определенный порядок жизни и деятельности школьников принято называть режимом. Режим — это постоянно текущее воспитательное мероприятие. Выполнение режимных требований — одно из основных условий эффективного воспитания: режим быстро вырабатывает устойчивые привычки личности. Воспитанники привыкают к правильному чередованию труда и отдыха, учатся определять объем работы, усваивают гигиенические требования. Соблюдение режима не только оказывает положительное влияние на физиологические функции организма, но играет большую дисциплинирующую роль: приучает к определенному стилю поведения, помогает выработать умения и навыки выполнения дисциплинарных требований.

Среди общих требований, определяющих успех воспитательных мероприятий дисциплинарной направленности, выделяются следующие. Каждое новое мероприятие, основываясь на предыдущем, должно продолжать процесс выработки сознательной дисциплины на более высоком уровне. Поэтому и сами мероприятия могут повторяться или механически переноситься из одной школы в другую. Они должны исходить из общих принципов, но быть нестандартными, соответствовать условиям места и времени, потребностям именно данной школы, все время усложняться. Поскольку воспитание идет не по частям, а в комплексе, то и мероприятия всегда должны выполняться в определенной, четко слаженной системе.

1.3 Технологии воспитания

Рассмотрим как пример технологию «жесткого» коллективного воспитания великого педагога А.С. Макаренко,[15] технологию гуманного коллективного воспитания педагога В.А. Сухомлинского и современные тенденции, и принципы организации воспитательной деятельности в общеобразовательной школе разработанные ведущими специалистами страны в области педагогики и воспитания (О.И. Аладко, О.В. Арепьев, Т.В. Барыбина, Н.С. Григайтес, А.В. Денисюк, О.Н. Шаверская и т.д.).

Технология «жесткого» коллективного воспитания А. С. Макаренко с современных гуманистических позиций может быть названа «жесткой»; это отражение сталинского социализма в воспитании; приоритет общественного над личным, принуждение через коллектив, рассмотрение личности, как средства достижения общественных целей. Однако многие её стороны не потеряли актуальности и могут быть взяты «на вооружение»: высокая ответственность дисциплинированность личности, гражданские качества и многие другие, не говоря о золотых открытиях методики формирование коллектива.

Продуктивность и долголетие этих идей Макаренко[15] во многом обуславливаются тем, что он строил свою деятельность на знании и использовании психологических особенностей юношеского и подросткового возраста, которому свойственны стремления к самоутверждению и созиданию, оптимистическому взгляду на мир, мажорное восприятие жизни.

Первая цель воспитания – формирование коллектива. Главный итог воспитания – общественная направленность личности.

- характер (дисциплинированность, трудолюбие, инициатива)

- внешнее проявление (смелость, мужественность, долг, честь и др.)

- внутренняя убежденность (честность, коллективизм)

- политическое воспитание (патриотизм, преданность Родине и др.)

-знания (опыт, квалификация, грамотность, образованность).

«Я под целью воспитания, – писал Макаренко, – понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера. При этом в понятие характера вкладываю все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений, и внутренней убежденности и политическое воспитание и знание – решительно всю картину человеческой личности»

Коллектив, по мнению Макаренко не подавление внутреннего человека, а возможность воспитания всех его проявлений.

Только создав единый общественный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения. Таким образом, в воспитательных учреждениях Макаренко интересы коллектива – абсолютны, права личности – относительны.

Основная и коллективообразующая деятельность – труд. Труд сам по себе не воспитывает, воспитывает его смысл.

Принцип целесообразности содержания жизнедеятельности коллектива: чередование учебы, труда, политико-воспитательной работы, физического воспитания и гигиены, культурного быта, игры.

Дисциплина, указывал Макаренко, должна быть сознательной. Люди должны понимать, что это такое и для чего нужно. Воспитанники должны понимать следующее:

1. Дисциплина помогает коллективу лучше и быстрее достигать своих целей.

2. Она нужна для воспитания каждого, воспитывает умение преодолевать трудности выполнять трудные работы и даже подвиги.

3. Дисциплина выше интересов отдельных членов коллектива.

4. Она украшает коллектив.

5. Дисциплина ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своем праве, путях и возможностях именно для каждой личности.

Наказание – законно и необходимо, но оно не должно быть унижением, насилием.

Технология А.С. Макаренко воспроизводилась и использовалась в России и за рубежом. Ее жизненность была доказана в опыте, замечательных последователей Макаренко: Г.М. Кубракова, Н.П. Дубинина, А.А. Захаренко и др. Они добивались хороших результатов, опираясь на демократические стороны технологий А.С. Макаренко и отказываясь от ее внешнего максимализма.

Долгие годы авторитет А.С. Макаренко был непоколебим. Но в последнее время положение изменилось. Процессы демократизации и гуманизации воспитания подтолкнули педагогов к осмыслению и переосмыслению прежних ценностей. Появились альтернативные взгляды на воспитательную систему А.С. Макаренко. Одним из первых таких исследователей, был доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Азаров. Вот выдержка из его книги: «... Тем и страшен Макаренко, — отвечал я спокойно, — страшен тем, что талантлив. Тем, что стал певцом не внешней диктатуры, а глубоко внутренней, когда насилие с радостью принимается теми, на кого оно направлено. Макаренко создал набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через коллектив, в коллективе! Школа — завод! Мажор! Нам нет дела до личности! Совесть, гармоническое развитие, сострадание — буржуазные категории. Мы создаем педагогику параллельного действия, а это значит, плевать на страдания каждого отдельного человека, лишь бы коллектив в фанфарном марше топал к начертанным победам! «Макаренковщина» исчерпала себя»[25].

Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского[27] преследует гуманистическое начало в воспитании: опору на положительное в ребенке, поощрение самостоятельности и творчества, отсутствие жесткого регламента познания.

Главная цель – нравственно-воспитательный мыслитель, любящий Родину и свободу.

В основании нет главного и второстепенного, (как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.)

Эстетические, эмоциональные начала в воспитании: внимание к природе, красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общение детей, чувство удивления. По мнению В.А. Сухомлинского, ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь.

«Трагедия нашего воспитания состоит в том, что ясно лишь исправляем недостатки, в то время как нужно находить и взращивать достоинства, и тогда их бурная поросль заглушит сорняки недостатков».

Коллектив – это содружество единомышленников, содружество гражданское, идейное, творческое, трудовое, в которое каждый приносит что-то для обогащения его духовной жизни, и из общего каждый что-то берет для полноты своей личной духовной жизни, для полноты своего счастья. Решающими стимулами, одухотворяющими жизнь коллектива, становится не организация и управление, ответственная зависимость, а богатство духовной жизни, полнота интересов, взаимный обмен духовными богатствами.