Смекни!
smekni.com

Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина (стр. 11 из 13)

Ученик 2: В стихах о любви поэт больше пишет о себе, о своей душе, о своей собственной трагедии. У него нет чисто любовной лирики, она обязательно имеет выход в другую тему. В этом и заключается специфика темы любви в творчестве Есенина.

Учитель: Спасибо. Действительно, любовная лирика Есенина часто переходит в философскую, поэт задумывается о жизни и смерти (например, в стихотворении «Дорогая, сядем рядом»: «Месяц на простом погосте На крестах лучами метит, Что и мы придем к ним в гости, Что и мы, отжив тревоги Перейдем под эти кущи. Все волнистые дороги Только радость льют живущим»). Однако тема жизни и смерти появляется в творчестве поэта и вне любовной лирики и часто соединяется в одну: в тему скоротечности бытия. Так, в данном контексте важным является программное стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу». Прослушаем индивидуальное сообщение об истории его создания.

Ученик: По свидетельствам современников поэта, это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в «Мертвых душах» Гоголя. Иногда в разговорах Есенин полушутя добавлял: «Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь». И наизусть читал самый любимый отрывок из «Мертвых душ» - начало шестой главы первой части: «прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: все равно, была ли то деревушка, бедный уездный городишко, село ли, слободка, - любопытного много открывал в нем детский любопытный взгляд. Всякое строение, все, что носило только на себе напечатление какой-нибудь заметной особенности, - все останавливало меня и поражало…

Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! О моя свежесть!»

Учитель: Спасибо. А теперь прочитаем стихотворение вслух.

Ученик 2:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Учитель: Какие образы, какие строчки более всего вас затронули и почему?

Ученик: «Все пройдет, как с белых яблонь дым», «Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне», «Будь же ты вовек благословенно Что пришло процвесть и умереть». Они произвели на меня большое впечатление потому, что в них как бы соединяется грусть и радость, мне кажется, что именно они играют важную роль в стихотворении, придавая ему особое настроение.

Учитель: Итак, какой же настрой задают эти строки всему стихотворении? Для чего это необходимо?

Ученик: Общее настроение стихотворения – светлая грусть. От грустных размышлений о быстротечности жизни лирический герой переходит к философскому обобщению и радуется тому, что жизнь, хоть и короткая, есть.

Учитель: Верно. Посмотрим, как способствует воплощению этой мысли композиция стихотворения?

Ученик: Стихотворение можно условно разделить на три части. Первые три строфы - прощание лирического героя с молодостью. Он утрачивает свою «свежесть, Буйство глаз и половодье чувств», охвачен «увяданья золотом», его сердце тронуто «холодком». Четвертая строфа - кульминация (трагическое звучание вопроса «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» и «розовый конь» как символ несбывшихся желаний). Пятая строфа – заключительный аккорд, который звучит тихо и умиротворённо, смерти не избежит ничто живое и в этом поэт видит не трагедию, но закономерность: «Все мы…тленны», «Будь же то вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть».

Учитель: Опираясь на особенность развития лирической темы, попробуйте определить жанр стихотворения, найдите в строфах ассоциативные цепочки.

Ученик: «Я не буду больше молодым» - сердце перестанет быстро биться; «Не заманит шляться…» - угасает «дух бродяжий»; утрачивается «…половодье чувств» - «скупее стал в желаньях». Выводом становится следующий стих «Все мы, все мы в этом мире тленны». Такое развитие темы характерно для элегического мировосприятия, жанр этого стихотворения – элегия. Элегия – жанр лирической поэзии, для которого характерно наличие следующих черт: интимности, мотивов разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия. Как мы видим, многие из этих черт встречаются в анализируемом нами стихотворении Есенина, он приносит в элегию светлое звучание.

Учитель:Какие традиционные есенинские образы наполняют стихотворение? Как цветопись, одна из отличительных примет лирики Есенина, усиливает их?

Ученик: «Страна березового ситца», «розовый конь» (розовый — синоним юности, свежести чувств), клен с медью листьев (что ассоциируется с этой «медью»: остатки былого богатства, поминальный колокольный звон, ярчайший цветовой всплеск) — теплые, пестрые, даже игривые краски. Игривость, пожалуй, всего явнее звучит в тонком оксюмороне «увяданья золотом охваченный», создающем образ осени — постоянный, излюбленный есенинский образ.

Учитель: Какие ассоциации вызывает у вас этот образ? Можно ли провести какие-то параллели с русской поэзией XIXвека?

Ученик: Здесь можно провести сравнение с «Осенью» Пушкина. Пушкинский оксюморон «пышное природы увяданье», по-своему откликнувшийся в есенинском стихотворении, не единственная параллель, вырастающая из этого сопоставления. Оба произведения созданы поэтами примерно на одинаковом временном расстоянии от гибели (около четырех лет), и оба отражают полную растворенность человека в мире природы, слияние с ним, неразрывную связь, ощущение подобия жизни человека и природы. Осень как время зрелости и подведения итогов, время удивительных, неповторимых сочетаний цветов, запахов, звуков становится любимой порой поэтов.

Учитель: В какой мере способствует созданию настроения в стихотворении звукопись?

Ученик:В стихотворении два звуковых комплекса: б – бл («как с белых яблонь дым») и ж – ш («дух бродяжий», «расшевеливаешь», «утраченная свежесть»), которые отражают в стихотворении ощущение весны и молодости, жизни и движения. В первой строке ассонанс (а – у – а – у – а – у; «Не жалею, не зову, не плачу») – три открытых и три закрытых гласных – передаёт взволнованность поэта, чувство безысходности, охватившее его. В последней строке (о – и – о – а – э – и – у – и – э; «Что пришло процвесть и умереть») открытость последнего гласного подчёркивает ощущение свободы поэта от угнетающих его мыслей о смерти. Повторение звука [л’] во втором стихе последней строфы («Тихо льется с кленов листьев медь») так же способствует созданию чувства умиротворенности, спокойствия, возникающего у лирического героя.

Учитель: Таким образом, мы можем сказать, что все в данном стихотворении подчинено формированию философской мысли о бренности бытия. Лирический герой говорит о том, что он «не жалеет». Однако правда ли это? Для того, более точно чтобы определить отношение поэта к жизни и смерти, обратимся к стихотворению «Мы теперь уходим понемногу». В 1924 году умирает его друг, крестьянский поэт Александр Ширяевец, и Есенин пишет стихотворение на его смерть, отражающее философскую позицию автора. Прочтем его вслух.

Ученик:

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Учитель: Это стихотворение показалось вам похожим на «Не жалею, не зову, не плачу»?

Ученик: В какой-то мере. Их объединяет тема быстротечности бытия, в обоих чувствуется светлая грусть, однако только что прочитанное нами стихотворение более мрачное, более соотнесенное с жизнью. В нем лирическому герою поэта земная жизнь представляется более ценной, чем в «Не жалею, не зову, не плачу».

Учитель: Какие два условных пространства мы можем выделить в стихотворении, и как они соотносятся между собой?

Ученик: «Этот свет» (земной мир), который так дорог лирическому герою, и «та страна» (загробный), которая страшна для него, незнакома ему.

Учитель: Поэт описывает загробный мир как место, «где тишь и благодать», а землю называет угрюмой. Почему же лирический герой так привязан к ней?

Ученик: Об этом свидетельствуют различные факторы. Лирический герой сопоставляет природу двух пространств. Земной мир: «Милые березовые чащи», «равнин пески», осины, заглядевшиеся в «розовую водь», там «цветут чащи» и «дрожит лебяжьей шеей рожь». Загробный мир – «тишь и благодать». Лирическому герою не надо благодати в чистом виде, он привязан к тому, что «душу облекает в плоть». Родная природа представляется ему проявлением «души» в ее зримом, ощутимом виде, именно такая она ценна для него.