Смекни!
smekni.com

Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина (стр. 13 из 13)

Работаем со стихотворениями «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни, «Разбуди меня завтра рано».

II.

1. «Сорокоуст» как плач по деревне;

1) Смысл названия стихотворения (В православной церкви сорокоуст молитва об умершем в течение сорока дней после смерти);

2) «Жеребенок» и «поезд» как символы деревни (старого) и города (нового);

Ученик: «милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница»;

3) Представление «новых» реалий в деревенской среде;

Ученик: «О, электрический восход, Ремней и труб глухая хватка, Се изб бревенчатый живот Трясет стальная лихорадка!»;

2. Эволюция образа «гостя» в лирике Есенина;

1) «Дорогой гость» в ранней лирике как нечто созвучное природе;

Ученик: «дорогой гость», «на рассвете он завтра промчится шапкумесяц пригнув под кустом», «воспою я тебя и гостя»;

2) «Скверный гость» в лирике 1920х гг. как преобладание нового над старым.

Ученик: «никуда не уйти от врага. Вот он, вот он с железным брюхом, Тянет к глоткам равнин пятерню», «скверный гость», «железный гость», «соберет его черная горсть», «не свои, чужие ладони».

Учитель: Спасибо. Выполним небольшое письменное задание в классе для того, чтобы облегчить написание сочинения. Ответьте письменно на вопрос не более чем в 5-7 предложениях: Как изменяется образ гостя в лирике Есенина?

Ученик: Согласно стихотворению «Разбуди меня завтра рано», «гость» в ранней лирике Есенина означает предчувствие полного обновления жизни, исполнения самых тайных и высоких надежд и желаний, пришествия будущего, наполненного смыслом и красотой. Это судьба ,которая обретает черты языческого, сказочного чуда. В лирике же 1920 годов «гость» обозначает совершенно иное: его, например, можно трактовать как «машину», механизацию, которая изменяет привычный уклад жизни Руси. Однако смысл может быть более широким, глобальным: это темная сила, которая постепенно поглощает русскую деревню. Впоследствии эта сила обретает черты «города» - как антипода деревни (например, «Мир таинственный, мир мой древний…», «Я усталым таким еще не был»).

Учитель: Спасибо. Теперь мы начнем работать с третьей темой.

Своеобразие образа матери в лирике С. А. Есенина.

Рассматриваем стихотворения «Письмо матери», «Снежная замять дробится и колется».

II.

1. К вопросу об истоках образа матери в лирике Есенина;

1) Бабушка поэта Наталья Евтеевна Титова;

2) Литературная традиция: Арина Родионовна;

Учитель: Пушкин называет ее так: «Подруга лет моих суровых / голубка дряхлая моя», «Давным-давно ты ждешь меня», «Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна?» [Пушкин, т. 2, 1949: 291], лачужка, в которой живет няня – «ветхая». Скажите, опираясь на тексты стихотворений Есенина, что общего у его матери с няней Пушкина?

Ученик: «Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна?» - «Ты жива еще, моя старушка?», «ветхая лачужка» - «ветхий шушун».

2. Образ матери как образ-обобщение. Любовь к сыну как основа образа;

Учитель: Как поэт описывает свою мать?

Ученик: «моя старушка», «загрустила шибко обо мне», «в старомодном ветхом шушуне», «Ты одна мне помощь и отрада / Ты одна мне несказанный свет», «милая, добрая, старя, нежная», «лучше тебя никого не видал»;

3. Отношение лирического героя к матери.

Ученик: «жив и я», «Не такой уж горький я пропойца Чтоб, тебя не видя, умереть», «я по-прежнему такой же нежный и мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом», «Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось», «снова я ожил».

Учитель: Итак, мы с вами поработали со вступлениями и составили примерные планы сочинений. При написании заключения вы должны помнить о том, что оно должно соотноситься с основной мыслью, подытоживать ее. Если вы выполните все требования, то ваше сочинение будет представлять собой целостный текст, все части которого будут логически связаны между собой.

Запишем домашнее задание на следующий урок: написать сочинение на одну из заданных тем.

Так мы завершаем изучение творчества С. А. Есенина в школе. Надеюсь, когда-нибудь вы вернетесь к его творчеству самостоятельно.


Заключение

В рамках данной курсовой работы мы выявили основные особенности изучения лирики в старших классах (особое обращение к эмоциональной сфере учеников, пошаговый анализ стихотворения в единстве формы и содержания, анализ стихотворений с учетом историко-литературного контекста, использование учителем литературоведеческих материалов в процессе подготовки к уроку и другие). В качестве методических разработок была представлена система уроков по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина», в которой мы постарались наиболее полно воплотить знания, полученные нами в ходе теоретической части исследования. Так, по программе В. Я. Коровиной для 11 класса базового уровня на выбранную нами тему отводится 4 урока, которые мы разработали таким образом, чтобы 1) дать ученикам наиболее полные общие знания о жизненном и творческом пути писателя; 2) рассмотреть наиболее важные в лирике Есенина темы (родины, любви и скоротечности бытия), развивать навыки анализа стихотворного произведения и навыки устной речи; 3) подготовить учеников к написанию сочинения по творчеству Есенина, развивать их письменную речь.

Методические разработки уроков, представленные в данной работе, имеют практическую значимость и могут использоваться в практике школьного преподавания курса литературы в 11 классе общеобразовательной школы.


Список использованной литературы

Источники

1. Блок А. А. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 1. – Л. : Худож. лит., 1980. – 512 с.

2. Есенин, С. А. Собрание сочинений в 5-ти томах. Том 1. – М.: Изд-во «Художественная литература», 1966. – 416 с.

3. Есенин, С. А. Собрание сочинений в 5-ти томах. Том 2. – М.: Изд-во «Художественная литература», 1966. – 328 с.

4. Есенин, С. А. Собрание сочинений в 5-ти томах. Том 3. – М.: Изд-во «Художественная литература», 1967. – 384 с.

5. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 1. – М.: Изд-во «Художественная литература», 1964. – 696 с.

6. Маяковский В. В. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 3. – М.: Изд-во «Правда», 1973. – 336 с.

7. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 2. - Изд-во АН СССР, Москва-Ленинград, 1949. – 464 с.

8. Фет, А. А. Стихотворения и поэмы. – Л. : Сов. писатель, 1986. – 752 с. – (Б-ка поэта. Большая сер. 3-е изд).

Научная литература

9. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Изд-во «Художественная литература», 1975. – 504 с.

10. Бондаренко М. А. «А душу можно ль рассказать?» Поэзия Сергея Есенина в школе. – // Литература в школе. – 2003. – № 10. – с. 24-27.

11. Грибанов Б. Т. Женщины, которые любили Есенина. – М.: Вече, 2006. – 320 с.

12. Гулин А. В. «В сердце светит Русь». Духовный путь Сергея Есенина. – // Литература в школе. – 2001. –№ 6. – с. 16-19.

13. Гусляров Е. Н. Есенин в жизни. Систематизированный свод воспоминаний современников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2004. – 768 с.

14. Есенин глазами женщин: Антология. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2006. – 429 с.

15. Есенин и современность. Сборник. – М.: «Современник», 1975. – 405 с.

16. Занковская Л. В. Характерные черты стиля Сергея Есенина. // Литература в школе. – 2004. – № 1. – с. 18-21.

17. Захаров А. Н. Художественно-философский мир Есенина. // Литература в школе. – 2004. - № 2. – с. 7-11.

18. Куняевы, С. Ю. и С.С. Жизнь Есенина. Снова выплыли годы из мрака… - «Бессмертные имена». – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. – 603 с.

19. Лирическое произведение на уроках литературы. - Вологда: Русь. – 1989. 64 с.

20. Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. - М.,1996.– 314 с.

21. Маймин Е.А. Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М.: Просвещение. – 1984. – 160 с.

22. Малофеева Г. А. Тема дома в лирике Сергея Есенин: XIкласс. // Литература в школе. – 2004. – № 2. – с 31-32.

23. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение. – 1977. – 206 с.

24. Марченко, А. М. Сергей Есенин: Русская душа. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. – 368 с.

25. Медведев В.П. Изучение лирики в школе. - М.: Просвещение. - 1985. – 208 с.

26. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение – М.: Просвещение, 1987. – 126

27. Наследие Есенин и русская национальная идея: современный взгляд. Материалы Международной научной конференции. Под ред. О. Е. Вороновой, А. Н. Захарова. Ряз. гос. пед. ун-т имени С. А. Есенина – Рязань, 2005. – 572 с.

28. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2007. – 256 с.

29. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин. Очерк жизни и творчества. – М.: Изд-во «Детская литература», 1976. – 192 с.

30. Рез З.Я. Изучение лирики в школе. - Л.: Просвещение. - 1968. – 173 с.

31. Сергей Есенин и литературный процесс: традиции, творческие связи. Сборник научных трудов. – Рязань: издательство «РИД», 2006. – 352 с.

32. Ташлыков С. А. Сочинение: секреты жанра. Учебное пособие. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2001. – 103 с.

33. Тропа к Есенину: нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность. Автор-составитель Е. М. Кучерян. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.

34. Хмарский И. Д. Анализ литературного произведения в старших классах. Ульяновск : УлГПИ им. И.Н. Ульянова, 1974. – 159 с.

35. Юшин П. Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция. – М.: Изд-во Московского университета, 1969. – 480 с.

Словари, энциклопедии и справочники

36. Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Том 4. Под ред. А. А. Суркова. – М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1967. – 1023 с.