Смекни!
smekni.com

Выбор типа структуры урока в начальной школе (стр. 6 из 8)


Глава 2. Экспериментальная работа по факторам, определяющим выбор типа структуры урока в начальной школе

2.1 Методические рекомендации по диагностике качества знаний

форма урок начальный школа

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ.

Задача учителей начальных классов состоит в том, чтобы развить у детей потребность в написании увиденного, услышанного, прочитанного, учить без боязни делиться своими переживаниями, развивать потребность описывать красоту окружающей природы, красоты человека, приобщать его к миру прекрасного.

Ценность детского сочинения и состоит в том, насколько нашли отражения его чувства, мысли, восприятие им описаного.

И чем раньше начнется эта работа, тем быстрее осуществится продвижение учеников и их развитии.

Уже в I классе я подвожу школьников к восприятию изобразительно-выразительных средств языка, которые служат созданию образа у первоклассников. Разумеется, возможен лишь самый первоначальный подход. Например, уже во втором полугодии I класса мои учащиеся уместно используют известные им изобразительные средства языка, если в первом полугодии проводилась пока устная кропотливая работа.

Вот как проводилось в I классе работа над сочинением-повествованием с элементами описания на тему «Золотой петушок» (из серии «Домашние животные и птицы»). Детям предлагается рассмотреть иллюстрацию, понаблюдать за ее персонажами и составить рассказ с элементами описания, используя изобразительно-выразительные средства (с ними они уже познакомились в букварный период).

Золотой петушок.

Стоял жаркий летний день. Петушок со своей семьей вышел на прогулку. Хотелось пить. Хозяин повел их к озеру. Около озера он стал красивее и веселее. Хвост у него радужный.грудка, словно чешуя.гребешок похож на пламя огня. Спинка переливалась, как золото. А сам он был в шортиках. Курочки были рады. Петя напоил их водой. (Лена Симдяшкина).

Вначале учитель играет существенную роль и направляетмысли детей в нужное русло. Наша цель – содержание пропустить через личностное обсуждение. Вопросы ставятся общего характера.

· Что вы можете сказать об этой иллюстрации? Поделитесь своими мыслями и чувствами.

· Нравится ли вам она?

· Что и чем?

· Что заставило вас повеселиться?

· Что удивило?

· Что можно сказать о его внешности?

· С чем сравнить? Обратите внимание на «одежду» петушка.

Характер вопросов давал простор личной и коллективной мысли, а учитель подхватывал нужную мысль, направлял на поиск. В дальнейшем дети будут сами рассматривать картины и не только расскрывать содержание, но и замечать детали. Выссказывания детей при обсуждении иллюстрации говорит о их наблюдениях, умении сравнивать. Это сочинение показывает, как много можно сделать в I классе для того, чтобы дети продвигались в своих наблюдениях вперед, это подготавливает их для восприятия произведений изобразительного искусства. Девочка не только расскрыла содержание, но и смогла многое заметить и сравнить.

Значит наблюдательность является главным восприятием.в сознании ребенка отражается то, что он видит. Ведь можно смотреть и не видеть. В таких случаях человек много не замечает. Эта своеобразная слепота к окружающему миру обедняет человека, делает его однобоким. Красота рядом с нами, вокруг нас, ее надо увидеть. И мы, учителя начальных классов, должны помочь детям замечать изменения, происходящие в природе, подмечать прекрасное в жизни.

После объявления темы сочинения «Моя любимая игрушка» (I класс) многие дети призадумались. Трудно было не только описать, но и проведенная беседа показала, что первоклассники не замечают детали образа, тонкости в наряде своих игрушек. На вопросы они отвечали: «Кукла нарядная, красивая, ее зовут Лиля» и т.д. И вот здесь учитель должен привлечь их внимание: к внешнему виду куклы (глаза, носик и т.д.), к деталям (несхожесть ее с другими куклами, ее особенности), к тому, какое чувство испытывает ученик при общении с куклой (радость, грусть, печаль).

Беседа показала, что у детей постепенно создавался образ куклы, его неповторимость, они улавливали его настроение,чувствовали радость, у детей появлялись робкие художественные приемы описания.

Приведу в качестве примера сочинение первоклассницы Нины Сизовой.

Пушистик.

У нас в классе есть мишутка Пушистик. Он часто приходит к нам на урок.мишенька хлопает в ладоши и радуется верным ответам детей. На уроках он всегда нарядный. Шерсть яркая, кудрявая, волнистая. Глака и носик, как угольки. Лапки словно зелененькие листочки зимой.сам он очень красивый. Мы его любим.

А это сочинение ее же, но уже в III классе.

Моя любимая игрушка.

Когда я была маленькая, мама на мой день рождения подарила мне куклу. Я назвала ее Мариной. У Марины большие голубые глаза с длинными, черными ресницами. Волосы пышные и волнистые зототистого цвета. Щечки пухленькие и румяные. У Марины очень красивые, розовые туфельки. Платье пышное с белой каймой, а на голове большой, белый бант. Сейчас я уже в куклы не играю. Хожу в школу, учу уроки, играю на скрипке, пианино, читаю книги. Но иногда в выходные дни купаю Марину, стираю ее запылившееся платье. Она меня очень радует. Когда мне грустно, я беру ее в руки, и моя грусть куда-то уходит. Я сней люблю разговаривать, рассказывать ей о себе, своих мыслях и радостях, а иногда и переживаниях. Она смотрит на меня и, кажется, говорит мне: «Успокойся, я рядом с тобой!». Я с нетерпение жду выходных дней, чтобы пообщаться с ней.

Сочинение написано одной и той же ученицей начальных классов. Мы видим, какого мастерства достигла девочка в описании своей любимой куклы. Здесь есть все. Не только повествование с элементами описания и рассуждения, но и показана эмоциональная сторона: ее чувства, мысли, переживания. Прекрасное есть повсюду – в природе, в благородных поступках людей. Но для младших школьников красота природы на первых порах понятнее.

Фрагменты с урока в I классе, где проводилось сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «В чем красотва русской зимы», доказывают это.

После вступительного слова о волшебнице-зиме, чтения стихотворений А.Пушкина, прослушивания грамзаписи «Времена года» П.Чайковского проводится оживленная беседа.

· Какие поэтические картины возникли в вашем воображении?

· Какой любимый цвет у зимы?

· Какое чувство, настроение связано с белым цветос? (Чистоты, света, свежести, праздника.)

· Можно ли узнать, какое настроение у зимы? (Разное)

· Отчего это зависит?

- Значит, зима, как живое существо, умеет переживать, радоваться.

Перед нами стоит задача описать природу зимой, передать ее настроение, красоту зимнего наряда, указать, почему стало так светло и празднично вокруг, описать ее волшебство. Итак, наступила зима. Мы должны поприветствовать ее приход. Что можно сказать о ней? (Зима – чародейка, кудесница, раскинула серебристый ковер, покрыла поля и тропинки, замахала руковицей. И т.д.)

Что можно сказать о погоде? (Погода стоит ясная и морозная.)

А что вам особенно нравится в ясную морозную погоду? (Под солнечными лучами искрятся, переливаются снежинки разными огоньками. Воздух чист и прозрачен. От мороза горят щеки.)

Но вот зима и заглянула в лес. Взмахнула она своей руковицей и окутала березки серебрянным инеем, а на елочки и сосенки надела снежные варежки. (Дети дополняют своими наблюдениями.)

Да, ребята, в лесу стало холодно, и мы вернулись в класс. Остановились и замерли отудивления. Что такое на окнах? (Да это причудливо разрисованы на окнах сказочные узоры, а на них серебрянный иней. Иней переливается, сверкает. Узоры такие красивые, клаз не оторвешь.)

Чем же удивила нас зима в пасмурную погоду?

Первый ученик: тяжелый снег. Тучи заволокли небо. Злой ветер кружит снег, бросает его на землю, ничего кругом не видно.

Второй ученик: метель засыпала куств, надела на деревья белые полушалки.

Значит, для того, чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время. Избегать повторений слов, отбирать только самое главное. Чтобы сочинение получилось ярким, необходимо добиваться связности текста, красочности в описании, правильного построения предложения. Мы должны представить себе зиму так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем.

Обобщая сказанное, хочется порекомендовать учителям:

1) Научить с первых шагов обучения родному языку видеть красоту речи, развивать наблюдательность, помогать замечать изменения в природе, т.е. разбудить и развивать высокие эстетические чувства;

2) Научить грамотно, последовательно описать увиденное;

3) Соблюдать системность в работе, т.е. каждый день отводить на эту работу не менее 10;

4) Чтобы паказать образность, красоту родного языка, знакомить детей с I класса с изобразительно-выразительными средствами языка (олицетворением, сравнением, эпитетами).

Хотелось бы еще остановиться на подготовке к сочинению во II, III классах.

Подготовка начинается задолго до того, как дети будут писать сочинение. Они выписывают отрывки из стихов, собирают иллюстрации, наблюдают, идут в библиотеку и ищут нужные статьи. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Такое направление работы развивает у школьников умение отбирать нужный материал к уроку, самостоятельно добывать знания. Это очень важно, чтобы до написания сочинения дети ужеработали над отдельными словами, предложениями.