Смекни!
smekni.com

Эмоции и чувства 4 (стр. 2 из 3)

Очень ярко показал силу скрытой любви Н. В. Гоголь в «Старосветских помещиках».

И действительно, в каждодневных делах и заботах мы по­рой не замечаем в себе то или иное чувство, хотя оно в нас есть. Но достаточно угрозы близкому человеку или другого неприятного события, как это чувство набирает «силу» и об­наруживает себя.

2. Закономерности эмоций и чувств

Исследование эмоций и чувств, как и любого другого яв­ления, имеет своей целью раскрытие и изучение законов, которым они в своем функционировании подчиняются. Поэ­тому одной из проблем, стоящих перед исследователями эмо­ции и чувств, является проблема закономерностей этих яв­лений.

Даже простое наблюдение показывает, что эмоции и чув­ства человека относительно устойчивы и изменчивы. Даже в течение одного дня человек может одновременно или после­довательно переживать разные эмоции и чувства. И это по­тому, что на него влияют разные жизненные ситуации, каж­дая из которых оказывает свое воздействие: одни из них вы­зывают радость, другие—беспокойство, а третьи — огорчение. При этом различные переживания протекают не просто па­раллельно, а взаимно влияют друг на друга, то, ослабляя, то, усиливая друг друга.

Взаимодействуя друг с другом, эмоции могут «слипать­ся», образуя сложные чувства. Внешняя сторона этого явле­ния хорошо отражена, например, в песне «День победы», в словах — «радость со слезами на глазах». Здесь имеется в виду сложная, единая эмоция, которая синтезирует чувства радости, печали и горя.

Бывает и так, что при изменении ситуации противоположные эмоции и чувства сменяют друг друга. Так, Каренин испы­тывал к Анне попеременно то любовь, то ревность, то ненависть, то презренье.

«Эмоции и чувства—динамические, развивающиеся явле­ния. От слабого переживания они вырастают до очень силь­ного волнения, после чего происходит умерение эмоций до полного их исчезновения, в частности, в силу адаптации или наоборот наступает переход в аффективное состояние. Но бы­вает и так, что одна эмоция, по закону последовательной индукции, сменяется другой, например: гнев — стыдом, раскаянием или депрессивным состоянием. И. А. Сикорскнй пишет: «...страх из своей низшей, полусознательной формы может превратиться в боязнь, т. е. вполне сознаваемое опасение наступления неблагоприятных последствий собственных дей­ствий или складывающихся обстоятельств. Слепой, безумный гнев может перейти в негодование и неодобрение. Печаль при обычных условиях переходит в отчаяние или гнев, но при за­держке может постепенно преобразоваться в грусть и уми­ление». Как правило, эмоция средней интенсивности сменя­ется ровным настроением того же знака. Радость — жизне­радостным настроением, гнев — состоянием раздражения и т. п.

Может наблюдаться и иной исход эмоции, когда она прев­ращается в аффект. Аффект разрешается или глубокой деп­рессией и длительным сном или тяжелым заболеванием (заи­кание, инфаркт) и даже смертью. Эмоция гнева может пере­расти в аффект ярости, радость — в ликование, страх — в ужас и т. п.

«На основе литературных данных и научных исследований можно установить некоторые закономерности динамики эмоций. Одна из них — это суммация или слияние эмоций, протекающих во времени. Как правило, суммируются только однородные эмоции. Вследствие суммации первоначальная эмоция усиливается; прорываясь, она нередко проявляется в форме аффекта. При этом поводом к такой сильной реакции может служить незначительное событие или даже невзначай сказанное слово, задевающее личность. Как говорят в этом случае: «Капля переполнила чашу терпения: Терпел, терпел человек, например, насмешку, и, наконец, терпение стало ему невмоготу. Так, неприязненное отношена двух людей друг к другу, переживаемое в скрытом виде вдруг становится открытым эмоциональным выпадом одного против другого под влиянием только одного недоброжелательного взгляда или слова».

Можно говорить и о такой закономерности эмоций чувств, как их внутреннее вызревание. Человек может испытывать, например, эмоции симпатии или антипатии, но не выражать их, боясь быть не понятым или страшась неприятны последствий. Однако подавляемые, сдерживаемые эмоции не исчезают, а растут, усиливаются и требуют выхода. Настает такой момент, когда торможение ослабевает, и эмоция выражается во всей силе. Так, у люден скромных неожиданно прорывается страстное объяснение в любви, а у боязливых—открытое презрение или гнев.

Закономерной является иррадиация эмоций. Они имеют о тенденцию распространяться далеко за пределы вызвавшего и их раздражителя. Так, гнев распространяется не только на того, кто его вызвал, но и на других людей, к этому совсем а непричастных. Разгневанный видит всех и все в «черном цве­те». Точно так же образованный человек обнимает и целует и не только того, кто принес благоприятную весть, но и близких людей. Он положительно реагирует на всех с кем встречается в это время; смотрит ласково, добрыми глазами, одаривая людей улыбкой и крепким рукопожатием, как говорят: воспринимает мир сквозь «розовые очки».

Закономерным является перенос эмоциональной реакции, с одного объекта на другой. Допустим, Н. разгневан на М.— своего начальника, но, боясь последствий от проявления своего гнева, он «выливает» его не на начальника, а на своих близких и по малейшему поводу проявляет раздражитель­ность, недовольство и другие отрицательные реакции. Бывают случаи, когда невозможно выразить чувство любви тому, кого любишь, из-за смерти последнего, в таких случаях человек эмоционально реагирует на близких умершему людей или даже на его вещи.

«Можно считать закономерной эмоциональную усталость человека, которая выглядит как «притупление» эмоциональной чувствительности. Как уже говорилось, эмоции и чувства человека могут вызываться как внешними, так и внутренними факторами. Отсюда вытекают два следствия: во-первых, в определенные промежутки времени человек может пережи­вать эмоции и чувства то одной и той же, то разных модальностей; во-вторых, эти переживания могут обладать разной силой, от слабой—до сверхсильной. Специальные наблюдения показывают, что если человек в течение длительного времени переживает эмоциональное перенапряжение, то это может вызвать состояние эмоциональной усталости. Мы различаем два вида эмоциональной усталости: общую 1-й частичную, или специальную. О первой разновидности можно говорить тогда, когда у человека «притупляется» чувствительность эмоций и чувств разных модальностей. В своих крайних проявлениях это означает потерю эмоциональной чувствительности, когда человек становится «бесчувственным», но это уже патология. В то же время частичная эмо­циональная усталость — это «притупление» чувствительности эмоций какой-либо одной модальности, например чувство стыда».

Как и другие закономерности, эмоциональная усталость связана с особенностями личности: темпераментом, характер ром, волей и т. п. Они влияют на «порог» эмоциональной чувствительности, за пределами которого наступает эмоцио­нальная усталость. Наблюдения показывают, что люди сильной воли и твердого характера способны выдерживать дли­тельное время даже сверхсильные эмоциональные нагрузки, не уходить в «глухую защиту», у них высокий «порог» эмоциональной чувствительности. В то же время у людей сла­бой воли и характера низкий «порог» эмоциональной чувст­вительности, поэтому у них быстро обнаруживается эмоциональная усталость.

Знание закономерностей эмоций и чувств имеет исключительное значение для предвидения поведения людей, а, следовательно, для управления ими и самоуправления собственными эмоциями и чувствами.

3. Индивидуальные особенности эмоций и чувств личности

Эмоциональные особенности личности связаны, прежде всего, с ее природными особенностями, выраженными в темпераменте, а также зависят от ее воспитанности, общей культуры. Как известно, темперамент зависит от врожденных свойств нервной системы, в частности, таких, как сила, под­вижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Различная комбинация этих свойств образует тип нервной системы. Наиболее ярко представлены три сильных и один слабый тип. Сильные нервные системы в свою очередь подразделяются на подвижные и инертные, уравновешенные и неуравновешенные. Установлена связь темпераментов с типами нервной системы: холерический — сильный, неуравновешенный, сангвинический—сильный, уравновешенны и подвижный, флегматический—сильный, уравновешенный, но инертный, меланхолический—слабый.

«Темперамент влияет на психическую жизнь, проявлении всех психических процессов и свойств личности. Особенно заметно влияние темперамента на эмоциональную жизнь человека. Так, для человека холерического темперамента ха­рактерна легкая эмоциональная возбудимость, сочетающая­ся с силой переживания. И. П. Павлов назвал холериков безудержными людьми. Характерной для них эмоцией является гнев, поэтому холериков называют агрессивными индивидами. Однако, это не совсем так. Они способны бурно радоваться, смеяться до слез, увлекаться до самозабвения. Имен­но они способны к страстному увлече­нию каким-либо делом. И. П. Павлов относил себя к холери­кам, он был чрезвычайно страстным человеком. Однако не стоит делать из холерика идеал. Ему присущи и недостат­ки: несдержанность, иногда переходящая в бестактность и грубость, неадекватность реакции, сильные эмоциональные вспышки».

Для человека сангвинического темперамента характерна легкая эмоциональная возбудимость и умеренная, вследствие уравновешенности нервных процессов, эмоциональная реакция на воздействие. Сангвиник отличается подвижностью нервных процессов, а потому его эмоции быстро сменяют одна другую, не оставляя тяжелых последствий в организме. Характерный эмоциональный тон сангвиника — жизнерадостность, весе­лость. Страдания его мимолетны и поверхностны. Павлов определяет сангвиника как «живой тип», которого ничем не возьмешь, в какие условия его ни поставь».