Смекни!
smekni.com

Перинатальная патология и дизонтогенез речевой деятельности (стр. 1 из 32)

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ И ДИЗОНТОГЕНЕЗ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Криулева М.Г.)

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Знание анатомо-физиологических механизмов речи позволяет пред­ставить сложный механизм речи в норме и дифференцированно подходить к анализу речевой патологии, а также правильно опре­делять пути коррекционного воздействия. На современном этапе развития одним из актуальных направлений психологии и пе­дагогики во многих странах мира является контроль за психическим здоровьем детей с самого раннего возраста. Этот возраст (с рождения до трех лет) в жизни ребенка яв­ляется наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ори­ентировочно-познавательная деятельность, речь и формируется личность.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формиро­вания эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные воз­можности коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нару­шения в его психофизическом развитии и тем самым смягчит вторичные отклонения. Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии являются основополагающим принципом российской дефектологии. Не­смотря на определенные достижения в раз­работке различных диагностических мето­дик и медико-педагогической коррекции ряда отклонений в развитии, в настоящее время в России нет единой системы ранне­го выявления детей с подозрением на те или иные отклонения в развитии. Важнейшей причиной актуальности проблемы ранней коррекции нарушений развития является то обстоятельство, что во всех странах число новорожденных детей с недостатками раз­вития неуклонно увеличивается. По мнению американских специалистов они состав­ляют около 40% всех рождающихся детей. Отечественные педиатры считают, что чис­ло детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья достига­ет 85% новорожденных.

Отклонения, или аномалии, в развитии де­тей разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребенка: его зрительного восприятия, слухо­вой и речевой сфер, двигательной системы. Отклонения могут быть разной степени тя­жести и вызваны разными причинами.

Дефектология тесно связана с различны­ми отраслями медицинских знаний: отола­рингологией, хирургией, офтальмологией, невропатологией и психиатрией, анатомией и физиологией, ортопедией, педиатрией. И это не случайно. Каковы же причины возник­новения аномалий в развитии детей? Да­вайте вспомним факторы, определяющие беременность с высокой степенью риска для плода и ребенка:

  • Демографические: возраст матери ниже 16 или выше 35 лет; рост матери ниже 152 см; масса тела ниже нормы на 20%; родословная отягощена наследс­твенными болезнями; отягощенный акушерский анамнез (бесплодие, предшествующие абор­ты, самопроизвольные выкидыши, мертворождения, гибель новорож­денных детей, многоплодные бере­менности, затяжные роды, кесарево сечение, рождение недоношенных детей с низкой массой тела, наличие детей с пороками развития, психо­неврологическими дефектами и др.
  • Материнские.
  • Факторы высокого перинатального риска (родовые).
  • Неонатальные.

При обследовании нервной системы у новорожденных нельзя воспользоваться в полной мере теми диагностическими стан­дартами, которые используют для детей старших возрастов и взрослых. Объект исследования – новорожденный ребенок, и особенно недоношенный, имеет свою спе­цифику, обусловленную незрелостью ЦНС. О состоянии черепно-мозговой иннер­вации у новорожденного ребенка можно судить по особенностям его мимики, крику, акту сосания и глотания, реакции на звук. Особое внимание следует уделять органу зрения, т.к. внешние изменения глаз в ряде случаев позволяют заподозрить наличие врожденного или наследственного заболе­вания, гипоксического или травматического повреждения ЦНС. К этим симптомам отно­сятся: анофтальмия, микрофтальмия, симп­том Грефе, симптом «заходящего солнца», буфтальмоз, катаракта, колобома радужки, птоз; кровоизлияния в склеру и на сетчатку оболочки глаза, нистагм, косоглазие. Были выделены факторы, нарушающие внутриут­робное развитие головного и спинного моз­га. Тератология изучает аномальное разви­тие плода и стремится выяснить причины и механизмы патологического развития. Сре­ди факторов, принимающих участие в тера­тогенезе человека, выделяют пять групп:

1. Медикаментозные средства, использу­емые во время беременности: талидомид, андрогенные гормоны, тетрациклин, аминоптерин и др.

2. Метаболические дисфункции у бере­менных женщин: сахарный диабет, недо­статочность йода, голодание.

3. Физические факторы окружающей сре­ды

4. Вещества, добровольно принимаемые или вдыхаемые внутрь: курение сигарет, ал­коголь, наркотики.

5. Материнские инфекции: сифилис, краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, ви­рус иммунодефицита человека.

Кроме этого, существует довольно широ­кий спектр ситуаций, при которых возможно инфицирование плода и новорожденного. Среди наиболее информативных выделяют:

I. Факторы, благоприятствующие инфи­цированию плода:

• Заболевание матери (например, ин­фекции мочевыводящих путей, бак­териальный вагиноз).

• Отсутствие специфических факто­ров защиты (например, антител к стрептококкам групп В).

• Латентно протекающие инфекции (токсоплазмос, листериоз, цитоме­галия, герпес-вирусная инфекция, вирусный гепатит).

• Массивное обсеменение родовых путей (например, хламидиями).

II. Факторы, подтверждающие подозрения об инфицировании беременной женщины:

• Лихорадка во время беременности и в родах.

• Местный инфекционный процесс (гноетечение, зловонные около­плодные воды).

• Плодовая тахикардия.

III. Факторы, предрасполагающие к ин­фицированию плода и новорожденного:

• Инфицирование околоплодной жид­кости при преждевременном разры­ве околоплодного пузыря.

• Незрелость плода и новорожденно­го и несовершенство иммунологи­ческих факторов защиты.

• Акушерские диагностические или лечебные вмешательства (амниоскопия и др.).

IV. Факторы, предрасполагающие к ин­фицированию со стороны плода и новорож­денного:

• Асфиксия или гипоксия новорожден­ных и обусловленные этим реанима­ционные мероприятия (ИВЛ, катете­ризация крупных сосудов и пр.).

• Аспирация новорожденным инфи­цированных околоплодных вод.

• Парентеральное введение жидкос­тей и питательных растворов.

• Отсутствие в питании новорожден­ного материнского молозива и груд­ного молока.

Заболевания, связанные с наруше­нием обмена веществ (например, галактоземия).

Ранняя коррекция развития ребенка ста­новится все более актуальной проблемой специальной педагогики как в России, так и во всем мире. Период от рождения и до 3 лет остается, в основном, в ведении медиков.

Выдающиеся педагоги и психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. давно показали важность ранне­го возраста. Однако практически в ранние периоды развития не более 2,5-3% детей получаю необходимую психолого-педагогическую помощь.

Хорошо известно, что и среди нормально развивающихся детей существует некоторый разброс показателей времени созревания нервных структур. Значительно больше та­кая неравномерность выражена среди детей с различными недостатками развития. При формировании высших психических функ­ций более простые функциональные систе­мы включаются в сложные функции в опреде­ленной последовательности. Например, при формировании речи у ребенка сначала развивается взаимодействие слухового и дви­гательного анализатора и несколько позднее включается зрительный анализатор. Дефект хотя бы одной из более простых функций, входящих в сложную систему, затрудняет и замедляет формирование последней.

При формировании сложных функций, при частичном дефекте одной из составляющих, возможна опора не столько на об­ходные, сколько на вспомогательные функ­ции. И в том и в другом случае необходима специально организованная коррекционная педагогическая работа. Глубокое своеобра­зие раннего детства при отклонениях в раз­витии по мнению В.И. Лубовского требует совершенно особого подхода к дифферен­циальной диагностике в этот период.

Как следствие этих особенностей, диагностика нарушений развития в раннем возрасте имеет преимущественно медицинскую ориентацию и должна быть направлена в основном, на выявление наличия повреждения сенсорных органов, двигательного аппарата и центральной нервной системы.

ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ (Горчакова А.М.)

В структуре коррекционно-логопедической работы этап обоснования логопедического заключения занимает важное место, являясь закономерным итогом первичного обследования.

Точное, правильно сформулированное заключение позволяет логопеду направить ребёнка в нужную специализированную группу для обучения, выбрать наиболее эффективные пути преодоления речевого дефекта, осуществить индивидуальный подход, организовать фронтальную работу с детьми, определить динамику и прогноз речевого расстройства.

От умения точно диагностировать речевое нарушение напрямую зависит результат всей коррекционной работы.

Первичное логопедическое обследование – 1 этап

Обоснование логопедического заключения -2 этап

Перспективное планирование – 3 этап

Выбор путей преодоления дефекта – 4 этап

Л.С. Выготский различал следующие уровни диагноза:

• этиологический, учитывающий причины возникновения речевого расстройства;

• симптоматический, констатирующий отдельные признаки;

• типологический, на котором данные обследования «вписываются» в общую картину целостной динамики личности.

Данные уровни выделяются в ходе логопедического обследования и реализуются в логопедическом заключении.