Смекни!
smekni.com

Гражданское общество и правовое государство (стр. 1 из 5)

Реферат

«Гражданское общество и правовое государство»


1. Сущность и основные принципы правового государства

Идея правового государства имеет длительную историю зарождения и развития и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя. Еще древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Сходные взгляды имел и другой выдающийся древнегреческий философ - Аристотель: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем...»

Таким образом, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. Довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, когда в государстве господствуют право, закон.

Однако возникновение целостной концепции правового государства относится к концу XVIII- началу XIX в. - периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, абсолютистских и полицейских режимов, утверждались идеи гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей, не отчуждаемость прав человека, решительно отвергались узурпация публичной политической власти и ее безответственность перед людьми и обществом. Естественно, при всей новизне эти идеи и концепции правового государства, разработанные прогрессивными мыслителями - голландским правоведом Г. Гроцием и его соотечественником философом Б. Спинозой, английским ученым Дж. Локком, французским философом Ш. Монтескье, американским политическим деятелем Т. Джефферсоном и др., опирались на опыт прошлого, на достижения предшественников социальной, политической и правовой теории и практики, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.

Так, в трактовке Дж. Локка, в государстве должен верховенствовать закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы человека, а также обязательно осуществляющий разделение властей.

Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве Ш. Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную, исполнительную и судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главными условиями для обеспечения политической свободы.

Идеи Локка, Монтескье и других представителей политической мысли оказали прямое влияние на конституционное законодательство. Это отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 г., во французской Декларации прав человека и гражданина (1789), целом ряде других правовых актов.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинения государства обществу. Понятие «правовое государство» (этот термин впервые был употреблен в первой трети XIX в. в трудах К. Велькера и Р. фон Моля) явилось непреходящим общедемократическим завоеванием человеческой цивилизации.

В основе правового государства лежит ряд основополагающих принципов. Важнейшие из них следующие.

Верховенство правового закона. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они ни были. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией правового государства.

Реальность прав и свобод граждан. Признаются, утверждаются и гарантируются права и свободы человека. Причем предполагается, что они не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения, т. е. неотчуждаемы.

Взаимная ответственность государства и личности. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Но соответственно и личность несет ответственность перед обществом и государством. (В связи с этим вызывает тревогу ослабление чувства ответственности у немалой части российского населения, равнодушие граждан к делам общества и государства, что порождено длительным периодом застоя, уравниловкой и т. д. Преодолеть отчуждение гражданина от власти, от общественных и государственных дел, повысить ответственность за свои поступки можно, лишь раскрепостив личность, предоставив возможность самостоятельного творчества и инициативы.)

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Власть не должна быть монополизирована одним лицом, органом или социальным слоем, а вся система публичной власти должна соответствовать требованиям права и последовательно его соблюдать.

Разделение властей предусматривает организационно-правовой механизм их взаимодействия и взаимного сдерживания, что необходимо для удержания каждой из них в пределах своих полномочий и вместе с тем обеспечения самостоятельности и независимости от других властей.

Без разделения властей не может быть правового государства и правовых законов.

Наличие эффективных органов контроля и надзора за осуществлением законов. В правовом государстве суд, прокурорский надзор, арбитраж должны обеспечивать исполнение законов.

Особое место занимает проблема положения личности в правовом государстве. Само по себе правовое государство не самоцель, а социально-исторически обусловленная всеобщая форма выражения, организации, упорядочения и защиты свободы в общественных отношениях людей. Содержание и характер свободы определяются уровнем развития общества. Свобода относительна в смысле ее фактической незавершенности, исторического изменения и развития ее содержания, но она абсолютна как высшая ценность и принцип и поэтому может служить критерием человеческого прогресса, в том числе и в области государственно-правовых форм, общественных отношений, положения личности.

В этой связи было бы неправильно считать правовым государство лишь на том основании, что в нем есть право, закон, ибо законы могут быть разными. Важно иметь критерии, позволяющие определять степень демократичности законов, действующих в той или иной стране. На основе многовекового исторического опыта сложились общечеловеческие представления о правах и свободах личности в демократическом правовом государстве, которые положены в основу документов, принятых мировым сообществом. К ним относятся: Устав ООН, а также принятые этой международной организацией Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и ряд конвенций (например, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция против дискриминации в области образования, труда и занятий, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания). В совокупности изложенные в этих документах нормы в области прав и свобод личности составляют международные стандарты. Только соотнося с ними национальное законодательство любой страны, можно делать выводы о степени демократичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан этого государства.

Основным ориентиром в этом направлении является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Декларация представляет собой свод важнейших прав и свобод, без которых невозможно развитие современной цивилизации и которые находятся в системном единстве. В ней формулируются гражданские, политические, социальные, экономические и культурные нрава.

Декларация провозглашает, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Причем в тексте Декларации подчеркивается, что всем комплексом прав и свобод люди должны обладать независимо от их расовой принадлежности, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Среди важнейших гражданских (личностных), политических прав и свобод в тексте Декларации отмечаются: право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; свобода от рабства и подневольного состояния; свобода от пыток и жестокости, бесчеловечных и унижающих достоинство обращения и наказания; право на равную защиту закона; свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания; свобода передвижения; право на свободу совести и религии, свободу убеждений и свободное их выражения; право на убежище, гражданство; право владеть имуществом; право на свободу мирных собраний, ассоциаций; право принимать участие в управлении страной и равного доступа к государственной службе в своей стране.

К числу важнейших социально-экономических и культурных прав, изложенных в Декларации, следует отнести: право на социальное обеспечение и осуществление прав, необходимых для поддержания достоинства человека и свободного развития его личности в экономической, социальной и культурной областях; право на труд, свободу выбора работы, справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы, право на равную оплату за равный труд, справедливое и удовлетворительное вознаграждение; право создавать профсоюзы и входить в них для защиты своих интересов; право на отдых и досуг; право на обеспечение в случае болезни, инвалидности, старости или иного случая утраты средств к существованию; право на образование и многие другие права и свободы.