Смекни!
smekni.com

Институт президентства в современном мире (стр. 4 из 4)

Что касается распространенной во многих европейских странах процедуры избрания президента депутатами парламента, то она более или менее одинакова везде. Например, в Италии президент избирается на совместном заседании обеих палат парламенту.

В ФРГ для избрания президента созывается Федеральное собрание.

В Венгрии в голосовании на выборах президента принимают участие только члены Государственного собрания. В Конституции определено, что «на основе первого голосования избранным на Пост Президента республики считается кандидат, набравший две трети голосов депутатов» (ст. 29Б.2).

Как видно, повсеместно конституционные нормы, регулирующие порядок избрания президента парламентом, допускают несколько туров голосования. Число таких туров в Италии или Венгрии конституционно не ограничивается. В то же время Конституция Греции, имея в виду возможный парламентский тупик на выборах президента, предусматривает, что если в третьем туре голосования ни один кандидат не получает квалифицированного большинства голосов, то Палата депутатов, полномочная избирать президента страны, автоматически распускается и назначаются новые парламентские выборы.

В федеративных азиатских государствах, где президента избирают не на прямых президентских выборах, а через парламент, такие выборы проходят с участием представителей законодательных собраний всех штатов (в Индии) или всех провинций (в Пакистане).

В Индонезии введен специфический конституционный механизм избрания президента. Его выбирают на заседании Национального консультативного конгресса, который собирается раз в 5 лет специально для избрания президента и вице-президента.

Важным элементом систем президентских выборов является продолжительность срока, на который избирается президент. В разных странах предусмотрены различные сроки полномочий главы государства.

Впервые, ограничение срока полномочий президента было введено в Конституцию США в 1787 году.

В Конституции США был закреплен еще один важный республиканский принцип: президент имеет право на переизбрание, но не больше чем еще на один срок.

Так, согласно Конституции Швейцарии, исполнительную власть в этом государстве осуществляет коллегиальный орган – Федеральный совет, из состава которого парламент ежегодно выбирает на 1 год главу государства и правительства – президента Швейцарской Конфедерации.

Не менее уникальным для современной эпохи является конституционно оформленное пожизненное президентство. На сегодняшний день только в одной стране мира Основной закон предусматривает такую норму. Это – африканское государство Малави, глава которого Х.К. Банда занял пост президента в 1966 году.

Однако и в сегодняшнем мире немало президентов, которые, если не пожизненно, то по крайней мере в течение десятилетий, правят своими странами. Так, фактически пожизненным президентом стал глава СФРЮ И.Б. Тито.

Как показывает политическая практика, во многих странах Азии и Африки конституционное определение срока президентства не сопровождается ограничением количества допустимых сроков пребывания у власти.

В США лишь один президент – Ф. Рузвельт переизбирался на свой пост три раза.

В Аргентине, Мексике, Бразилии, Боливии, Чили, Коста-Рике, Ливане президент избирается на один срок и не имеет права на переизбрание. [4]

Конституции практически всех стран требуют, чтобы кандидат в президенты в обязательном порядке был гражданином своей страны. При этом в некоторых странах обязателен тот или иной ценз оседлости. Так, кандидат в президенты США должен проживать на территории страны не менее 14 лет. Однако в соседней с США Мексике для кандидата в президенты требуется всего лишь проживание в стране в течение одного года, предшествующего дню выборов. В Монголии кандидат в президенты также должен проживать в своей стране. В то же время в Польше на президентских выборах 1990 года был официально зарегистрирован и участвовал в качестве одного из кандидатов проживавший в Канаде С. Тыминьский, который одновременно был гражданином Канады, Польши и Перу.

В некоторых странах для кандидатов в президенты введен национально-этнический ценз.

В отдельных странах Азии и Африки официальный или неофициальный национально-этнический ценз для кандидатов в президенты совмещается с территориально-региональным цензом.

Среди требований, предъявляемых к кандидатам в президенты за рубежом, немаловажную роль играет их принадлежность к религии. В большинстве стран Запада и Востока президенты – верующие люди. В США, например, почти все президенты принадлежали к тому или иному направлению протестантизма. Единственным исключением стал 35-й президент США Дж. Кеннеди, который был католиком, и для него приверженность своей религии стала одним из главных препятствий на пути в Белый дом.

В конституциях ряда стран закреплена норма, согласно которой кандидаты в президенты должны обладать пассивным или активным избирательным правом. Так, в ФРГ кандидат в президенты должен обладать правом избрания в нижнюю палату германского парламента – бундестаг.

Во многих странах кандидаты в президенты не должны состоять на действительной военной службе. Другими словами, глава государства должен быть гражданским лицом.

И, наконец, во многих странах для кандидатов в президенты установлен тот или иной возрастной ценз. Наиболее распространенной является норма, согласно которой президентом можно стать по достижении 35-летнего возраста. Такой возрастной ценз для главы государства установлен в США, Мексике, Австрии, Венгрии, Португалии, Ирландии, Исландии, Индии. Для президентов ФРГ и Греции этот возрастной порог выше и составляет 40 лет. В Монголии президентом можно стать лишь в 45 лет, а кандидату на пост главы итальянского государства должно быть не менее 50 лет.

В Индии вообще принято избирать на пост главы государства пожилых, заслуженных и авторитетных людей. Правда, при этом надо учитывать, что объем полномочий и степень нагрузки президента Индии значительно меньше, чем у главы государства при президентской системе правления, когда президент является одновременно и главой государства, и главой правительств.


Заключение

В соответствии с тенденциями современного развития, характеризующимся взаимопроникновением, взаимодействием ветвей власти, новыми представлениями о единстве государственной власти, по иному, чем это было при возникновении концепции разделения властей, ставиться вопрос о власти главы государства. В условиях парламентарных республик она фактически, как власть сведена к нулю, хотя и выполняет важные государственные полномочия. Лишь в экстраординарных случаях, например, при распаде правительства, при утрате им партийной поддержки в парламенте, как это было в 1979 г. в Индии, он может действовать как реальная власть.

В президентской республике исполнительная власть президента трансформировалась в исполнительно-распорядительную. Он не просто исполняет законы, а ведет огромную административную работу, руководит различными сторонами общественной жизни при помощи стократно возросшего и подчиненного ему государственного аппарата управления. Но президент не только исполнитель, главный администратор, руководитель исполнительно-распорядительной деятельности, он активно участвует в нормотворчестве, имея по конституциям ряда стран право издавать акты с силой закона.

В полупрезидентской республике качество президентской власти в определенной мере изменяется. Президент как бы ставиться над ветвями власти, «выносится за скобки», он отнюдь не только исполнитель законов и не главным образом исполнитель. Его исполнительно – распорядительная деятельность дополняется, а иногда и вытесняется арбитражной. Он начинает играть арбитражную роль по отношению к институтам государственной власти, ее ветвям, а иногда и по отношению к обществу в целом. Президенту, конечно, принадлежат исполнительно – распорядительные полномочия и нередко более весомые, чем в президентской республике. Они осуществляются часто им непосредственно, а нередко – через правительство. При президенте создается его собственная администрация помимо администрации правительства. Это отнюдь не орган типа канцелярии, как бывает в парламентарных республиках. Администрация президента (в России этот орган так и называется, во Франции его называют иначе – секретариат Елисейского дворца) представляет собой разветвленную и специализированную систему, нередко подменяющую правительство, а в отдельных отношениях играющую и более важную роль в силу личной близости ее руководителей к президенту. Президент активно участвует в законодательстве, более активно, чем в президентской республике, где он иногда не имеет даже права законодательной инициативы, его нормотворческие полномочия расширены: веди его положение по конституции не ограничено ветвью исполнительной власти, и это дает ему большую свободу маневра. Особенно это относиться к постсоциалистическим странам и связано с объективными условиями переломной эпохи: нередко именно президент вынужден заполнять пробелы и, конечно, делает это в соответствии со своими взглядами.

Число полупрезидентских республик имеет тенденцию к росту. В специфических условиях государства переходного периода в них складывается своеобразная президентская власть. Отдельные элементы парламентаризма появляются и в традиционных президентских республиках. Правда, эти элементы пока что не меняют данной формы правления, но такую тенденцию нельзя игнорировать. Президентская власть принимает своеобразный характер, она все более «отпочковывается» как особая разновидность государственной власти, занимает арбитражное положение по отношению к другим ее ветвям. Одновременно возрастает ее разнообразие, складываются новые государственные формы, в том числе смешанного и гибридного характера, возникают новые государственные институты.