Смекни!
smekni.com

Ленинская концепция социализма (стр. 1 из 5)

.

Пришло время восстановления под­линного, гуманистического содержания ленинской кон­цепции социализма. Восстановления и в теории, и на практике. Одно без другого невозможно.

Как показывает опыт перестройки, легче признать деформации реального социализма, чем уяснить, что во многом деформированными оказались и наши тео­ретические представления о нем. С трудом приходим мы к самокритичному признанию, что усваивали ленин­ские идеи далеко не адекватным образом, преимуще­ственно в духе сталинских «Краткого курса» и «Воп­росов ленинизма». Но углубление перестройки все чет­че обнажает ложность сформированных ранее стерео­типов. Необходим «творческий подход к теории и прак­тике социализма, их развитие на путях конструктив­ного осмысления исторического опыта XX века, насле­дия Маркса, Энгельса, Ленина, освобожденного от дог­матического толкования».

Борьба идет не только между взглядами разных людей, но и в сознании каждого из нас. Она публична и в то же время интимна. Это внутренняя, духовная и душевная работа каждого по преодолению привычных, но чуждых жизни догм. Это активное преодоление ук­репленных в нас рефлексов интеллектуального само­отчуждения, обретение личной свободы творчески мыс­лить и действовать по законам истины и нравственно­сти.

Три вопроса возникают при вдумчивом подходе к теме «Ленинская концепция социализма»:

    Какое место занимают идеи гуманизма во взгля­дах В. И. Ленина на социализм и пути его созидания?

2. Как применить ленинский анализ диалектики переходных форм общества к определению характера и тенденций современной перестройки?

3. Какие основные уроки следуют из ленинских идей для осуществления перестройки сегодня?

4. Рассмотрению этих вопросов мы и уделим основ­ное внимание при раскрытии данной темы.

Гуманистическое содержание ленинской концепции социализма

Взгляды В. И. Ленина на социализм и пути его созидания многогранны и динамичны. Они развивались в со­ответствии с ходом самих общественных процессов в России и во всем мире, давали ответы на новые воп­росы, выдвигавшиеся жизнью перед партией больше­виков. Особенно интенсивно происходило это развитие после Октябрьской революции, на основе обобщения опыта первых лет строительства социалистического общества. В последних письмах и статьях В. И. Лени­на сформулирован ряд принципиально новых идей, оз­начающих «коренную перемену всей точки зрения на­шей на социализм»[1].

Конечно, если бы Ленин продолжал жить и рабо­тать дальше, он внес бы еще не одну перемену в свои и наши представления о социализме. Его концепция по самой своей природе была и осталась принципиаль­но открытой новым подходам и решениям, отвечаю­щим новым запросам жизни. Поэтому верное к ней отношение, соответствующее ее собственным принци­пам, состоит в том, чтобы выделить в ней глубинное содержание, которое может служить стратегическим ориентиром при анализе проблем современного этапа истории. Такое глубинное содержание, подлинное ее основание и составляют идеи гуманизма.

Гуманизм в широком смысле - воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность и самоцель об­щественного прогресса, отстаиваю­щее его право на свободу и всестороннее развитие от посягательств со стороны церкви, государства и других общественных институтов. Как идейное течение гуманизм оформился еще в эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.), когда под мощными ударами гуманистиче­ского движения католическая церковь лишилась моно­полии на духовный мир человека. Однако духовное самоосвобождение немногих сопровождалось полити­ческим закабалением большинства со стороны фео­дальных государств, трансформировавшихся в абсо­лютистские монархии. Дальнейшее развитие гуманиз­ма выразилось прежде всего в идеях европейских и американских просветителей, идейно подготовивших буржуазные революции XVII - первой половины XIX в., благодаря которым за человеком был закреп­лен новый круг прав - политических, предоставив­ших каждому гражданину возможность влиять на фор­мирование государственных органов и запрещающих государству вмешиваться в частную жизнь граждан. Но и этот прогресс сопровождался новыми утрата­ми. В экономической сфере жизни буржуазного обще­ства человек оказался отчужден не только от средств труда и его результатов, но и от самого труда как че­ловеческой деятельности, а в итоге — от самого себя как деятельного существа, от других людей, разъеди­няемых конкуренцией, от родовой человеческой сущ­ности. Продвижение к свободе в духовной и политиче­ской сферах сопровождалось, следовательно, отчуж­дением и самоотчуждением человека в экономической жизни. А это с неизбежностью вызывало новые дефор­мации свободы и в социальной, политической, духов­ной сферах его жизнедеятельности.

Научный социализм – теория реального гуманизма

Вскрыв глубинные Противоречия реализации идей гуманизма в условиях капитализма, К. Маркс уже в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» обосновал необходимость социа­лизма и коммунизма как общества реального гума­низма. Реальность гуманизма, утверждаемого новой исторической силой - рабочим классом в союзе с кре­стьянством и другими слоями трудящихся, обеспечива­ется комплексом революционных преобразований общества. Они охватывают все основные сферы обще­ственной жизни: экономическую - экспроприация ча­стной и утверждение различных форм общественной собственности на основные средства производства; со­циальную - упразднение антагонистических классов, а затем и классов вообще, утверждение свободной ас­социации трудящихся как основной ячейки общества; политическую - ликвидация политического господства эксплуататоров, установление власти самих трудя­щихся (первоначально в виде диктатуры пролетариа­та), развитие общественного самоуправления вплоть до отмирания государства; духовную - преодоление фетишистских и других превращенных форм сознания, духовное раскрепощение каждого, развитие научного мировоззрения.

Совокупность этих преобразований не самоцель, а средство для достижения главной цели: освобождения трудящихся, каждого гражданина от любых форм экс­плуатации, политического или духовного угнетения; утверждения таких общественных отношений, которые открывают простор осуществлению внутренней потреб­ности человека в саморазвитии, в свободе как высшей ценности человеческой жизни. «...Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»[2] - фундаментальный принцип реального гума­низма, сформулированный основоположниками мар­ксизма в «Манифесте Коммунистической партии».

В каких формах, через какие этапы будет совер­шаться самоосвобождение человека, упразднение его отчуждения? Уже в 1844 г., сопоставляя историю ре­ального отчуждения с историей коммунистических идей как теоретических представлений о его снятии, Маркс обнаружил закономерность: снятие отчуждения проходит тот же путь, что и отчуждение. Исторически первоначальная, ранняя его форма - лишь отрицание частной собственности как объективного содержания отчуждения, то есть грубый коммунизм, утверждаю­щий всеобщность труда и равенство заработной пла­ты, но отрицающий вместе с частной собственностью и личность человека. В следующей, более зрелой фор­ме коммунизм предстает как возвращение человеку субъективных сторон его жизни, прежде всего поли­тических: это коммунизм в его демократической или деспотической политической форме; впоследствии го­сударство вообще подлежит упразднению. В высшей же форме коммунизм означает преодоление как объ­ективных, так и субъективных проявлений частной соб­ственности, всестороннее присвоение человеком своейчеловеческой сущности, включая духовное ее содержа­ние. На этой основе формируется качественно новый тип общества, уже не нуждающийся в отрицании от­чуждения и потому представляющий собой непосред­ственное самоутверждение человека как высшей цен­ности и самоцели развития[3].

Представление о коммунизме как о реальном, практическом гуманизме Маркс сохранял и углублял в ходе всей своей дальнейшей творческой деятельно­сти. В экономических рукописях 1857 - 1859 гг. он так охарактеризовал три крупные формы общества, или три ступени исторического прогресса: первая сту­пень - это отношения личной зависимости между людьми (патриархальный, античный и феодальный строй); вторая ступень - личная независимость, осно­ванная на вещной зависимости (капитализм); третья ступень - «свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превраще­нии их коллективной, общественной производительно­сти в их общественное достояние»[4], то есть комму­низм.

Уже в ранних своих произведениях В. И. Ленин выступает как последовательный марксист, глубоко и творчески воспринявший все основные положения на­учного социализма, гуманистическое его содержание. Исходным стал для Ленина фундаментальный вывод марксизма о всемирно-исторической миссии пролета­риата как единственного в истории класса, который призван осуществить революцию не для того, чтобы закрепить свое господство и стать новым господствую­щим классом, а для того, чтобы упразднить все классы и тем самым освободить от эксплуатации и угнетения все трудящееся человечество, создать новое, бесклас­совое общество. Следовательно, классовый интерес пролетариата есть неэгоистический, а общий интерес всего угнетенного и страдающего человечества. Этот научно обоснованный гуманизм марксизма Владимир Ильич впитал с юношеских лет и остался верен ему до конца жизни.

Конкретным выражением социалистического гума­низма служат принципы социальной свободы, равен­ства, справедливости, всестороннего развития личности. Объективную предпосылку их реализации состав­ляет, как писал Ленин в проекте Программы РСДРП (1902 г.), «социальная революция, т. е. уничтожение частной собственности на средства производства, пере­ход их в общественную собственность и замена капи­талистического производства товаров социалистиче­ской организацией производства продуктов за счет всего общества, для обеспечения полного благосостоя­ния и свободного всестороннего развития всех его чле­нов»[5].