Смекни!
smekni.com

Россия и Китай: пограничный вопрос (стр. 1 из 7)

Россия и Китай: пограничный вопрос

Курсовая работа

Содержание.

1. Введение

2. Решение пограничного вопроса:

- Соглашение о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части

- Соглашение между Российской Федерацией и КНР о российско-китайской государственной границе на ее Западной части

- Демаркация русско-китайской границы

- Соглашения 1996 г. и 1997 г

- Завершение демаркационных работ

- Дополнительное соглашение о прохождении линии границы на ее восточном участке

3. Заключение

4. Список используемой литературы


Введение.

Любое организованное общество существует на определенной территории, функционирование и безопасность которого регулируется государством. Однако неприкосновенность, целостность и безопасность территории страны могут быть обеспечены лишь в том случае, если границы территории четко маркированы и признаются не только этим государством, но и всем мировым сообществом. Отсутствие официально оформленного размежевания рано или поздно приводят к спорам и разногласиям между сопредельными странами. На протяжении всей мировой истории конфликты и разногласия по поводу размежевания границ были и остаются одной из самых важных проблем для любого независимого государства.

Российская империя и Циньская империя вступили в 20 век как два соседних государства. Между ними образовалась самая длинная граница в мире общей протяженностью более десяти тысяч километров, протянувшаяся от точки границы Китая, России и Афганистана до пункта соседствования Кореи, России и Китая.

Вопрос о юридической основе общей границы был весьма непростым. Конечно, обе стороны подписывали множество договоров, относительно расположения границы. Однако подспудно назревали конфликты, касающиеся и территориального размежевания, и характера договоров. Процесс формирования общей границы был очень долгим. При этом военные столкновения хотя и были, однако носили весьма локальный характер, при этом они, естественно, отразились на формировании границы в какой-то степени, но решающего характера не приобрели, а полномасштабных, крупных войн наши государства не вели. Поэтому вопросы о границе решались путем проведение переговоров и подписания в результате договоров и соглашений. В ходе истории российско-китайская граница была определена соответствующими юридическими договорами: Нерчинским 1689 г., Айгунским и Тянцзинским 1858 г., Пекинским 1860 г., Петербургским 1881г., Цицикарским 1911 г. Существование и бережное сохранение российско-китайской границы, ее безусловное уважение, безоговорочное признание договорных актов, лежащих в основе определения линии прохождения границы, было и остается основой добрососедских отношений между нашими странами. Именно такое понимание вопроса о границе отвечало и отвечает коренным национальным интересам России и Китая. Конечно, несовершенство знаний во времена, когда подписывались соответствующие договорные документы, неисследованность географии некоторых районов, да и другие обстоятельства давали основания для того, чтобы с течением времени уточнять линию прохождения границы на новой основе. Граница представала сложноорганизованной структурой, неким организмом, который требовал постоянного внимания, бережности и заботы. Однако необходимо повторить, что с точки зрения юридической ее основы не было и нет поводов говорить о существовании территориальной проблемы или проблемы границы между нашими двумя странами. Так выглядела и выглядит картина, если исходить из норм международного права, основываться на договорных документах о границе и признавать их обязательность для обеих подписавших их сторон.

Однако с распадом СССР и окончанием холодной войны была обозначена новая веха русско-китайских отношений. Необходимость формирования принципиально новой границы межу Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой привело правительство этих стран за стол переговоров. Задача формирования русско-китайской границы была одной из важнейших задач нового российского правительства. Становление добрососедских отношений с Китаем было важно не только для России, заинтересованной в Китае как в экономическом партнере, но и для других стран, т.к. можно с уверенностью сказать, что международники уделяют особое внимание российско-китайским отношениям, поскольку от их характера в значительной степени зависит структура всего миропорядка (сторонники биполярности полагают, что именно союз Китай-Россия станет реальным противовесом Западу во главе с США). Сейчас союз Россия-Китай играет значительную роль в международных делах. В современном мире развитие их взаимоотношений оказывает большое влияние на политическую структуру. Полезен не только анализ процесса современных международных отношений, но и анализ процесса становления добрососедских отношений в научно-историческом аспекте, первоначальным главным пунктом которых являлось формирование общей границы между двумя государствами. Поэтому в данной работе я постараюсь осветить динамику становления новой российско-китайской границы в период крушения предыдущей системы международных отношений и изменения баланса сил и становления нового мирового порядка, т.е. с начала 1990-х гг. по 2005 г.

Для того, чтобы сделать правильные, рациональные выводы о мировых процессах, происходящих в наше время, важно проанализировать исторические аспекты отношений между государствами. Необходимо отметить, что по данной проблеме написано достаточное количество литературы, ярким примером является книга, написанная доктором исторических наук, профессором Галеновичем Ю.М. «Россия и Китай в XX веке: граница», которая была использована мной в качестве базового пособия (!не надо так откровенно :))) для написания данной работы.


Соглашение о советско-китайской государственной границе на ее восточной части.

Протяженность восточной границы между Россией и Китаем, начинающейся там, где заканчиваются их границы с Монголией, составляет более 4 тыс. км.[1] Первоначально она была определена китайско-российскими договорами 1858 г. (Айгунский, по которому юридически устанавливалась принадлежность России левого берега реки Амура от реки Аргуни до устья, а правый берег реки Амура до реки Уссури закреплялся за Китаем) и 1860г. (Пекинский, по которому определялась восточная и намечалась в основном западная российско-китайская граница. Первой статьёй этого договора было определено, что после постановления пограничных знаков, граничная линия на веки не должна быть изменяема).

Однако вскоре было замечено, что рубежи проходят не так, как это установлено. Договорились внести изменения, что и было сделано (весьма приблизительно) в 1886 году.

При обсуждении пограничного вопроса в 1926 году вновь отмечалось: «Пограничная линия между СССР и Китаем неоднократно произвольно передвигалась как местным населением, так и местными властями той и другой стороны»[2]. Поэтому было необходимо восстановить первоначальную линию в том виде, как она была определена различными соглашениями относительно русско-китайской границы. Линия границы проходила и проходит главным образом по рекам Аргуни, Амуру и Уссури. Однако до 1992 г. граница практически нигде не была соответствующим образом демаркирована.

Вплоть до 1931 г. на этих реках существовал практически свободный режим судоходства для обеих стран, а многочисленные незаселенные острова де-факто находились в совместном владении. С началом японской агрессии против Китая и созданием марионеточного государства Маньчжоу-Го Советские Вооруженные силы, реагируя на появление новой угрозы безопасности, в одностороннем порядке установили строгий контроль над реками. В то время этот акт самообороны не вызвал никаких возражений ни с китайской, ни с японской стороны. Однако с начала 60-х гг. по мере нарастания напряженности в советско-китайских отношениях исключительно советский контроль над пограничными реками стал источником споров и инцидентов.

С 1963 г. стороны вели бесплодные переговоры о делимитации границы. В начале переговорного процесса советская сторона настаивала на определении границы в соответствии с нормами международного права, то есть по линии фарватера судоходных рек и по срединной линии на несудоходных участках. Во время «культурной революции» в Китае в 1966-1969 гг., в результате развернутой Пекином пропагандистской кампании с требованиями восстановления «исторически обоснованных» прав Китая на часть советской территории вдоль границы площадью в 1,5 млн. кв. км, переговоры были прерваны, а затем отложены на неопределенное время. В ходе консультаций Китайская Народная Республика не выдвигала конкретных территориальных претензий, настаивая на признании СССР наличия «спорных территории», как их понимала китайская сторона, до начала переговоров. Принятие этого условия поставило бы Китай в более выгодное положение на переговорах. В противовес этому требованию СССР выступил с предложением о признании обеими сторонами сложившегося статус-кво и твердо отстаивал его в ходе переговоров.

Весной 1969 г. произошли вооруженные столкновения на острове Даманский, расположенном, если исходить из норм международного права, на китайской стороне реки Уссури. В сентябре того же года на встрече председателя Совета Министров СССР А. Косыгина и премьера Государственного совета КНР Чжоу Эньлая в аэропорту Пекина было окончательно согласовано решение начать полномасштабные переговоры по пограничным вопросам. Стороны также достигли предварительного согласия относительно соблюдения сложившегося на границе статус-кво и необходимости урегулирования пограничных инцидентов мирными средствами. Переговоры начались в конце 1969 г., но быстро зашли в тупик, поскольку существенным условием заключения официальной договоренности о соблюдении сложившегося статус-кво китайская сторона вновь выдвинула требование о признании Советским Союзом существования «спорных районов». СССР отклонил это требование. КНР же настаивала на том, что договоры 1858 и 1860 гг. были неравноправными и потому - незаконными. Принятие этой позиции лишало переговоры правовой основы, сводя их к бесплодной дискуссии о том, кому принадлежал приоритет в освоении крупных участков советской территории, включая территорию Приморского края и города Владивостока. Выступая с речью в Улан-Баторе 26 ноября 1974 г., Л.И.Брежнев дал оценку выдвинутому китайской стороной предварительному условию ведения переговоров: «Пекин прямо заявил, что будет согласен на переговоры по пограничным вопросам лишь после того, как его требование, касающееся так называемых «спорных районов», будет удовлетворено. Совершенно ясно, товарищи, что подобная позиция является абсолютно неприемлемой, и мы ее отвергаем»[3]. Поэтому сторонам удалось достичь лишь заключения соглашения, дававшего китайским судам право свободного прохода по северному рукаву реки Амур близ Хабаровска в периоды, когда южный рукав, протока Казакевича, непригоден для судоходства.