Смекни!
smekni.com

Влияние глобализационных процессов на современное арабское общество (стр. 2 из 3)

Набли обратил внимание на «взаимосвязь» между глобализацией и экономическим положением на Ближнем Востоке и Севере Африки. Он особо выделил отсутствие роста занятости населения этого региона с тем, чтобы проиллюстрировать слабое экономическое положение. Набли попытался определить степень интеграции этого региона в мировую экономику при условии предстоящей интеграции в торговлю, увеличения объемов прямых иностранных инвестиций и расширения торговли. Он предположил, что, если нефть на время оставить без внимания, то торговая интеграция будет крайне незначительной при том, что объем прямых иностранных инвестиций в экономики арабских государств один из самых низких в мире. Кроме того, этот регион практически не включен в мировую экономику, судя по низкому уровню внутрипромышленной торговли. Набли высказал мнение о том, что нельзя сделать корреляцию между слабой интеграцией и плохим экономическим положением в регионе. Нельзя утверждать, что интеграция в мировую экономику автоматически приведет к качественному улучшению положения экономик этого региона, точно так же, как нельзя утверждать, что слабая интеграция явилась единственной причиной трудностей, с которыми сталкиваются страны. Интеграция в странах Ближнего Востока и Северной Африки намного ниже, чем в Латинской Америке, и все же Латинская Америка активно использует даже это слабое экономическое положение. Да и в Южной Азии степень интеграции стран не больше, чем в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, но это обстоятельство не мешает ей с каждым годом улучшать свое экономическое положение.

Набли подчеркнул, что необходимы внутренние реформы, нацеленные на либерализацию торговли и интеграцию в мировую экономику. Они включают: улучшение инфраструктуры; учреждение институтов защиты, исполнения законов и уважения прав собственности; общего управления; конкуренцию; улучшение работы финансовых систем и финансирования предприятий. Интеграция не может быть достигнута без этих основных реформ. Набли привел в качестве примера Йемен, для которого глобализация и либеральная политика недостаточны, поскольку нет реформ внутри страны. Йемен прошел главные этапы в либерализации торговли и интеграции, но экономический рост оказался явно недостаточным. Это произошло из-за недочетов в реформе институтов власти, проблем в управлении, несовершенства судебной системы, изъянов в реализации прав собственности и провала финансовой системы по кредитованию средств7.

Иначе дела обстоят в Египте. Набли обратил внимание на то, что в начале 90-х годов XX века в Египте были начаты разработка и претворение в жизнь одной из самых полномасштабных и честолюбивых экономических программ развития страны, которую знает история Египта. Благодаря осуществлению всех пунктов программы экономическая ситуация была настолько улучшена, что сейчас экономика Египта считается одной из наиболее активно развивающихся в мире. В настоящее время в Египте разработана стратегия интеграции египетской экономики в мировую при соблюдении и обеспечении национальных интересов страны. Учитывая, что в течение долгих лет в Египте проводилась политика экономического протекционизма, приведшая только к экономической изоляции страны, новая стратегия развития египетской экономики открывает горизонты для развития в эпоху глобализации8.

Исследованию социоэкономических аспектов глобализации посвятил свою работу «Contemporary Arab Views on Globalization» современный арабский философ Мохаммед Абид аль-Джабри (Mohammed Abed al-Jabri), получивший в 1999 г. премию, присуждаемую странами Магриба за выдающийся вклад в арабское и общечеловеческое культурное наследие. Этот мыслитель приравнивает глобализацию к американизации или к универсальному распространению американских идей и ценностей. Аль-Джабри задается вопросом: «Является ли глобализация другой формой колониализма? Правильно ли говорить о том, что это последняя стадия нового капитализма, вызванного информационной революцией и достижениями в областях технологии и средств массовой коммуникации? Другими словами, является ли глобализация эквивалентом постколониализма, то есть новой формой колониализма?»9 Если глобализация действительно содержит элементы расширения и доминирования, то, по мнению аль-Джабри, возникает вопрос: как она затронет страны, которые еще не полностью отбросили кандалы традиционного колониализма и не до конца устранили эффекты его влияния на все сферы жизни? Как это затронет страны, которые стремятся завершить свое освобождение и достичь экономического развития (как это имеет место в странах арабского мира)? Аль-Джабри считает эти вопросы основными и фундаментальными, они должны быть включены в обсуждение того явления, которое сегодня мы называем «глобализацией».

Мохаммед Абид аль-Джабри пишет: «Преобладающее мнение в арабском мире, а также в Европе и странах развивающегося мира основывается на общем, универсальном понимании этого явления, которое состоит в том, что это процесс возникновения какой-то глобальной перемены, изменения чего-то «ограниченного» и «управляемого» в нечто неограниченное и безудержное. Под «ограниченным» объектом здесь подразумевается этническое государство с его географическими границами, строго управляемыми таможнями и транспортировкой товаров. Этнические государства защищают себя от любой внешней опасности или вмешательства, будь то в экономической, политической или культурной областях. «Неограниченный объект» – это весь мир или планета Земля. Согласно этому пониманию глобализации, этот процесс влечет за собой устранение национальных границ в экономическом (финансовом и коммерческом) отношении и объединение экономических сил на мировом уровне. Дальнейшая судьба этнического государства – первая проблема, поднятая в арабском мире при рассмотрении этой темы»10.

Среди социальных последствий этой чрезмерной всемирной концентрации богатства автор выделяет усиление раздробления между нациями и между сегментами общества (не только между классами, но и между группами, подгруппами и индивидуумами, которые являются частью каждого уровня). Аль-Джабри полагает, что «эта тенденция будет иметь страшные последствия, расширяя социальные различия, которые являются уже значительными и широко распространенными. В государствах арабского мира и других развивающихся странах неравенство возрастает день ото дня и, как ожидается, станет даже более серьезным в будущем, поскольку это непосредственно касается вопросов стабильности и безопасности. Последствия политики приватизации, которую эти страны проводят, представляют собой увеличение избытка рабочей силы в общественном секторе, который традиционно нанимал их с тем, чтобы уменьшить общественное бремя или безработицу»11. «Если экономический рост в прошлом использовался для создания рабочих мест, то динамика развития в контексте глобализации и либерализма ведет к уменьшению количества рабочих мест и фактически зависит от этого уменьшения». Множество секторов в областях новейших технологий, коммуникаций и средств массовой информации, которые в настоящее время развиваются наиболее интенсивно, не требуют большого числа рабочих. В контексте глобализации и приватизации «технологические усовершенствования ведут к увеличению безработицы и, в свою очередь, к социальным кризисам»12.

По мнению ряда современных арабских мыслителей, в том числе и аль-Джабри, одним из прямых результатов глобализации является умножение бедности, которую считают неизбежным последствием увеличения неравенства. Аль-Джабри пишет, что «20% богачей мира контролируют 80% производства сырья во всем мире. В Соединенных Штатах объем материальных ценностей увеличился на 60% за период с 1975 по 1995 гг., но менее одного процента населения страны улучшило свое материальное положение благодаря этому увеличению»13.

М.А.аль-Джабри считает, что «в действительности, существует четко сформулированная идеология глобализации, которая основана на трех принципах:

– уничтожении существующей системы этнических (национальных) государств с тем, чтобы дать возможность многонациональному конгломерату и «новому капитализму» управлять миром;

– использовании информации и современных средств связи в кампании культурного и интеллектуального империализма для выделения небольшой группы образованных индивидуумов (особенно технократов) и создания элитарного круга «менеджеров», все усилия которых сосредоточены лишь на достижении прибыли;

– негуманном использовании мира и людей, согласно принципу «выживания сильного», где «сильный» означает наиболее успешный в приобретении богатства, влияния и власти. В контексте этой философии приватизации, частного предпринимательства и конкуренции – все это является частью идеологии, которая продвигает идею маргинализации и устранения лишних рабочих мест, согласно принципу «больше прибыли, меньше рабочих»14.

Марокканский философ, сосредоточив свое внимание на империалистическом характере глобализации, указывает на то что, это не просто программа, которая будет осуществлена, или кампания, имеющая целью стимулирование конкуренции и увеличения объемов международной торговли, а скорее система, навязывающая денежно-кредитный капитализм в отличие от капитализма товаров и изделий, которая внедряет либерализм в его наиболее экстремальном и жестком виде. Глобализация ведет к устранению таких учреждений, как ООН, которые использовались государствами в течение последних 50 лет для обеспечения стабильности в мире.