Смекни!
smekni.com

Политология, как наука и учебная дисциплина (стр. 10 из 91)

Политической науке близок относительно небольшой спектр направлений психологии: бихевиоризм и необихевиоризм (или "теория стимулов – ответных реакций"); фрейдизм и его социологизированные версии.

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – направление в американской психологии. Наиболее известные его представители Дж. Уотсон, К. Лешли, Э. Торндайк. Бихевиоризм возник на рубеже XIX-XX вв. под влиянием изучения психики животных (исследование условных и безусловных рефлексов). В основе бихевиоризма лежит анализ психики через исследование поведения. Поведение понимается как реакции – ответы (R) на стимулы внешней среды (S). Основной метод бихевиоризма – наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие внешней среды. Бихевиористы искали законы, описывающие взаимодействие между S и R. Представители политического бихевиоризма (Дж. Доллард, Р. Лейн, Б. Скиннер, Р. Уолтерс) предлагали производить исследование по схеме: социально-политические условия порождают определенное политическое поведение. Слабость этой концепции состоит в том, что трудно оценить влияние конкретных политических условий, абстрагируясь от индивидуальных качеств личности. Исходя из этой концепции, человек представал как объект манипуляции политиков.

Как реакция на недостатки бихевиоризма, в 30-х годах ХХ в. в США возник необихевиоризм. Его представители Э. Толмен, К. Халл расширили традиционную формулу "стимул-реакция", введя между ними понятие "промежуточные переменные". Получилась формула S – O – R. Промежуточные переменные – это факторы, служащие опосредующим звеном между S и R, это наблюдаемые, мотивационные компоненты поведения.

Психологический бихевиоризм в политологии не слишком распространен из-за невозможности объяснить богатство человеческого поведения. Одним из наиболее известных ученых, исследовавших политическое участие с использованием методологии бихевиоризма, является Лестер Милбрат. Он исходил из того, что чем большее количество стимулов получает человек, тем выше вероятность его участия в политике. Однако из этого нельзя понять, от чего все же зависит предрасположенность к участию в политике. Поэтому многие политологи используют другие направления психологии, объясняющие поведение людей из внутренних факторов. Одним из таких направлений является психоанализ.

Теория психоанализа разработана Зигмундом Фрейдом (1856-1939 гг.) и является одним из наиболее влиятельных течений гуманитарной мысли ХХ века. Первоначально психоанализ возник как медико-биологическое учение. Однако с утверждением в науке идей о разделении и взаимодействии неосознанных и сознательных уровней психики, психоанализ становится и социально-политическим учением. Широко распространенные сегодня фрейдистские и неофрейдистские концепции исследуют роль бессознательного в политическом поведении.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющих: "Оно", "Я", "Сверх-Я". "Оно" является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта. "Я" – это самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. "Сверх-Я" является итогом воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали. Сверх-Я – это властный представитель общества в личности.

В психике нет ничего случайного. Помимо осознаваемых процессов, в ней есть и бессознательные. Бессознательные процессы обусловлены "первичными влечениями" (прежде всего либидо – сексуальными влечениями). Эти влечения пытаются проникнуть в сознание, но подавляются и вытесняются им, так как сознание впитало господствующие социальные нормы и запреты. Стремясь избавиться от неприятных психических состояний, человек с помощью "Я" вырабатывает защитные механизмы: неприятие критики в свой адрес, подавление мыслей и желаний, противоречащих принятым нормам, оправдание неспособности сделать что-то.

В работах "Тотем и табу" (1913), "Массовая психология и анализ человеческого "Я" (1921) и др. Фрейд исследует социально-политическую структуру общества. Его схема социальной структуры такова: вождь – элита – массы. Человек в понимании Фрейда – это изолированный атом. Потребность в объединении с другими людьми принуждает человека сдерживать свои естественные устремления. Массы всегда ищут вождя, поклоняются ему и жаждут отказа от самостоятельной ответственности. В основе связей, которые объединяют массу, лежит идентификация ребенка с отцом. Отождествление вождя с отцом идет из семейных отношений.

Таким образом, для фрейдизма характерно сведение социальной организации к патриархальному семейству. Эта концепция работает лишь в тех случаях, когда происходит политизация массы, когда идеальный образ лидера проецируется на творимого кумира.

Неофрейдисты пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести в некоторые его положения общественно-политический контекст. Центр тяжести психоанализа переносится с внутрипсихических процессов на межличностные отношения. Так, Эрих Фромм считал, что психика человека социально обусловлена. Характер человека создается обществом, обстоятельствами его жизни. Там где подавляется свобода личности, возникают патологические проявления: садизм, мазохизм, склонность к разрушению. В работе "Бегство от свободы" Фромм исходит из того, что в капиталистическом обществе человек выделяется из социальной среды. Он предоставлен самому себе, изолирован и свободен. Одни люди стремятся использовать возможности для индивидуального развития, а другие стремятся убежать от свободы. Бегство от свободы характерно для авторитарной личности, которая одновременно стремится и к подчинению, и к господству. Это явление Фромм назвал садо-мазохизмом. Мазохизм проявляется в наслаждении от подчинения сильной деспотической власти. Садизм – в стремлении к господству над другими. Общая черта в мазохизме и садизме – слияние индивидуального "Я" с другими "Я". Формирование авторитарной личности происходит под влиянием социальных условий: экономической и политической нестабильности, падения жизненного уровня.

На основании психоанализа разработан жанр психоаналитического портрета. Впервые этот жанр был применен в совместной работе З. Фрейда и американского дипломата У. Буллита. Ими был создан портрет американского президента Вудро Вильсона. Г. Лассуэлл использовал этот метод в работе "Психопатология и политика", где он сделал вывод, что стиль политического деятеля напрямую связан с его психологическими особенностями. Лассуэлл выделил три типа политиков: агитатор, администратор, теоретик. Л. Милбрат, проанализировав психику американского президента Р. Никсона, сумел объяснить его отставку.

Многие исследователи критикуют сторонников психоанализа за некорректные аналогии индивидуального и группового поведения, за упрощенческий подход при описании поведения. Другие же, наоборот, считают психоанализ весьма продуктивным методом исследования в политологии.

Глава 3. Политическая система

общества

§1. Категория "политическая система" в политологии

Категория "политическая система", наряду с категорией "власть", занимает центральное место в политической науке. Понятие "политическая система" получило широкое распространение и стало доминирующим после второй мировой войны. Само появление этого термина отражает серьезные изменения, которые произошли в изучении политических явлений на протяжении XX века и открывает новые перспективы анализа политической сферы.

Подходы к пониманию политической системы

В политические отношения включено множество субъектов. Субъекты политики могут быть индивидуальными и коллективными, институционально, организационно оформленными и неинституциализированными, но все они взаимосвязаны и образуют устойчивую, целостную совокупность отношений – политическую систему. Категория "политическая система" заключает в себе достаточно сложное и комплексное содержание. При ее осмыслении могут возникнуть познавательные трудности и вопросы.

В самом широком смысле политическая система есть совокупность отношений по поводу участия в политической власти. Однако констатации, что политические отношения системны и что власть внутренне центрирует их, недостаточно для понимания политики как реальности особого рода. В политической науке сформировались определенные подходы к изучению политической системы. Каждый из этих подходов под своим углом зрения рассматривает политические отношения, углубляя понимание механизма, посредством которого принимаются и проводятся в обществе авторитетно-властные решения.

Институциональный подход, который применяют некоторые политологи, рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: государство, партии, общественные объединения и подчиненные им структуры, а также нормы, регулирующие деятельность этих институтов и их взаимодействие. Институциональный подход дает возможность детально изучить отдельные организации, их возникновение, развитие, функционирование. Политическое поведение при институциональном подходе анализируется в тесной взаимосвязи с существующими политическими институтами – учреждениями и установлениями. Основными элементами структуры политической системы у сторонников институционализма являются государство, партии, общественные организации и движения. Однако в стороне остаются неинституциональные формы взаимодействия таких субъектов политики, как личность, малые социальные группы, различные группы интереса и группы давления. Кроме того, политическая система как целое теряет свое значение в качестве предмета исследования.