Смекни!
smekni.com

Политический государственный режим понятие и виды (стр. 4 из 5)

предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные

структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних

наций на другие. Фашистское право – это право неравенства людей прежде

всего по критерию их национальной принадлежности.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует.

Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.

Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных слоев

населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо по

крайней мере за участие в его работе.

Авторитарному режиму в его разновидностях противостоит демократический

режим.

Собственно демократический режим («демократия» от др.-греч. «демос» и

«кратос» - народовластие) – это одна из разновидностей режима, основанного

на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в

управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и

свободы, демократическое государство не ограничивается только их

провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей. Оно

обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает

конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и

свободы становятся реальными, а не только формальными.

В демократическом государстве народ является источником власти. И это

становится не просто декларацией, а фактическим положением дел.

Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве,

как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания

того или иного человека в представительный орган являются его политические

взгляды, профессионализм. Профессионализация власти – отличительный признак

государства, в котором существует демократический политический режим. В

основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала,

гуманизм.

Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей

на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует

институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные

движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции,

общества, клубы, объединяют людей по различным интересам и склонностям,

Интеграционные, процессы способствуют развитию государственности и свободы

личности.

Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации,

митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни.

Объединения граждан участвуют и в управлении делами государства. Наряду с

исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого

представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений,

советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной

властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества

становится поистине массовым и идет по двум линиями: выборы управленцев-

профессионалов и прямое участие в решении общественных дел (самоуправление,

саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое

общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.

Управление в демократическом государстве производится по воле

большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений

осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода

согласования при принятии решений.

На новый уровень поднимается система разграничения полномочий между

центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет

на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование

общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в

мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т. д. Остальные вопросы

решаются децентрализовано, в том числе на уровне местных властей, местного

самоуправления. В результате этого снимается вопрос о концентрации,

монополизации власти.

Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер. В

идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно

высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и

непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом

применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило,

добровольно подчиняют свои действия воле большинства.

Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное

социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии

(авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условия

этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к

анархии, охлократии, порой создает условия для существования

разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная

ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных

конкретно-исторических форм.

Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется

зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого

накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на

уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в

организации и осуществлении государственной власти.

Кроме того, демократический режим в устройстве государств становится

наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством

современное состояние цивилизации с его глобальными противоречиями,

возможными кризисами.

Демократический режим также знает различные формы, прежде всего

наиболее современную – либерально-демократический режим.

Либерально-демократический режим существует во многих странах. Его

значение таково, что некоторые ученые полагают либеральный режим – это,

собственно, не режим осуществления власти, а условие существования самой

цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым

и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее

эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудно

согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и

даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции

в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных

и иных катастроф порождают новые формы осуществления государственной

власти, например все возрастает роль ООН, появляются международные силы

быстрого реагирования, но в то же время растут противоречия между правами

человека и наций, народов и т. п.

В теории государства либеральными называются такие политические методы

и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее

демократических и гуманистических принципов.

Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу

взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере

человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически

самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В

соотношении личности и государства приоритет сохраняется за интересами,

правами, свободами личности и т. п.

Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя

его коллективистским началам в организации политической и экономической

жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к

тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается прежде

всего потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок

требует равноправных свободных, независимых партнеров. Либеральное

государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В

либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм

собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности

не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на

практике.

Таким образом, экономическую основу либерализма составляет частная

собственность. Государство освобождает производителей от своей опеки и не

вмешивается в экономическую жизнь людей, а только устанавливает общие рамки

свободной конкуренции между производителями, условия экономической жизни.

Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. На

поздних стадиях либерализма правомерное государственное вмешательство в

экономические и социальные процессы приобретает общественно-ориентированный

характер, что обусловливается многими факторами: необходимостью рационально

распределять экономические ресурсы, решать экологические проблемы,

участвовать в мировом разделении труда, предотвращении международных

конфликтов и т. д. Либеральный режим допускает существование оппозиции,

более того, в условиях либерализма государство принимает все меры к

существованию оппозиции, представляющей интересы меньшинства, учитывает эти

интересы, создает специальные процедуры учета этих интересов. Плюрализм и

прежде всего многопартийность – необходимые атрибуты либерального общества.

Кроме того, при либеральном политическом режиме существует множество

ассоциаций, корпораций, общественных организаций, секций, клубов,

объединяющих людей по интересам. Возникают организации, позволяющие

гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные,

социальные, социальные, бытовые, местные, национальные интересы и

потребности. Эти объединения составляют фундамент гражданского общества и