Смекни!
smekni.com

Распространение идей панисламизма в Туркестане (начало ХХ в.) (стр. 2 из 2)

В переписке Габдулвалиева также не содержалось ничего предосудительного, тем не менее он всеми путями, в том числе и подкупом жандармов, пытался ее вернуть, чем конечно же только усилил подозрения в свой адрес.

На данном примере видно, как росло непонимание между администрацией края и представителями коренного населения. Сначала этот процесс развивался на местном уровне, что побуждало выборных ходоков искать правду в столице. Но после того как Сыртанов и многие подобные ему вернулись ни с чем, а переселенческое управление продолжало изымать земли под новые русские поселения, доверие к русской власти исчезло в принципе. Именно это обстоятельство послужило одной из главных причин восстания 1916 г., в котором по уже сложившейся традиции обвинили распропагандированных турецкими эмиссарами панисламистов.

Подозрения туркестанской администрации подогревались также в связи с периодическим появлением в крае турецких подданных. Турки, нужно сказать, приезжали сюда вполне легально, имея на руках, как правило, необходимые разрешения. Но вот их деятельность вызывала определенные вопросы и нередко противоречила заявленным целям поездки, среди которых наиболее часто фигурировали коммерческие дела.

Начальнику Туркестанского охранного отделения 15 ноября 1912 г. поступило секретное донесение, в котором сообщалось, что в казахском селении Сузак Чимкентского уезда «появилось до 15 человек турок, в которых население усматривает турецких чиновников, прибывших для сбора денег для Турции, для чего со всего населения производится тайно от русских властей сбор денег по 2 рубля с каждой кибитки» [ЦГА РУз, ф. И-461, оп. 1, д. 1174, л. 1]. Общая сумма сбора при таком раскладе должна была составить около сорока тысяч рублей.

Через две недели аналогичные сведения стали поступать из Закаспийской области. Заведующий розыскным пунктом Асхабада уведомляет департамент полиции о том, что среди мусульман области в пользу Турции начались денежные сборы, причем собранные деньги через доверенных лиц отсылаются в Баку турецкому консулу. Особенно активно сборы велись среди купцов, уроженцев Кавказа, и учащихся двух медресе, которые получили отпечатанные в Тифлисе соответствующие воззвания [см.: Там же, д. 1170, л. 30].

По сообщениям из разных областей можно представить, что турецкие подданные буквально наводнили Туркестанский край.

В Сузаке полиция задержала восемь человек. Пятеро из них были снабжены турецкими документами, остальные персидскими. Двое, согласно их словам, направлялись в Бухару, но, будучи ограбленными, собирали милостыню. Третий побывал в Ферганской области, о чем свидетельствовало разрешение, выданное ее военным губернатором, и теперь направлялся в Тургайскую область якобы на поиски сына. Еще один отец с теми же намерениями направлялся из города Туркестан в Атбасар. Его спутник ехал из Туркестана в Акмолинск. Сведения о восьмом человеке ограничиваются именем, наличием турецкого паспорта и документов, подтверждающих его легальное пребывание в крае; откуда и куда он направлялся, источник умалчивает. Все эти странные персонажи удивительным образом оказались в одно время в одном месте, причем весьма удаленном от железной дороги, по которой они путешествовали.

Следственные действия показали, что местным жителям указанные лица представлялись турецкими чиновниками или служителями мечети Пророка из Медины. Рассказы о поисках сыновей, ограблении в поезде и о близости к гробнице пророка с полной уверенностью можно считать заранее придуманной легендой для жандармов и местных обывателей, а вот информация на счет турецких чиновников, возможно, и имеет под собой определенные основания.

Следствие также выявило, что данный эпизод отнюдь не единственный в своем роде. В том же месяце двое турок проследовали от Среднеазиатской железной дороги по направлению к Чуйской долине, появившись затем в Атбасарском уезде. Пятеро человек, порознь, ушли в пределы Перовского уезда [см.: Там же, д. 1174, л. 26— 26 об.].

На территории Закаспийской области практически в то же самое время были замечены трое турок. Они выехали из Стамбула, сошли с парохода в Батуме, пересекли весь Кавказ и из Баку отплыли в Красноводск. Уже оттуда они направились через Асхабад в Мешхед и афганский Герат.

В Мерве под видом торговцев дынями появились два человека, также пытавшиеся организовать денежный сбор в пользу Турции (впрочем, безуспешно).

В Самарканде в доме одного из местных жителей останавливался на ночлег турецкий офицер. Полиция узнала об этом уже постфактум. Турок смог избежать лишнего внимания со стороны агентов охранки и скрылся в неизвестном направлении.

Пролить свет на возникшую ситуацию и понять причины пристального внимания турок к Средней Азии помогает случай, произошедший в Красноводске. Местный купец Шариф Губаев с позволения уездного начальника занялся сбором средств для общества Красного Полумесяца. Узнав об этом, заведующий розыскным пунктом Асхабада собранные деньги в размере ста восьмидесяти трех рублей велел изъять [см.: ЦГА РУз, ф. И-461, оп. 1, д. 1170, л. 30 об.], на том легальные сборы в Закаспийской области, к которым уже хотели подключиться и асхабадские купцы, закончились.

Столь резкое повышение интереса турок к Туркестану и различного рода сборы были продиктованы событиями на Балканах, называемыми в историографии Первой Балканской войной. Руководство Османской империи, раздираемой внутриполитической борьбой, экономическими проблемами и терпящей тяжелые поражения от коалиции Балканских стран, вероятно, стремилось задействовать в столь сложной обстановке любые каналы финансирования и сыграть на религиозных чувствах мусульман, объявив ведомую им войну священной.

Здесь приведены далеко не все эпизоды. Кроме того, неизвестно, сколько турецких подданных посетило край инкогнито, не попав в поле зрения охранного отделения, да и попадались скорее всего наименее опытные эмиссары. Закаспийская область и казахские волости, по которым в фондах охранного отделения отложились наиболее подробные сведения, едва ли могли служить основными источниками пожертвований как по экономическим критериям, так и по степени религиозной образованности населения.

Заметного брожения в Туркестанском крае визиты турецких эмиссаров не вызвали. Некоторые эпизоды наблюдались лишь среди туркмен-текинцев и йомудов. Агенты охранного отделения докладывали: «в Асхабаде на базарах, особенно среди туркмен, идут разговоры о священной войне, о сборах и помощи Турции. Настроение повышено. Как действовать, туркмены хотят спросить у своих ишанов» [Там же, л. 33 об.].

Ходили даже слухи, что текинцы готовятся к большой войне с христианами, и в том случае, если Россия выступит против Турции, они в союзе с Афганистаном объявят ей джихад. При всем этом текинцы, как и йомуды, вели сбор денег, которые переправлялись затем в турецкое консульство в Баку. Местные шииты, стараясь, очевидно, насолить туркменам, говорили, что последние где-то в окрестных песках оборудовали многочисленные тайники с оружием. Впрочем, опыт последовавшей через два года войны показал, что с реальным положением дел указанные слухи имели мало общего.

Закономерно, что в официальных документах описанные выше события проходили под пометкой «панисламизм». К слову сказать, в проблеме распространении среди туркмен известий о Балканской войне и пробуждения у них сочувствия в связи с военными неудачами султанской армии власти усмотрели влияние вернувшихся из Мекки паломников.

Паломники и долгое время проживавшие в турецких пределах уроженцы Туркестана могли, конечно, служить для своих соплеменников важными источниками информации об Османской империи. Нельзя отрицать и того факта, что турецкие эмиссары и сочувствующие Турции элементы вели на территории Туркестанского края определенную работу, в частности сбор денежных средств для нужд ЦК партии «Единение и прогресс», вооруженных сил Османской империи и организации Красного Полумесяца. Тем не менее делать выводы о серьезном влиянии Турции на ход событий в крае, во всяком случае — исходившей от нее реальной угрозе позициям русской власти в Туркестане, вряд ли возможно.

Список литературы

«...Опасные для единства нашего государства проповедники…» : П. А. Столыпин о политике Турции в отношении России и панисламизме, 1910 г. // Архивы России. Издания и публикации / сост. Д. Ю. Арапов [М., 2004] [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusarchives.ru/publication/stolipin.shtml (дата обращения: 11.03.2010).

ЦГА РУз. Ф. И-2; И-461.

Примечания

1 От арабского и персидского «джадид» — новый.

2 Данное определение было дано идеям политического объединения мусульман под властью султана-халифа, разработанным Джемал-ад-дином аль-Афгани.

3 Летний дворец турецких султанов, служивший постоянной резиденцией Абдул-Хамида II (1876— 1909).