Смекни!
smekni.com

Практики формирования биографического нарратива персонажа в предвыборном дискурсе (стр. 1 из 3)

Практики формирования биографического нарратива персонажа в предвыборном дискурсе

Г. А. Задорина

В период избирательной кампании каждый кандидат на выборную должность стремится привлечь внимание электората к собственной персоне путем рассказа различных историй: биографии, хода собственной карьеры, планов будущей работы в новой должности. Более того, российское законодательство в целях информирования избирателей обязывает кандидатов публиковать в СМИ свои биографические данные. Так на страницах газет появляются специфические рассказы о кандидатах на выборные должности, которые строятся по определенным правилам и к которым применимо понятие «нарратив».

Этот термин происходит от латинского слова narratio — рассказ, повествование. «Нарратив — представляет собой универсальную характеристику культуры в том смысле, что нет, по-видимому, ни одной культуры, в которой бы отсутствовали нарративы. Культуры аккумулируют и транслируют собственные опыт и системы смыслов посредством нарративов, запечатленных в мифах, легендах, сказках, драмах и трагедиях, эпосе, историях, рассказах, шутках, анекдотах, романах, коммерческой рекламе» 1 . Таким образом, в самом общем смысле нарратив — это рассказ, история, в некоторых источниках он трактуется так же как повествование, сюжет 2 .

Дискурс как социально обусловленная система речи 3 , как правило, включает в себя и практики построения нарративов, специфичные именно для данного дискурса. Дискурсивные практики как совокупности правил, выработанные в определенных социальных условиях, за которыми стоит исторически и идеологически обусловленная ментальность, помогают вычленить на уровне множества текстов такие дискурсивные особенности, которые в одном тексте выявить практически невозможно. В частности, только на уровне целого ряда текстов можно выявить идейную направленность предвыборной кампании определенного кандидата. В нашем случае дискурсивные практики включают в себя и практики построения нарративов в предвыборном дискурсе 4 . Под биографическим нарративом далее мы понимаем историю жизни того или иного кандидата на выборах, которая с разной степенью детализации рассказывается в предвыборных публикациях в прессе.

Главным фактором, объединяющим биографический нарратив, который может быть представлен во множестве текстов дискурса одной избирательной кампании, является персонаж, вокруг которого в определенной последовательности выстраиваются события. События в нарративе, будучи организованными в цепочку, представляют собой линейную структуру нарратива, которая зачастую вычленяется только при сопоставлении нескольких публикаций о кандидате. В предвыборном дискурсе о каждом кандидате, как правило, складываются два нарратива с противоположной оценочной окраской: положительный нарратив в агитирующих за него текстах и отрицательно-оценочный нарратив в текстах, агитирующих за других кандидатов. Положительно-оценочный нарратив разрабатывается более подробно, именно его мы анализируем ниже.

Предвыборный дискурс опосредован фактором массмедиа, поэтому на страницах газет в нарративах кандидатов важна строгая документальность описываемых событий, которая часто специально подчеркивается. В поле зрения читателей попадают наиболее значимые события, которые показывают, как жил персонаж с детских лет до нынешнего момента. Обычно это действия (поступки и слова) персонажа, формирующие характер и личность героя и представляющие его перед избирателями в выгодном свете.

Этот подход к повествованию, ориентированный на создание «образцовой биографии», близок к построению героического мифа, который фиксирует важнейшие события из жизни мифического персонажа, потомка божества и смертного человека. Такой миф предполагает, что жизнь героя служит образцом для подражания. Все героические мифы включают следующие элементы-эпизоды: 1) чудесное рождение; 2) испытания со стороны старших родичей или демонов (инициация); 3) поиски жены или брачные испытания; 4) борьба с чудовищами и другие подвиги; 5) смерть героя 5 .

В героическом мифе упорядочивание мирового хаоса отнесено к формированию личности героя, который потом будет поддерживать мировой порядок. Это очень похоже на рассказы из жизни кандидатов на предвыборные посты: они активно преобразовывают мир вокруг себя, подчиняя его традиционным представлениям о порядке и социальном благополучии, обещая после избрания на должность работать на благо общества.

Мы подробно рассмотрели 9 текстов-биографий, большая часть из которых была опубликована в период избирательной кампании главы администрации Екатеринбурга в 2003 году. Нам удалось выделить ряд повторяющихся структурных элементов-эпизодов, которые встречаются в биографиях кандидатов и аналогичны типичным элементам героического мифа.

Элемент 1 — родители.Зачастую в предвыборных текстах элемент 1 — рассказ о родителях, иногда — история рода персонажа. Включение сведений о родословной в текст выполняет дополнительную функцию: это способ интеграции кандидата и избирателя, если они являются земляками.

В тексте «Юрий Осинцев: от первого лица» (Наша газета. 2003. 7 нояб.) описывается история семьи кандидата, общий смысл которой можно обозначить так: родители — достойные люди:

…Три года назад я задался целью выяснить: откуда наш род, как он рос, кем были мои предки. Это оказалось непросто: в советское время все документы пропали. Пришлось даже в питерский музей горнозаводского дела обращаться. Докопался, что род наш из-под Перми, там город есть такой — Осы, отсюда и фамилия — Осинцевы. То есть недалеко ушли, можно сказать, коренные уральцы. Прапрадед работал в Нижней Туре, на металлоделательном заводе. Поднял 8 детей. Прадед, Михаил Андреевич, стал управляющим завода Березовского рудника. Тогда это был самый большой золотой рудник на Урале. После него осталось четверо детей. Мой дед всю жизнь прожил в Свердловске, работал бухгалтером. Бабушка в войну была уборщицей на конфетной фабрике. Соскребала остывший шоколад с технологического оборудования. Рассказывала потом, что только благодаря этому и выжили в войну.

Этот отрывок характеризует кандидата как «своего» человека: он коренной уралец, свердловчанин, всей историей семьи связанный с уральской промышленностью. Судьба его семьи схожа с судьбами большинства советских людей: Осинцевы трудно жили в войну, терпели голод. Все это должно создавать у читателя чувство единства с персонажем, вызывать положительные эмоции.

Чаще кандидаты ограничиваются только рассказом о родителях, возможно, потому, что нет более полных сведений о роде. Наиболее распространенный вариант, представленный в текстах, родители — скромные труженики:

…Раиса Ивановна помнит первые годы жизни их молодой семьи, совсем небезоблачные. Она работала конструктором на Турбомоторном заводе, папа Андрея, Анатолий Григорьевич, заканчивал институт. Комнатушка на Эльмаше — 9 метров, вопли соседа из-за стены. Часто отцу приходилось брать Андрюшу на лекции, и даже когда Анатолий Вихарев защищал диплом, кто-то из друзей держал на руках маленького Андрея. Когда Андрюше Вихареву исполнилось три года, семья переехала в город Лесной, где папе дали работу — и первую в жизни квартиру (Правда об Андрее Вихареве // Фонд Вихарева. 2003. 19 июня).

Все рассказы о родителях включают повторяющиеся элементы. Обычно это самые необходимые биографические сведения: имя и отчество, откуда родом, образование, профессия и трудовой стаж. Родители — рабочие уральских заводов, медсестры, учителя и инженеры — бывшие советские граждане, которые жили скромно, по общепринятым нормам. Рассказ о них — словно залог, что с самого раннего детства кандидат жил в простых и понятных всем условиях, воспитывался по общим нормам.

Элемент 2 — детство и юность героя.В символическом планеэти эпизоды можно соотнести с мифологической инициацией, т. е. обрядом посвящения мальчика, юноши в мужчину, который сопровождался обязательными испытаниями. В современном обществе обряд инициации заменен длительным процессом социализации, включающим обучение в образовательных учреждениях. Кажется логичным отнести сюда и службу в армии, которая в традиционном понимании является одним из этапов «превращения» мальчика в мужчину.

Приучение к трудностям взрослой жизни с раннего возраста — одна из устойчивых сюжетных линий в рассказах о взрослении кандидатов. В таких рассказах, как правило, раскрываются яркие, сильные черты личности будущего лидера. Школьная жизнь — первый период преодоления трудностей. Судя по предвыборным текстам, большинство персонажей со школьной скамьи стремились к успехам в учебе и спорте, к одобрению и уважению окружающих:

Сначала я был хорошистом, а потом подтянулся. Стал отличником. В восьмом классе я взялся за ум и стал стремиться получать только отличные оценки. Закрытые города имеют свою специфику. Свободное от школы время, особенно в старших классах, мы фактически посвящали той же учебе. Я, например, учился в заочной математической и физико-математической школах (Олег Гусев: «Я всегда добиваюсь поставленной цели» // Урал. характер. 2003. 7 дек.).

Но не всегда персонаж в школьном возрасте — образец послушания:

Если честно, то в то время у меня, достаточно хулиганистого пацана, таких мыслей не было. Я стрелял из рогаток по лягушкам, поджигал дымовые шашки (однажды бабушке даже пришлось вызывать пожарных)… (Улицы разбитых фонарей // АиФ-Урал. 2001. № 8).

Мальчишка-хулиган — часто лидер среди сверстников, своеобразный пример для подражания, если он не нарушает основополагающие нормы морали. В основе многих хулиганских поступков лежит любопытство, желание испытать себя и безрассудная смелость.

Студенчество, судя по предвыборным текстам, — период жизни, когда окончательно формируется личность. Обычно институт дарит крепкую дружбу, дает профессиональные знания, возможность первых заработков. Выбор профессии для кандидата — дело не случайное, к нему персонаж готовится с детства: