Смекни!
smekni.com

Понятие государственного режима (стр. 2 из 3)

- свобода пропаганды любой политической идеологии, если её последователи не призывают к насильственным действиям, не нарушают правил морали и общественного поведения, не посягают на права других граждан.

В условиях демократического режима значительная роль в системе государственного устройства отводится местным органам самоуправления. В результате разграничения полномочий различных уровней власти, местные органы в большинстве демократических стран стали обладать реальными правами самоуправления. Местная власть во многом обеспечивает повседневную жизнь граждан и поэтому статус и объём полномочий местных органов власти является показателем степени демократичности общества.

Авторитарный режим, как и демократический, может существовать в условиях различного общественного строя. Авторитарные режимы ищут своё теоретическое обоснование в различных вариантах концепции героев и толпы. Одним из таких вариантов является теория правящей элиты. Её последователи П. Михельсон, П. Миесом и др. отвергли концепцию плюралистической демократии как чрезмерную идеализацию. Они считают, что в любом обществе существует правящее меньшинство, элита, состоящая из верхнего слоя и нижнего слоя, играющего посредническую роль между правящими и управляемыми, объясняющего и проводящего в жизнь решения верхнего слоя и служащего резервуаром для пополнения этого слоя. Правящее меньшинство действует самостоятельно, избегая контроля со стороны большинства, несмотря на существование демократических процедур, которые должны были такой контроль.

Концепции элитаристов нашли продолжение в теории массового общества, исходные начала которых были разработаны немецким социологом М. Вебером в начале 20 века, а затем развиты другими авторами. Они представляют себе общество страны в виде толпы, в которой отдельный человек подчиняется поведению толпы и действует в соответствии с примитивными эмоциями – патриотизмом, расизмом, ненавистью. Для действий толпы нужен вождь, харизматический лидер, который направляет её. Вождь использует толпу для осуществления своих идей, постоянно поддерживая в массах харизматическое настроение.

Теории элитаризма и массового государства в ряде аспектов правильно отражает действительность. Одна из них в каких-то элементах реализуется во многих государствах, другая воплотилась в жизнь при фашистских режимах в Германии, Италии, Испании, Португалии, её элементы в виде обожествления учения основателей марксизма-ленинизма и самих этих личностей свойственны практике коммунистических режимов. С позиций конституционного права авторитарный режим характеризуется следующими чертами:

- политические права и свободы признаются в ограниченном порядке, который не обеспечивает самостоятельного участия граждан в определении государственной политики, не предоставляют некоторым оппозиционным партиям права действовать легально;

- переход политического руководства от одной партии к другой и формирование высших органов государства по конституции должны происходить на основе выборов, но сам выбор партий избирателями, как мы видели, ограничен. Выборы депутатов парламента происходит часто на основе этнических и религиозных пристрастий, выборы президентов подчинены харизматическому принципу или организуются таким образом, что президент становится, по существу, бессрочным;

- признаётся лишь ограниченный политический плюрализм, разрешаются только некоторые организации, причём на определённых условиях, государственные решения принимаются большинством правящей партии без учёта прав меньшинства, права политической оппозиции нарушены, её издания подвергаются цензуре, часто приостанавливаются и конфискуются, а её лидеры подвергаются арестам;

- принцип разделения властей, может быть, упомянут в конституции, но фактически он отвергается. Акты президента или правительства вторгаются в сферу законодательной власти и нередко имеют большее значение, чем закон. Судебная деятельность во многом находится под контролем исполнительной власти;

- плюрализм политической идеологии ограничивается. Возможна пропаганда различных идеологических взглядов, но они не должны противоречить «руководящей» идеологии;

- вооружённые силы часто играют политическую роль.

Некоторые признаки претерпевают модификации в специфических условиях тех или иных государств, в результате чего возникают разновидности авторитарных режимов. С другой стороны, наличие одного – двух признаков тем более слабо выраженных, необязательно делает режим авторитарным; существуют смешанные формы полуавторитарных, полудемократических режимов. Принимая во внимание гибкость, изменчивость политически правящих групп, в каждом случае необходим конкретный анализ, учёт места и времени.

В основе тоталитарного режима лежат разные концепции. Его идеологи используют расистские «теории», идеи массового государства, харизматического лидера и толпы, марксистские положения о диктатуре пролетариата, необходимый для того, чтобы привести общество к «светлому будущему», концепции о «двойной роли» армии как организации для обороны страны и политической организации, способной реформировать «загнившее» общество.

Тоталитарный режим также возможен в условиях различного общественного строя. Он существовал в высокоразвитой капиталистической Германии и социалистических государствах, таких как Румыния и Албания, в странах, где узкий слой господствовавшей «революционной демократии» провозглашал ориентацию на социализм, и государствах капиталистической ориентации, где «номенклатура» пробуржуазной автократии насильственными методами пыталась ускоренно насадить порядки примитивного капитализма.

С точки зрения характера институтов конституционного права тоталитарный режим характеризуется следующими чертами:

- политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима. У граждан нет выбора, и они ориентированы на существование единой системы, для которой нет вариантов: не только выступления против неё, но и простая критика рассматриваются законом как уголовное преступление;

- переход политического руководства от одной партии к другой не может быть осуществлён путём выборов: обычно существует одна легальная партия, а если допускается существование других, то они, как и массовые общественные организации, находятся под контролем партии; её руководящая роль в обществе и государстве была закреплена не только в странах социализма, но и в некоторых государствах капиталистической ориентации с тоталитарными режимами. Выборы могут проводиться более или менее регулярно, не проводиться длительное время. В условиях военных режимов в Нигерии, Эфиопии, других странах они не проводились десятилетиями, а там, где проводились, не имели реального значения: на пост президента, а также в парламент баллотируется обычно один кандидат от единственной разрешённой партии. Иногда от партии выдвигаются два, три кандидата в парламент от округа, но это выбор не различной политики, а лишь личных качеств кандидата. Результаты выборов зачастую совершенно не отражают реального положения дел, не отражают они и частичных позиций населения: вскоре после столь «единодушного» голосования происходили военные перевороты, и народ оставался пассивным, не выходя на защиту «одобренного» поголовным голосованием режима;

- политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признаётся; принцип демократического централизма, включённый в конституции некоторых стран тоталитарного социализма и стран социалистической ориентации, требовал безусловного подчинения меньшинства большинству. Под руководство правящей партии, фюрера, военного совета поставлены все соответствующие общественные организации, создаётся единый тотальный механизм политического властвования. Иногда провозглашается создание целостного, слитного организма «партии-государства», членами единственной партии объявляются все граждане, а органы государства становятся органами партии. В абсолютных монархиях Персидского залива, некоторых странах запрещены все партии, как нарушающие единство уммы (в отдельных мусульманских странах);

- разделение властей отвергается, в конституциях в том или ином варианте фигурирует принцип единства власти. Представительные органы либо распущены, а акты, имеющие силу закона, издаются военными властями, либо по букве конституции только они принимают законы и, собираясь дважды в год на два, три дня, штампуют акты, подготовленные центральными комитетами компартий. Местное самоуправление также лишено всякого реального значения: на местах правят назначенные главы государства и правительства, а если их нет, то реальные полномочия сосредоточены в руках партийных органов;

- единая обязательная политическая идеология. Она обеспечивается государственным принуждением в явственных или скрытых формах.

Тоталитарный режим имеет свои разновидности. Беспартийный военный режим, где безраздельная власть принадлежит лидеру, возглавляющему военный или революционный совет, существенно отличается от фашистского или коммунистического режима, где в механизме власти огромную роль играет партия. С другой стороны фашистский режим принципиально отличается от коммунистического по идеологическим установкам, формам организации власти, методам принуждения. Тоталитарный социализм мог иметь некоторые позитивные черты, его нельзя отождествлять с фашизмом.

Рассмотренная выше классификация государственных режимов опирается на классификацию политических режимов, принятую в политологии. Вместе с тем в литературе по конституционному праву предложена специальная классификация государственных режимов. Различают следующие режимы: абсолютистский, министериальный, дуалистический, президентский, партократический, парламентарный. Эти предложения находятся в стадии обсуждения.