Смекни!
smekni.com

Правовые особенности договора страхования (стр. 4 из 8)

По общему правилу ст. 425 ГК действие договора начинается с момента заключения и может быть распространено на предыдущие отношения. Возможность распространить действие страховой защиты в прошлое очень важна, ведь и до заключения договора страхования могли произойти страховые случаи, в отношении которых обе стороны могут находиться в добросовестном неведении в момент заключения договора, а защита на случай подобных событий не противоречит смыслу страхования.

Договор страхования является возмездным, т.к. страхователь уплачивает страховую премию, а страховщик несет риск последствий наступления страхового случая и при его наступлении осуществляет страховую выплату. Даже если страховой случай и не наступил, договор страхования все равно остается возмездным, поскольку заключался в расчете на встречное удовлетворение [4. С.3].

Для заключения договора страхования необходимо соблюдение двух условий: во-первых, соблюдение его формы, во-вторых, — достижение соглашения по всем существенным условиям.

2.1.1. Правовое значение страхового полиса

В случае оформления договора страховым полисом согласие страхователя заключить договор на предложенных условиях подтверждается принятием от страховщика полиса. О правовом значении страхового полиса существует много мнений. Одни рассматривают полис как односторонний документ, представляющий собой обещание страховщика выплатить страховую сумму при наступлении страхового случая в течение установленного срока, т.е. полис является только доказательством состоявшегося договора. Другие считают, что полис придает договору требуемую законом письменную форму. Однако эта точка зрения верна лишь в том случае, когда либо сам полис содержит все существенные условия договора, либо к нему прилагаются Правила страхования по данному виду страхования.

Гражданский кодекс предусматривает, что при страховании имущества без указания имени или наименования выгодоприобретателя страховой полис выдается на предъявителя (п. 3 ст. 930). Отсюда можно сделать вывод, что такого рода полис близок к ценной бумаге — документу, также удостоверяющему имущественные права, для осуществления которых необходимо его предъявление. И все же, полис не является ценной бумагой. Такой вывод также позволяет сделать перечень документов, признаваемых ценными бумагами, содержащийся в ст. 143 ГК и других нормативных актах. К этому следует добавить, что полис не должен удовлетворять требованиям, предусмотренным относительно формы и обязательных реквизитов ценной бумаги, предусмотренным п.1 ст. 142 ГК.

Справедливо и следующее обоснование — обязанность исполнения по предъявительской ценной бумаге следует из самого факта ее предъявления, но из предъявления страхового полиса еще не следует обязанность исполнения. Кроме предъявления полиса необходимо доказать, во-первых, факт наступления страхового случая, а во-вторых, отсутствие обстоятельств, дающих право страховщику отказать в выплате.

Существует еще один вариант полиса. Так именуют договор страхования, который заключается в форме одного подписанного сторонами документа, которым служит полис. Этот полиссодержит все основные условия договора страхования. Подпись страхователя подтверждает, что он ознакомился с Правилами страхования, в соответствии с которыми заключен договор, и с ними согласен.

Гражданский кодекс выделяет в самостоятельный вид договора страхование по генеральному полису. Данный способ заключения договора чаще всего применяется, когда поставщик страхует отправленные им партии одних и тех же товаров. В данных обстоятельствах он заинтересован в унификации отношений со страховщиком и в упрощении заключения договоров. Предпосылками использования конструкции генерального полиса п. 1 ст. 941 ГК называет систематическое страхование разных партий однородного имущества (товаров) на сходных условиях в течение определенного срока.

Генеральный полис является организационным договором, на основании и в соответствии с условиями которого заключаются договоры страхования каждой отдельной партии товаров. Соответственно установлена обязанность страхователя в отношении к каждой конкретной партии товаров сообщать необходимые сведения, перечень которых предусмотрен генеральным полисом. Принятие страховщиком таких сведений (обычно — путем молчания) является способом заключения основанного на генеральном полисе разового договора.

Страховщик по требованию страхователя обязан выдать помимо генерального полиса также и полисы по каждой в отдельности партии товаров, что позволяет использовать полис в качестве распорядительного документа в отношении конкретной партии товаров.

На практике возможно возникновение спора по поводу того, какому из полисов — генеральному или относящемуся к конкретной партии товаров — необходимо отдать предпочтение. Гражданский кодекс закрепляет приоритет полиса при расхождении в содержании обоих документов (п. 3 ст. 941 ГК).

Страховщик обычно использует типовые формы договора страхования, то в таком случае этот договор является договором присоединения (ст. 428 ГК), и у страхователя есть возможность досрочно расторгнуть его, если он рассматривает условия договора как обременительные. Однако полис — это не типовая форма договора, а всего лишь специальный бланк. В такой бланк вносятся все условия, на согласовании которых настаивает каждая из сторон, поэтому, на мой взгляд, данный договор не следует рассматривать как договор присоединения [4. С.5].

2.1.2 Требования к страховщикам для возможности заключения договора страхования

Статья 6 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определяет страховщика как юридическое лицо любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданное для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ). Эта статья родилась в больших спорах, поскольку мнения ее создателей об организационных формах страховых компаний разделились. Сторонники одной точки зрения, опираясь на мировую практику, считали целесообразным определить три конкретные организационные формы — акционерные, государственные, взаимные. В законе принята иная позиция — страховые организации могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством. При этом имелся ввиду прежде всего Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Такое решение вопроса, допускающее плюрализм организационно-правовых начал, не исключает, что практически в современных условиях России объективно становятся преобладающими акционерные страховые компании, поскольку, данная форма позволяет привлекать ресурсы для формирования уставного фонда за счет средств большого числа юридических и физических лиц с тем, чтобы любые изменения в их состоянии не могли повлиять на надежность самой страховой организации.

Страховщик несет ответственность перед большим кругом своих клиентов, и эта деятельность, прерываясь в каком-то звене, может вызвать серьезные негативные последствия большого круга физических и юридических лиц. Поэтому страхование, являясь рисковым предприятием, требует определенной защиты уже при создании самой страховой организации. Законодатель предъявляет жесткие требования к страховщикам:

· страховщиком может быть только юридическое лицо, которое создано для осуществления именно страховой деятельности. Дополнительные ограничения установлены для не коммерческих организаций — они могут осуществлять только взаимное страхование. Для того, чтобы участвовать в иных видах страхования, общества взаимного страхования должны изменить организационно-правовую форму на коммерческую организацию;

· во-вторых, страховая деятельность подлежит лицензированию (ст. 32 Закона об организации страхового дела). ГК также устанавливает, что страховщиком может быть только юридическое лицо, получившее лицензию на осуществление определенного вида страхования (ст. 938). Отсутствие лицензии у страховщика рассматривается судебной практикой как основание признания сделки оспоримой, а не ничтожной. Высший Арбитражный суд РФ обратил внимание на то, что для признания сделки недействительной по причине отсутствия лицензии на осуществление страховой деятельности необходимо доказать, что вторая сторона знала или заведомо должна была знать об этом обстоятельстве, т.е. именно об одном из обстоятельств, указанных в ст. 173 ГК в качестве основания для оспаривания сделки;

· законом об организации страхового дела предусмотрено, что предметом непосредственной деятельности страховщика не может быть производственная, торгово-посредническая, банковская деятельность. Данный запрет направлен на защиту интересов страхователей, поскольку уменьшает предпринимательский риск страховщика;

· закон допускает возможность участия иностранных юридических лиц и иностранных граждан в создании страховых организаций на территории РФ. В настоящий момент российское законодательство ограничивает долю иностранного капитала в уставных капиталах в пределах 15-процентной квоты; при превышении данной квоты выдача лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным организациям либо имеющим в своем уставном капитале более 49% иностранных инвестиций, прекращается. Также для страховщиков с иностранным участием установлен ряд запретов на осуществление определенных видов страхования, к таким видам относятся: страхование жизни, страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, страхование имущественных интересов государственных или муниципальных организаций;