Смекни!
smekni.com

Новый Уголовно-процессуальный Кодекс РФ - противоречия и пробелы (стр. 2 из 5)

***

Статья 50 предусматривает в определенных случаях возможность проведения следственных действий с подозреваемым или обвиняемым в отсутствие защитника независимо от воли и желания подозреваемого и обвиняемого. А статья 52 предоставляет обвиняемому и подозреваемому право в любой момент отказаться от защитника.

В то же время статья 75 устанавливает, что показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым и обвиняемым в суде, являются недопустимыми доказательствами.

Фактически получается, что показания обвиняемого и подозреваемого, данные ими во время следственных действий, проведенных хотя и без защитника, но с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства, при отказе в суде от этих показаний, что случается практически по каждому уголовному делу, не только не могут быть проверены, сопоставлены с другими доказательствами, оценены, но и вообще даже не могут быть исследованы во время судебного разбирательства, поскольку закон автоматически признает их недопустимыми доказательствами.

***

Нормы УПК, регламентирующие порядок принятия судьей решения о продлении срока содержания обвиняемого под стражей до 18 месяцев (ст.109), не устанавливают сроков возбуждения прокурором, следователем или дознавателем соответствующих ходатайств перед судом.

Такие сроки установлены лишь при избрании содержания под стражей в качестве меры пресечения подозреваемому, задержанному в порядке ст.ст.91, 92 (8 часов до истечения 48-часового срока задержания - ст.108 ч.3), и продления свыше 18 месяцев срока содержания под стражей обвиняемого, который уже начал ознакомление с материалами уголовного дела (за 5 суток для истечения предельного срока содержания под стражей - ст.109 ч.7).

Соответственно не установлены и сроки рассмотрения судом ходатайств о продлении срока содержания под стражей до 18 месяцев.

Часть 2 ст.109 указывает лишь, что продление срока содержания под стражей до 6 месяцев производится в порядке, установленном частью третьей ст.108.

Но в этой части установлен, как уже отмечено, срок представления ходатайства в отношении задержанного подозреваемого, и представление ходатайства за 8 часов до истечения срока, исчисляемого месяцами, является, по меньшей мере, несерьезным.

Относительно же порядка представления в суд и сроков рассмотрения судом ходатайств о продлении сроков свыше 6 месяцев (до 12 и 18 месяцев) статья 109 каких-либо положений не содержит.

В то же время ст.162 устанавливает, что в случае необходимости продления срока предварительного следствия по уголовному делу следователь должен возбудить ходатайство и представить его соответствующему прокурору не позднее 5 суток до окончания срока предварительного следствия.

Речь в данном случае даже не идет о бессмысленности установления срока представления следователем ходатайства о продлении срока предварительного следствия, поскольку его нарушение фактически никаких правовых последствий не влечет, а о том, что наряду с его установлением УПК не устанавливает срока для обращения в суд с ходатайством о продлении срока содержания под стражей – решения гораздо более ответственного и имеющего гораздо более серьезные последствия, чем решение о продлении срока следствия.

***

Глава 16, регламентирующая порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора, и относящая к компетенции суда рассмотрение наиболее серьезных жалоб на действия (бездействие) и решения, способных причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, либо затруднить доступ граждан к правосудию (ст.125 ч.1), ставит суд и прокурора в неравное положение.

Так, в случае необходимости истребования дополнительных материалов прокурором жалоба может быть рассмотрена в срок до 10 суток со дня ее поступления (ст.124 ч.1), тогда как судом любая жалоба должна быть рассмотрена не позднее чем через 5 суток со дня поступления (ст.125 ч.3)

***

В соответствии со ст.146, 147, регламентирующими порядок возбуждения уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, следователь и дознаватель могут возбудить уголовное дело только с согласия прокурора, который, получив соответствующее постановление с приложенными к нему материалами проверки сообщения о преступлении, должен незамедлительно дать согласие на возбуждение уголовного дела либо вынести постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки.

Судя по содержанию норм УПК, изложенных в главе 20 "Порядок возбуждения уголовного дела", постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и постановление прокурора об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела являются различными процессуальными документами.

Но вопрос о том должен ли следователь или дознаватель, которому прокурор не дал согласия на возбуждение уголовного дела, вынести самостоятельное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое в соответствии с ч.5 ст.148 может быть обжаловано заявителем, этими нормами УПК не решен.

В случае же принятия прокурором решения о направлении материалов для проведения дополнительной проверки, возникает вопрос о сроках ее проведения, чего в УПК также не предусмотрено.

***

В соответствии с п.10 ч.2 ст.37 прокурор в ходе досудебного производства по уголовному делу уполномочен отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Если же обратиться к редакции ст.148, устанавливающей возможность и порядок отмены прокурором незаконного или необоснованного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и одновременного возбуждения уголовного дела, то следует придти к выводу о том, что вышестоящий прокурор не вправе принять такое решение, если постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено нижестоящим прокурором.

А постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенные следователем и дознавателем, с одновременным возбуждением уголовного дела, могут быть отменены прокурором только при наличии о том жалобы заявителя и только в течении 48 часов с момента вынесения постановления следователем или дознавателем.

В данной статье основаниям и порядку принятия решения об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с одновременным возбуждением прокурором уголовного дела посвящена только часть 6, которая звучит следующим образом: "при рассмотрении жалобы прокурор вправе в течении 48 часов с момента вынесения дознавателем или следователем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела отменить его и возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящей главой".

Из этого следует, что, помимо невозможности прокурором по своей инициативе отменить незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, что противоречит ст.37, возлагающей на прокурора функцию надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, само по себе возбуждение прокурором уголовного дела при отмене ранее вынесенного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, произведенное с нарушением установленного ст.148 порядка, автоматически влечет за собой признание возбуждения дела незаконным, и, соответственно, недопустимыми всех доказательств, полученных по нему при проведении предварительного расследования.

***

В соответствии со ст.ст. 42, 44, 45, 54, 55, 215, 216 потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик вправе знакомиться с материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования и следователь в силу ч.2 ст.215 должен уведомить их об окончании следственных действий.

Соответственно, при этом следователем назначается им время явки для ознакомления с материалами дела.

Статья 215 предусматривает возможность отложения до 5 суток ознакомление с материалами дела участников уголовного судопроизводства, которые по уважительным причинам не могут явиться в срок, установленный им следователем.

Но часть третья этой статьи говорит о том, что такое отложение возможно в случае неявки по уважительным причинам только защитника, законного представителя обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.

Сами же обвиняемый, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик в этот перечень не попали.

***

По окончании предварительного расследования в любой форме обвиняемый, его защитник, законный представитель, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик имеют право на ознакомление со всеми материалами дела.

Но, если при ознакомлении с материалами дела, по которому проводилось предварительное следствие, срок которого фактически в силу ст.162 может быть продлен безгранично, перечисленные лица не могут быть ограничены во времени, необходимом им для ознакомления (ст.ст.215-217), то при ознакомлении с материалами дела, по которому было проведено дознание, максимальный срок которого не может превышать 25 суток (ст.223), указанные участники процесса такого права лишены.

Не предусмотрена и возможность отложения ознакомления с материалами дела при невозможности явки кого-либо в назначенный срок по уважительной причине.

Подобная дискриминация участников уголовного судопроизводства в зависимости от формы проведения предварительного расследования представляется не совсем справедливой.