Смекни!
smekni.com

История судебной статистики в дореволюционной России (стр. 2 из 3)

С каждым годом число таблиц в отчетах увеличивается. Так, например, в 1834 году в отчете появляется таблица о рецидиве, в 1844 году отчет пополняется «ведомостью о числе чиновников, судимых по преступлениям против должности», в 1851 году добавляется таблица «о сроках предварительного задержания» (менее года, более года, более двух лет, более трех лет). На необходимость расширения показателей статистических таблиц неоднократно обращает внимание министерство юстиции.

Для царского суда было важно осуществлять систематический контроль за сословной принадлежностью преступников, о рецидиве, учет которых начался с 1834 года.

В отчетах осуществлялся учет преступлений, который в соответствии с уголовным законодательством распределялись в таблицах обычно по следующим десяти группам ( «отделениям»), разбитым, в свою очередь, на более дробные подразделы:

Отделение 1 – преступление против веры (о бохулении, о ересях и расколах, о разрывании могил и оскорблении мертвых те, о святотатстве и т.п.)

Отделение 2 – о преступлениях против священной особы государя императора и членов императорского дома

Отделение 3 – преступление против правительства ( о поношении присутственных мест и должностных лиц, о сочинении и опубликовании подложных указов, распространении вредных слухов, о непослушании и сопротивлении властям, о взломе тюрем и т.п.)

Отделение 4 – преступление чиновников по службе (о неправосудии, о похищении и утрате казенного имущества, о неповиновении подчиненных, о нерадении по службе, о разглашении тайных дел и т.п.)

Отделении 5 – преступление против безопасности жизни и прав общественного состояния лиц (примесь ядовитых веществ в пищу и питье, продажа ядов, убийство, самоубийство, поединки, телесные повреждения, драка, клевета, похищение людей, кража младенцев, злоупотребление помещичьей властью, неповиновение дворовых людей и крестьян своим помещикам и т.п.)

Отделение 6 – преступления против уставов о повинностях, уставов казенного управления и благоустройства (нарушение законов, касающихся разведения и порубки лесов, подделка монет, ассигнаций, кредитных бумаг и гербовой бумаги, бродяжничество, противозаконная торговляи т.п.)

Отделение 7 – преступления против семейных прав (превышение родительской власти, оскорбление родителей детьми, незаконное вступление в брак, присвоение чужой фамилии)

Отделение 8 – преступления, касающиеся противозаконного удовлетворения плотских страстей (кровосмешение, блуд, растление и насилование, мужеложство и скотоложство)

Отделение 9 – преступления против имущественных прав (разбой, поджег, воровство-кража, воровство-мошенничество, подлог, азартные игры)

Отделение 10 – преступления по лживым поступкам (лживая присяга, лжесвидетельство, лживый донос, ябеда и т.п.).

Приведенная классификация преступлений отражает специфику уголовного законодательства того времени.

III. Образование статистических комитетов, как очередной этап в развитии судебной статистики.

В 1834 году постановлением правительства были организованы под председательством губернатора губернские статистические комитеты. Они собирали и сводили многочисленные статистические данные по губернии и сообщали их секретарю центрального статистического губернского комитета.

Он составлял сводные материалы (губернаторские отчеты).

В 1842 году министерство внутренних дел, неудовлетворенное отчетами губернаторов (неверные цифры, простые численные статьи показаны неопределенно и даже ошибочно) устанавливает новые формы таблиц.

Новые формы отчетов не могли исправить дело, так как сама организации административной статистики не менялась.

В 1852 году статистическое отделении министерство внутренних дел было преобразовано в статистический комитет, который с 1857 года стал называться центральным статистическим комитетом. Этот комитет занимался сбором, проверкой, и обработкой всех статистических сведений, необходимых для правительства. Центральный статистический комитет был только по названию центральным органом, фактически же он ведал лишь рядом отраслевых статистик: населения, урожайности, «особых происшествий». Остальные отрасли статистики, и в частности судебная, велись другими ведомостями.

Организация русской статистики в XIX веке мало изменялась с годами, однако необходимо отметить, что центральный статистический комитет сумел выполнить целый ряд важных и ценных статистических работ, для чего, как правило, предпринимались специальные исследования. В этот период были проведены отдельными научными обществами и учеными (Е. Анучиным, Н. Вильсоном и др.) ценнейшие статистические работы в области экономических исследований.

Некоторые ученые и практики проводили самостоятельно тщательное статистическое исследование преступности в отдельных губерниях. Таким образом, годовые отчеты министерства юстиции, не смотря на многие дефекты, были к концу первой половины XIX века несравненно лучше отчетов министерства внутренних дел. Это объяснялось, главным образом, двумя причинами: кругом учитываемых явлений и имеющимися статистическими кадрами. Дело в том, что отчеты министерства юстиции были ограничены лишь одними объектами уголовной и гражданской статистики (преступлениями, наказаниями и спорами о гражданском праве), учет которых был относительно менее сложен, чем учет огромного круга вопросов, подведомственных тогда министерству внутренних дел и отражаемых в его отчетах. Однако, материалы отчетов министерства юстиции были далеко не идеальные. Они в значительной степени обладали дефектами, вытекающими из порочной организации русской статистики вообще. Но все же, в силу отмеченных особенностей эти отчеты были относительно достовернее, чем отчеты других ведомств.

IV. Судебная статистика России после реформы 1864 года.

Преобразование крепостнической России в буржуазную монархию и дальнейшее устранение феодально-дворянских пережитков для беспрепятственного капиталистического развития требовали четкой и налаженной статистики, обслуживающей интересы господствующих классов. Это в особенности относилось к уголовной статистике, которая в связи с новой организацией судоустройства и судопроизводства должна была принять новые формы. Новая организация уголовной статистики была непосредственно обусловлена судебной реформой 1864 года, которая установила суда присяжных, адвокатуру, реорганизовала прокуратуру и ввела новый порядок судопроизводства и судоустройства. Она отменила сословные суды, провозгласила отделение суда от законодательной и административной власти, независимость и несменяемость судей. Однако, данная судебная реформа носила половинчатый компромиссный характер, поскольку царизм неохотно шел на проведение всех реформ 60-х годов. Пореформенная судебная система сохранила множество сословно-крепостнических пережитков. Так, на ряду с системой общих судов были оставлены волостные суды для крестьян, а также духовные, коммерческие и другие суды, что, несомненно, нарушало буржуазный принцип «равенства всех перед законом». Свое окончательное завершение судебная реформа получила в так называемых судебных уставах, представляющих собой ряд законов, утвержденных Александром II. Данные уставы провозглашали буржуазные принципы судоустройства, они обращали большое внимание на организацию судебной статистики, подчеркивая, в частности, необходимость публичности отчетов судебных мест. Не смотря на реформу, новые суды оставались орудием угнетения трудящихся масс, так как все провозглашенные принципы носили чисто формальный характер.

Таким образом, можно утверждать что, материалы судебной статистики явились яркими примерами для многочисленных дискуссий по злободневному тогда вопросу о необходимости судебной реформы и о конкретных формах ее осуществления. С другой стороны, материалы судебной статистики были совершенно необходимы министерству юстиции для постепенного введения судебных уставов и контроля за деятельностью новых судов.

V. Основные принципы новой организации уголовной статистики.

Судебная реформа 1864 года для эффективной деятельности новой судебной системы требовала наряду с другими условиями и новой организации уголовной статистики. Об этом и были даны общие указания в судебных уставах, выполнение которых возложили на министра юстиции.

Подчеркивая важность организации судебной статистики было необходимо перестроить всю систему судебной статистики, предав ей четкие организационные формы, обеспечивающие высокое качество представляемых материалов. С другой стороны, систематический контроль со стороны царского правительства за осуществлением правосудия, за работой вновь организованных судебных постановлений. В результате министерством юстиции с привлечением целого ряда крупных ученых и практиков была выработана такая система уголовной статистики, которая в то время по своей организации, широте и обработке занимала одно из первых мест в мире.

Данная система обязывала посылать в министерство юстиции краткие уведомления по установленной форме о всякой перемене в положении дела, а по окончанию его – статистический листок о личности подсудимого. Доставляемые таким образом сведения подвергались тщательной переработке в министерстве юстиции, которое затем на основании собранного материала издавало «Своды статистических сведений по делам уголовным». Даже из этой краткой характеристики новой системы уголовной статистики можно видеть, что она основывалась на четкой организации первичного учета, имеющей исключительно важное значение для любого статистического исследования. В результате организованного первичного учета был накоплен богатейший, чрезвычайно интересный материал.