Смекни!
smekni.com

Исследование образов мужчин и женщин у подростков (стр. 1 из 7)

Тема: ИСЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗОВ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

У ПОДРОСТКОВ.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I Теоретические подходы к проблеме пола

1.1 Половые различия как предмет психологических

исследований 6

1.2

Формирование половой дифференциации и

идентификации в разных психологических школах 9

ГЛАВА II Методы экспериментального исследования 25

ГЛАВА III Анализ результатов исследования 30

ВЫВОДЫ 37

ЛИТЕРАТУРА 39

ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение

Актуальность данной проблемы обусловливается, в част­ности, теми особенностями, которые характерны для современной семьи:омоложение брака, увеличение числа разводов, связанных преимущественно с неумением супругов строить свои взаимоотношения, с неверными пред­ставлениями молодых людей о роли мужчины и женщины в семье.

Социальный прогресс с его демократизацией отношений полов, стирание границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместное обучение и работа изменяют и нормативные представления о мужских и женских половых ролях, нивелируют многие, казавшиеся раньше «естественными», различия. Изменения эти происходят довольно быстро и вызывают у многих людей адаптивное напряжение, сопровождающееся психологическим дискомфортом. В тоне дискуссий о феминизации мужчин и маскулинизации женщин звучит тревога едва ли не за биологическое вырождение тех и других.

Идеалы маскулинности и фемининности сегодня, как никогда, противоречивы. Во-первых, традиционные черты в них переплетаются современными. Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. В-третьих, и это особенно важно, они отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения. Согласно идеалу «вечной женственности» буржуазной моды XIX в., женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой», В то же время - пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным и энергичным. Эти качества и сегодня высоко ценятся, составляя ядро мужского понимания женственности. Но в женском самосознании появились также новые черты: чтобы быть с мужчиной на равных, женщина должна быть умной, энергичной, предприимчивой, т. е. обладать некоторыми свойствами, которые раньше составляли монополию мужчин (только в принципе).

Неоднозначен образ мужчины. Раньше ему предписывалось быть сильным, смелым, агрессивным, выносливым, энергичным, но не особенно чувствительным (другое дело — проявление «сильных» чувств вроде гнева). Эти качества и сегодня очень важны. Для мальчика-подростка важнейшие показатели маскулинности — высокий рост и физическая сила; позже на первый план выступает сила воли, а затем интеллект, обеспечивающий успех в жизни. В подростковом и юношеском возрасте соответствующие нормативные представления особенно жестоки, стереотипны; желая утвердиться в своей мужской роли, мальчики всячески подчеркивает свое отличие от женщин, стараясь преодолеть все, что может быть воспринято как проявление женственности. У взрослых эта поляризация ослабевает. Мужчина начинает ценить в себе и других такие тонкие качества, как терпимость, способность понять и другого, эмоциональную отзывчивость, которые раньше казались ему признаками слабости. Но эти качества весьма трудно совместить с несдержанностью и грубостью. Иначе говоря, нормативные наборы социально-положительных черт мужчины и женщины перестают казаться полярными, взаимоисключающими и открывается возможность самых разнообразных индивидуальных их сочетаний. Человек, привыкший ориентироваться на однозначную, жесткую норму, в этих условиях чувствует себя неуютно.

Таким образом, все процессы, которые были описаны выше, а также телевизионные передачи и различные изменения в обществе, очень сильно влияют на усвоение образов мужчин и женщин у подростков, так как сами того не осознавая, подростки перенимают различные роли и модели поведения, которые им предлагает общество, что приводит к появлению в последнее время различных видов сексуальных отклонений (гомосексуализм, женский гомосексуализм или лесбианство, транссексуализм и т.д.).

Биологическое и психофизиологическое различие полов непреодолимо, оно является настоящей проблемой жизни, сущностно и предельно неустраненной не имеющей окончательного решения. Поэтому задача каждого состоит не в бегстве от проблемы, а в том, чтобы научиться жить счастливо в проблемности сосуществования полов.

Поэтому при таком положении дел, проблема усвоения образов мужчин и женщин у подростков имеет огромное значение и требует настоятельной необходимости «реабилитации» категории пола в психологии.

Исходя из вышесказанного, можно наметить программу исследования.

Цель исследования – изучить уровень сформированости образов мужчин и женщин у подростков.

Гипотеза – Представления о мужественности и женственности у подростков обусловлены наличием в обществе полоролевых стереотипов и связанны с традиционными эталонами мужественности и женственности.

Объект исследования – полоролевая идентификация у подростков.

Предмет исследования - образы мужчин и женщин у подростков.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие задачи:

1. Выявление представлений о наиболее привлекательных и значимых качествах личности мужчины и женщины.

2. Определить эмоциональное отношение подростков к своему и противоположному полу.

3. Изучить некоторые особенности усвоения подростками половых ролей.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ПРОБЛЕМЕ ПОЛА.

1.1 Половые различия как предмет психологических

исследований.

Что такое пол, и как он выражается, и в чем его различие: вот какой вопрос возникает у многих людей.

Слово мужчина и женщина ассоциируется с множеством разнообразных признаков. Но не стоит путать слово пол и грамматический род.

В строгом смысле пол – это совокупность морфологических и физиологических особенностей организма обеспечивать половое размножение, сущность которого в конечном итоге сводится к оплодотворению. (В.Е. Каган)

Однако слово «пол», «половая принадлежность» или «половая идентичность» имеет куда большее значение, нежели ей придается на самом деле.

Проблема «пол и сексуальность» не просто терминологическая. Это связано с тем, что у ученых XIX века представление о сексуальности сводились по большему счету к инстинктивной природе человеческой сущности, и сравнивалась у таких ученых как Лютер, Монтень, Фере с актами уринации и дефекации, а женщине отводилась пассивная роль «сосуда». Это и повлияло на ученых, которые решили заняться проблемой сексуальности, которая актуальна и по сей день.

Первым, кто рискнул взяться за объективные, а не обслуживающие традиции, изучения психосексуального мира человека были врачи, имевшие дело с патологией. В числе родоначальников сексологии назовем венского психиатра Р. Крафта – Эбинга, немецкого дерматолога и венеролога И. Блоха, основоположника психоанализа З. Фрейда, английского врача публициста Х. Эллиса и д.р.

Это были люди разных взглядов и убеждений, но общим для них было агрессивное принятие общественностью их трудов и работ, касающихся проблем пола и секса.

Так, Р. Крафт–Эбинг по цензурным соображениям многие места своей вышедшей в 1886 году книги о сексуальных психопатиях написал по латыни, что не помешало обвинить его в смаковании грязных деталей и поставить вопрос о его лишении звания почетного члена Британской медико-психологической академии. И. Блох, которому принадлежит термин «сексология», больше половины своих работ был вынужден публиковать под псевдонимом. Х. Эллис – автор семитомного исследования по психологии пола (“Studies in the Psychology of Sex” 1897-1928), сегодня признанного классическим, подвергался судебному преследованию за «непристойность» своих работ, и никто из авторитетных ученных не заступился за него. М. Хиршфельд основал первый в мире сексологический журнал и сексологический институт – впоследствии его разгромили нацисты.

Ключевое место в сексологической теории первой половины нашего века принадлежит психоанализу З. Фрейда. Однако и в его теории есть свои недостатки. Обычно выделяют такие слабости, как:

1. трактовка пансексуализма с его неопределенно-расширительным понятием половое и понятием либидо, как об особой глобальной сущности;

2. представление о том, что все пути реализации либидо связаны с конфликтом сексуальности и культуры;

3. биологизацию половых различий;

4. теорию детской сексуальности с ее, якобы, универсальными комплексами;

5. сведение сложного и многомерного процесса половой идентификации только лишь к отношениям «родитель –ребенок», экстраполируемым на все развитие личности.

Сказанное, однако, не должно исключать научных заслуг З. Фрейда, который, даже ошибаясь в выводах, очень тонко и точно чувствовал и ставил основные сексологические проблемы. Его работы опровергли однозначное сведение сексуальности к функционированию половых органов, выявили связь индивидуального полового поведения с культурными нормами, помогли понять социальные и психологические предпосылки некоторых сексуальных нарушений, секс символов и запретов. Чрезвычайно важным было осмысление роли и значения сексуальности в жизни человека: сексуальность непостижима вне личности, как и личность непостижима вне сексуальности.