Смекни!
smekni.com

Контрольная работа (стр. 2 из 4)

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Юнг сделал упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение.

И, наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»). Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона (от латинского слова «persona», обозначающего «маска») – это наше публичное лицо, то есть то, как мы предъявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями.

В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но в то же время, Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни человека.

В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.

Самость – наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости – это главная цель человеческой жизни.

Из многих существующих на сегодняшний день структур личности я выделил именно эту потому, что она наиболее точно, на мой взгляд, отражает основные элементы личности. Я согласен с определением Эго: в нем представлено все, что мы осознаем. И согласен с определением личного бессознательного: это хранилище подавленного из сознания материала, а также скоплений связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами. Выше я указывал на то, что, по мнению Юнга, комплексы могут оказывать влияние на поведение человека. Я также разделяю это положение, ведь очень часто человек в похожих по своей сути ситуациях действует одним и тем же образом, но при ближайшем рассмотрении не может объяснить для себя, откуда этот самый способ реагирования. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти.

Что касается коллективного бессознательного и его архетипов, то я не могу не согласиться, например, с определением персоны. Ведь у человека существует множество социальных ролей, которые он проигрывает в соответствии с общественными ожиданиями. В одной ситуации хороша одна роль, в другой ситуации – другая. Персона, по сути, нужна нам, чтобы лучше ладить с другими людьми. Также и тень, которая скрывается за персоной. Наверное, каждый человек имеет какие-то качества, которые он скрывает от чужих глаз или даже от себя самого, имеет что-то, что неприятно иметь (какие-то аморальные мысли и страсти).

Юнг указывает на такие архетипы, как анима и анимус. Я согласен с этими архетипами хотя бы потому, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. И в каждом человеке можно встретить качества, которые присущи противоположному полу. Например, издавна считается, что женщина должна быть слабой и покорной, но в жизни мы очень часто можем встретить очень сильных и волевых женщин, т.е. с признанными обществом мужскими чертами характера. Также, и наоборот, мужчина может быть слабым и покорным, как женщина. Надо отметить также, что к настоящему времени существует немало работ, посвященных выраженности фемининности (женственности) и маскулинности (мужественности) в мужчинах и женщинах.

И в довершение – самость. Я думаю, у каждого человека есть идеал, представление о том, чего он хочет достичь, каким он хотел бы быть. Каждый человек хочет достичь согласия с самим собой, гармонии личности, т.е., по словам Юнга, «обрести самость». В понимании Юнга развитие самости – главная цель человеческой жизни.

У теории Юнга много критиков, но также много и сторонников. Я же считаю, что единственный недостаток данной теории только в том, что она не подтверждена эмпирически. Это как раз то, за что теория повергалась критике. Теория построена исключительно на субъективных умозаключениях. Но, несмотря на это, теория Юнга имеет огромное влияние в психологии и имеет огромное число приверженцев.

Что касается создания новой конструкции, то, я считаю, что такое возможно. Ведь психология как наука не стоит на месте, и я не исключаю, что будут появляться все новые и новые теории, новые структуры личности. Хотя, если посмотреть с другой стороны, будет сложно создать что-то кардинально новое, не существовавшее ранее. Ведь даже существующие на сей день теории личности заимствуют какие-то положения, какие-то элементы у других теорий. В связи с этим надо отдать дань Фрейду, т.к. его теория была первой, в которой так подробно описана структура личности человека. А уже вслед за его теорией появились все те, которые известны сейчас.

Вопрос № 20. При воспитании оказывается совершенно неодинаковой роль поощрения и наказания. Объясните и проиллюстрируйте это положение примерами.

В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

Значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Вполне возможно, например, в течение дня, а иногда и целой недели, работать с классом, не используя поощрений и наказаний. В семье же, где сложились правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми, можно обходиться без поощрений и наказаний значительно дольше. Наверное, отсюда и появляется убеждение, что в идеале поощрения и наказания не нужны вообще.

Поощрение в контексте психологии – действие в системе межличностного общения, целью которого является выразить одобрительное отношение к той или иной активности человека.

Каждому человеку свойственна потребность в одобрении со стороны значимого для него человека

Вопрос № 27.

Общение – что это такое? Ниже приводится несколько разных определений этого понятия. Выберите из них то, которое, на ваш взгляд, с наибольшей полнотой и точностью отражает сущность социально-психологического явления, составляющего научное содержание данного понятия:

- «Общение – обмен информацией между людьми, их взаимодействие» (Р.С. Немов).

- «Общение взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» (Психологический словарь).

- «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействий, восприятия и понимания другого человека».

- «Общение – взаимодействие людей, в котором происходит обмен эмоционально-чувственной и рациональной информацией и деятельностью».

- «Понятие «общение» в широком смысле включает в себя всю совокупность социальных отношений, поскольку социальное отношение: экономическое, политическое и идеологическое – имеет свою социально-психологическую сторону и проявляется в непосредственном или опосредованном контакте между людьми» (Б.Д. Парыгин).

На мой взгляд, наиболее полно раскрывает такое сложное социально-психологическое явление как общение третье определение, определение Петровского А.В, а именно: «Общение – сложный многоплановый процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».