Смекни!
smekni.com

Особенности консультирования лиц, переживших горе

МинистерствообразованияРоссийскойФедерации

Московскийгосударственныйоткрытыйпедагогическийуниверситетим. М.А.Шолохова


Кафедрапрактическойпсихологии


Дипломная работа


Батуркина Наталия Викторовна


Особенностиконсультированиялиц, пережившихгоре


Курс 5/3,вечернее отделение


Научныйруководитель:

ЕлизаровА.Н., кандидатпсихологических

наук, доцент


Москва

2002


Оглавление:


Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Классическиеподходы к процессуутраты и горя……………..6


    1. Классическиепредставленияо феноменегоря в различныхпсихотерапевтическихнаправлениях……………………………6

      1. Психоаналитическаятеория ……………………………….7

      2. Экзистенциальныйподход ………………………………...9

      3. Гештальттерапия……………………………………………12

      4. КонцепцияЭриха Линдеманна…………………………...13

    2. Концепция Д.В. Вордена в консультировании

горюющихклиентов……………………………………………….17

    1. Этапы горя…………………………………………………………20

1.3.1. Шок и оцепенение……………………………………………..20

1.3.2. Фазаострого горя………………………………………………24

1.3.3. Стадиянавязчивости…………………………………………..28

1.3.4. Стадияпрорабатыванияпроблемы…………………………..29

1.3.5. Завершениеэмоциональнойработы горя……………………32

1.4. Процесс горевания……………………………………………….33


Заключение……………………………………………………………….39

Библиография…………………………………………………………….41


Введение


Существуеттак многонепреодолимых

внешнихпрепятствийдля нашей

полноценнойжизни: случай,болезнь,

страх, вторжениесоциальных,

политическихи экономическихсил.

Мы все стоимперед лицомэтих

потерь иборемся с ними,кто как может.

Но потери,за которые мыне отвечаем

сами, потомучто не знаем вовремя,

что возможноили чего мыбольше всего

хотим, - этипотери самыемучительные,

о них горшевсего размышлять.


Дж.Бьюдженталь


Переживаниегоря, быть может,одно из самыхтаинственныхпроявленийдушевной жизни.Каким чудеснымобразом человеку,опустошённомуутратой, удастсявозродитьсяи наполнитьсвой мир смыслом?Как он, уверенный,что навсегдалишился радостии желания жить,сможет восстановитьдушевное равновесие,ощутить краскии вкус жизни?Как страданиепереплавляетсяв мудрость? Всёэто – не риторическиефигуры восхищениясилой человеческогодуха, а насущныевопросы, знатьконкретныеответы на которыенужно хотя быпотому, чтовсем нам раноили поздноприходится,по профессиональномули долгу илипо долгу человеческому,утешать иподдерживатьгорюющих людей.

Но что такоепереживаниегоря? Поток лиэто чувств имыслей, которыйпроходит черезнаше сознание,пассивнопретерпевающеепроисходящее,или мы что-тоделаем, производимкакую-то работу,иногда незаметнуюдля самих себя,чтобы вызватьв себе те илидругие состояния,либо избавитьсяот них? Это непростойвопрос.

Может липсихологияпомочь в поискеэтих ответов?

«Страх, тоска,печаль – разрушаюттело, открываядоступ к немувсяческимзаболеваниям»,- говорил академикИ.П. Павлов –первый средифизиологовмира нобелевскийлауреат. Этипроявленияэмоций подрываютэнергетикуорганизма,угнетают иограничиваюткомпенсаторныепроцессы, иммунныереакции и пр.

Речь идётоб изучениипсихологическихпоследствийпереживаниялюдьми ситуаций,с которымичеловечествосталкиваетсяна протяжениивсей историисвоего существования.К травмам, которыемогут вызватьсостояниеострого горя, мы относим:

  • смерть одногоиз родителейили обоих (особоостро переживаютсявнезапная илинасильственнаясмерти, суициды);

  • смерть одногоиз супругов,членов семьи;

  • аварии иликатастрофы;

  • развод;

  • утрата отношений(в т.ч. дружескихпривязанностей),ссора с близкимдругом;

  • гибель домашнегоживотного;

  • измена,предательство;

  • утрата невинности(сексуальноенасилие, обьюзы);

  • событияв стране и зарубежом (создаютощущениенестабильности,нарушают состояниебазовой безопасности).18.

Актуальностьвыбранной темыобусловленатем, что в последниегоды появилосьбольшое количестволиц, нуждающихсяв оказанииквалифицированнойпсихологическойпомощи. Связаноэто с резковозросшейинтенсивностьюфакторов средыжизнедеятельностичеловека,приобретающиххарактер стрессовых влияний и требующихот человеказначительногоадаптационногонапряжения.

По мнениюФ. Василюка, вотечественнойпсихологиинет ни однойоригинальнойработы по переживаниюи психотерапиигоря 7.Особенностиконсультированиягорюющегоклиента изученыявно недостаточно,что и определяеттакже актуальностьтемы дипломнойработы.

Объектисследования:переживаниегоря человеком

Предметисследования:психологическаяпомощь людям,переживающимгоре.

Цель исследования:анализ и систематизацияконцепций иподходов поработе с человеком,переживающимгоре.

Задачиисследования:

  1. Провеститеоретическийобзор литературы.

  2. Раскрытьсущность иработу горя.

  3. Выявить целии задачи процессагоревания ипотери (такназываемые«терапевтическиемишени») в работес человеком,переживающимгоре.


Горе настольковысоко, чточерез него

Не перепрыгнуть,не перешагнуть.

Горе настолькошироко, что его

Не обойти,не обогнуть.

Оно настольконизко, что подним

Не проползти,не согнуться.

Ты долженпройти сквозьнего через

Дверь.

Спиричуэл– негритянский

духовный гимн.


Глава 1. Классическиеподходы к процессуутраты и горя


    1. Классическиепредставленияо феноменегоря в различныхпсихотерапевтическихнаправлениях.


Горе –универсальноепереживаниевсех людей, реакция наутрату значимогообъекта, частиидентичностиили ожидаемогобудущего. Втечение жизнивременами мывсе что-то теряем,будет это смертького-то, любимогонами, развод,потеря работыи так далее иличто-либо другое.Общеизвестно,что реакцияна утрату значимогообъекта –специфическийпсихическийпроцесс, развивающийсяпо своим законам.Суть этогопроцессауниверсальна,неизменна ине зависит оттого, что именноутратил субъект26.

В зарубежнойлитературесуществуетнесколькопсихотерапевтическихнаправленийпо изучениюфеномена горя,одной из которыхявляетсяпсихоаналитическаятеория, предложеннаяЗ. Фрейдом.


      1. Психоаналитическаятеория.


Обратимсяк попытке З.Фрейда объяснитьмеханизмыработы печали.« … Любимогообъекта большене существует,и реальностьподсказываеттребованиеотнять всёлибидо, связанноес этим объектом…Но требованиееё не можетбыть немедленноисполнено. Оноприводитсяв исполнениечастично, прибольшой тратевремени и энергии,а до того утерянныйобъект продолжаетсуществоватьпсихически.Каждое извоспоминанийи ожиданий, вкоторых либидобыло связанос объектом,приостанавливается,приобретаетповышеннуюактивную силу,и на нём совершаетсяосвобождениелибидо» 31,с. 205. Итак, Фрейдостановилсяперед объяснениемфеномена боли,да и что касаетсясамого гипотетическогомеханизмаработы печали,то он указалне на способего осуществления,а на «материал»,на которомработа проводится,- это «воспоминанияи ожидания»,которые«приостанавливаются»и «приобретаютповышеннуюактивную силу».

«Далеене представляетсятрудным реконструироватьэтот процесс.Сначала имелместо выборобъекта, привязанностьлибидо к определённомулицу; под влияниемреальногоогорчения илисо сторонылюбимого лицанаступилопотрясениеэтой привязанностик объекту. Следствиемэтого было ненормальноеотнятие либидоот этого объектаи перенесениеего на новый,а другой процесс,для появлениякоторого,по-видимому,необходимымногие условия.Привязанностьк объекту оказаласьмалоустойчивой,она была уничтожена,но свободноелибидо не былоперенесенона другой объект,а возвращенок «я». Однакоздесь оно ненашло какого-нибудьприменения,а послужноютолько к идентификации(отождествлению)«я» с оставленнымобъектом. Теньобъекта пала,таким образом,на «я», котороев этом случаерассматриваетсяупомянутойособеннойинстанциейтак же, какоставленныйобъект. Такимобразом, потеряобъекта превратиласьв потерю «я»,и конфликтмежду «я» илюбимым лицомпревратилсяв столкновениемежду критикой«я» и самимизменённым,благодаряотождествлению,«я» 31.

Таким образом,потеря значимогообъекта постоянноактивизируетв человекеразличногорода внутренниепопытки сопротивлятьсяреальностипотери либопутём её отрицания,либо путёмзамещенияобъекта потериновым объектом,либо попыткойсохранить егопосредствомразличных форминтернализации.Конечный результатбудет зависетьот природыотношений кутраченномуобъекту, а такжеот форм интернализацииили другихранее использовавшихсямеханизмови от того, насколькоуспешным былоих использование.

С моментавыхода работыФрейда «Печальи меланхолия»(1917) траур и депрессиясчитаются двумяглавнымиальтернативамичеловеческогоспособа справитьсяс потерей значимыхобъектов. Другимипредложеннымии описаннымив качествеглавных альтернативамибыли отрицаниепотери или еёзначения сидеализациейутраченногообъекта илибез таковой,быстрая заменаего новым объектом,патологическаяпечаль по «связанным»с ним объектамили идеям, развитиесоматическогоили психосоматическогозаболевания,а также пристрастиек алкоголю,наркотикамили перееданию28.Согласнообщепринятомумнению, чем вбольшей степениинфантильно,зависимо иамбивалентноотношениесубъекта кутраченномуобъекту, тембольше вероятностьтого, что вместоболее или менеенормальногопроцесса траура(mourningprocess)его реакциейна потерю будетодна или сразунесколькопатологическихальтернатив.

По нашемумнению, начинаясо статьи Фрейда«Печаль имеланхолия»,появляетсяпонятие горякак отнятиялибидо от объекта:психическаяэнергия сосредотачиваетсяна любимомчеловеке, икогда он умирает,эту энергиюнадо оторватьот умершегочеловека ипередать еёдругим объектам.« С глаз долой– из сердцавон». Задачапечали – забывание.Умерший человекдолжен бытьзабыт ради тех,кто живёт. Вэтом состоитлогика Фрейда.

Следующимфундаментальнымпо значениюнаправлениеммы считаемэкзистенциальныйподход, представителямикоторого являютсятакие зарубежныеисследователикак И. Ялом, А.Лэнгле, В. Франкли др.


      1. Экзистенциальныйподход.


Виктор Франкл,создательлоготерапии,считает, чточеловек пристолкновениис безвыходнойи неотвратимойситуацией,когда он становитсяперед лицомсудьбы, котораяникак не можетбыть изменена,имеет возможностьактуализироватьсвою высшуюценность, осуществитьглубочайшийсмысл, смыслстрадания.

Страдаяот какого-либожизненногообстоятельства,мы внутреннеотворачиваемсяот него, создаёмдистанцию междусвоей личностьюи этим обстоятельством.Пока мы страдаемот состояния,которого недолжно быть,мы находимсяв напряжениимежду фактическимбытием, с однойстороны, и бытием,которое должнобыть, - с другой.Страданиесоздаёт, следовательно,плодотворноенапряжение,заставляячеловека чувствоватьто, чего не должнобыть как такового. «В той мере, вкакой он идентифицируетсебя с данным,он приближаетсяк данному иотключаетнапряжениемежду бытиеми долженствующимбытием. Такоткрываетсяв эмоциях человекаглубокая мудрость,которая важнеевсякой рациональностии даже противоречитрациональнойполезности»30,с. 110.

По мнениюВ. Франкла, печальи раскаяниеимеют глубокийсмысл для внутреннейжизни человека.«Печаль о человеке,которого мылюбили и потеряли,позволяетпечалящемусякак-то житьдальше, а раскаяниевиновногопозволяет емуосвободитьсяот вины и этимв какой-то мереискупить её.Предмет нашейлюбви или печали,который объективно,в эмпирическомвремени, пропал,субъективно,во внутреннемвремени, сохраняется:печаль оставляетего в настоящем»29,с. 120.

На биологическомуровне больсчитаетсябдительнымсторожем. Вобласти душевно-духовногоона выполняетаналогичнуюфункцию. То, отчего страданиедолжно уберечьчеловека, - этоапатия, душевнаявялость. «Покамы страдаем,мы остаёмсядушевно живыми.В страданиимы даже зреем,вырастаем внём – оно делаетнас богаче исильнее» 30,с. 110.Человек, которыйпытается отвлечьсяот несчастьяили оглушитьсебя, не решаетпроблемы, неустраняетнесчастье измира; то, чтоон устраняетиз мира, - этоскорее лишьследствиенесчастья, лишьсостояниенеудовольствия.В. Франкл считает,что принципудовольствияздесь являетсялишь искусственнойпсихологическойконструкцией,а не феноменологическимфактом; человекв действительностивсегда стремитсябыть душевно«живым», испытываярадость илипечаль, а непогружатьсяв апатию. Парадоксальностьтого, что страдающиймеланхолиейи печалью, которыеделают егоэмоциональнохолодным ивнутреннеомертвелым,страдает отнеспособностик страданию,является,следовательно,лишь психопатологическойпарадоксальностью;в экзистенциальноманализе страданиепредстаёт каксоставная частьжизни, как еёнеотъемлемаячасть. «Лишьпод тяжёлымиударами судьбыи в горнилестраданий жизньприобретаетформу и образ»29,с. 113.

ВикторФранкл в своейработе «Поисксмысла жизнии логотерапия»приводит следующийпример. «Однаждыпожилой практикующийврач консультировалсяу меня по поводусвоей серьёзнойдепрессии. Онне мог пережитьпотерю своейсупруги, котораяумерла два годаназад и которуюон любил большевсего на свете.Но как я могпомочь ему? Чтоя мог ему скзать?Я отказалсявообще от каких-либоразговорови вместо этогопоставил передним вопрос:«Что было бы,доктор, еслибы Вы умерлипервым, а женаВаша осталасьбы в живых?»«О, - сказал он,- для неё этобыло бы ужасно,как бы она страдала!»После этогоя заметил: «Видите,доктор, какимстраданиемей бы это обошлось,и именно Вызаставили быеё так страдать.Но теперь Выплатите за это,оставшись вживых и оплакиваяеё». Он не сказални слова, толькопожал мне рукуи молча ушёл.Страданиекаким-то образомперестало бытьстраданиемв тот момент,когда обнаруживаетсяего смысл, как,например, смыслжертвенности.… Я не мог изменитьего судьбу ине мог возвратитьему супругу.Но в тот моментя сумел изменитьего отношениек своей неизменнойсудьбе. Именнос этого мгновенияон смог, наконец,увидеть смыслсвоего страдания.»37,с. 17.

«Возможностьчего-то», котораяозначает жизнь,может бытьупущена такжеи в случаевозможностиподлинногострадания, т.е.реализацииценностейотношения.Теперь мы понимаем,почему Достоевскийсказал, что онбоится своеймуки» 30,с. 43.

Следовательно,смысл судьбы,которую человекусуждено выстрадать,состоит, во-первых,в том, чтобыобрести свойобраз, и, во-вторых,в том, чтобыбыть принятойкак данность,если это необходимо.Экзистенциальныйанализ, такимобразом, помогаетчеловеку сменитьпривычныйподход к страданиюкак к негативуна более глубокийвзгляд – раскрытьглубинныепласты личности,открыть дверьв область духовногои стать способнымстрадать. Тоесть существуютситуации, прикоторых человекможет реализоватьсялишь путёмподлинногострадания илишь в нём. Франклцитирует Ницше:«Тот, кому естьдля чегожить, можетперенести почтилюбое как»21,с. 168.

Следующуюконцепцию поизучению феноменагоря представляетгештальттерапия.


1.1.3. Гештальттерапия.


Значительныйинтерес вызываетгештальттерапияПерлза, в рамкахкоторой впсихотерапиювошёл фундаментальныйпринцип «здесьи сейчас».

Перлз, отвечаяна вопрос, чемопределяетсяповедениечеловека, выбираетнастоящее исчитает, чтоработать можнолишь с живымиэмоциями. Прошлыйопыт можетиграть какконструктивную,так и деструктивнуюроль. Восприятиепрошлого опосредуетсяэмоциональнымипроблемаминастоящего.Если человекстремитсяизбегатьтравматическихсобытий, он неспособен пребывать«здесь и теперь».Наличие невыраженныхчувств препятствуетистинномусуществованиючеловека «здесьи сейчас». Поэтомупроцесс проживанияочень важен.Один из способовдостиженияэтого – выражениечеловеком вфантазии/диалогесвоих чувствк тому, кто ушёл.

Горе – сложныйпроцесс, оновбирает в себятакие эмоции,как любовь,злость, фрустрацию,страх и одиночество.Горе катарсиснои терапевтично,так как в процессе работы с нимболь уходити человек отыскиваетресурсы длявосстановления.

Сознавание– основа терапевтическогогештальт метода.Оно предполагаетсосредоточениена переживаемомв настоящиймомент. Непосредственноепереживаниеявляется целебным,так как создаётусловия снятияналоженногов прошлом запретана переживаниеклиентом чувств,«заканчиванияпрошлых ситуаций»- образованиегештальта.

Один из приёмов в работе с горем– озаботитьклиента его«подвешеннымсостоянием».Обычно онохорошо проявляетсяв том, что клиентговорит, в еготелесных движенияхили в различныхидентификацияхс ушедшим человеком.

Таким образом,свободно текущийпроцесс сознавания,с позицийгештальттерапии,является критериемздоровья, поскольку,сознавая своипотребностии, оперируяими, личностьсовершенствуется.Это применительно,по нашему мнению,к процессупризнания фактапотери на начальнойстадии утраты.Гештальттерапияв состояниипомочь человекусоприкоснутьсяс собственнымичувствами,например, прииспользованиитехники «горячегостула», на которомнаходитсяобъект утраты,а также оказатьподдержку взавершениипроцесса горевания.

Следующая рассматриваемаянами концепция– это исследование феноменов горяс точки зрениянемецко-американскогоучёного Э.Линдеманна,которое незначительноотличаетсяот вышеизложенныхвзглядов напроблему.


      1. КонцепцияЭриха Линдеманна.


Э. Линдеманнв своей работевыделяет основныеположения:

  1. Острое горе– это определённыйсиндром спсихологическойи соматическойсимптоматикой.

  2. Этот синдромможет возникатьсразу же послекризиса, онможет бытьотсроченным,может явнымобразом непроявлятьсяили, наоборот,проявлятьсяв чрезмерноподчёркнутомвиде.

  3. Вместо типичногосиндрома могутнаблюдатьсяискажённыекартины, каждаяиз которыхпредставляеткакой-нибудьособый аспектсиндрома горя.

  4. Эти искажённыекартины соответствующимиметодами могутбыть трансформированыв нормальнуюреакцию горя,сопровождающуюсяразрешением17.

Также Э. Линдеманнвыделяет 5 признаков,которые являютсяпатогномическимидля горя:

    • физическоестрадание

    • поглощённостьобразом умершего

    • вина

    • враждебныереакции

    • утрата моделейповедения

    Можно,впрочем, указатьещё на шестуюхарактеристику,проявляющуюсяу пациентов,находящихсяна границепатологическогореагирования,которая небросается вглаза, какпредыдущие,но, тем не менее,достаточновыражена, чтобыокрасить всюкартину в целом.Она состоитв появленииу пациентовчерт умершего,особенно симптомовего последнегозаболеванияили манеры егоповедения вмомент трагедии.Сын обнаруживает,что походкау него стала,как у умершегоотца. Он смотритв зеркало, иему кажется,что он выглядитточно так же,как умерший.Такая поглощённостьобразом умершеготрансформируетсяу них в захваченностьсимптомамии личностнымичертами утраченногочеловека, теперьлокализованнымив результатеидентификациив их собственныхтелах и делах17.

    В исследованиях,проводимых Э. Линдеманном, разделяетсятечение реакцийгоря на нормальные и болезненные,которые, в своюочередь, делятсяна отсроченныеи искажённыереакции.

    Болезненныереакции горяявляются искаженияминормальногогоря. Трансформируясьв нормальныереакции, онинаходят своёразрешение.Если тяжёлаяутрата застаётчеловека вовремя решениякаких-то оченьважных проблемили если этонеобходимодля моральнойподдержкидругих, он можетпочти или совсемне обнаружитьсвоего горяв течение неделии даже значительнодольше. Отсроченныереакции могутначаться посленекоторогоинтервала, вовремя которогоне отмечаетсяникакого аномальногоповедения илистрадания, нов котором развиваютсяопределённыеизмененияповеденияпациента, обычноне столь серьёзные,чтобы служитьповодом дляобращения запомощью. Этиизменения могутрассматриватьсякак поверхностныепроявлениянеразрешившейсяреакции горя.Э. Линдеманнвыделяет следующиевиды такихизменений:

    1. повышеннаяактивностьбез чувстваутраты

    2. появлениеу пациентасимптомовпоследнегозаболеванияумершего

    3. возникновениеопределённогозаболевания,а именно рядапсихосоматическихсостояний

    4. измененияв отношенияхк друзьям иродственникам

    5. яростнаявраждебностьпротив определённыхлиц

    6. утрата формсоциальнойактивности

    7. ущерб собственномуэкономическомуи социальномуположениюпациента

    8. развитиеажитированнойдепрессии

    НаблюденияЭ. Линдеманнапоказывают,что в известныхпределах типи острота реакциигоря могут бытьпредсказаны.У пациентов,склонных кнавязчивымсостояниямили страдавшихранее от депрессии,вероятнеевсего, разовьётсяажитированнаядепрессия.Острой реакцииследует ждатьу матери, потерявшеймаленькогоребёнка. Наиболееявные формыболезненнойидентификациибыли обнаруженыу лиц, не склонныхк невротическимреакциям.

    Э. Линдеманнотдельно выделилпредвосхищяющиереакции горя,когда столкнулсяс самой настоящейреакцией горяу пациентов,перенесшихне смерть близкого,а лишь разлукус ним, связанную,например, спризывом сына,брата или отцав армию. «Общаякартина, возникающаяпри этом, досих пор нерассматриваласькак определённыйсиндром. Мыназвали егосиндромомпредвосхищающегогоря» 17.Приводитсяв пример случайпациентки,которая былатак сосредоточенана том, как онабудет переживатьсмерть сына,если его убьют,что прошлачерез все стадиигоря – депрессию,поглощённостьобразом сына,перебор всехформ смерти,которая моглапостичь его,предвосхищениевсех способовприспособления,которые оказалисьбы необходимымив случае смерти.Хотя такогорода реакциимогут хорошопредохранитьчеловека отудара неожиданногоизвестия осмерти, онимогут статьпомехой восстановлениюотношений свернувшимсячеловеком.Известны случаи,когда солдаты,возвратившиесяс фронта, жаловались,что жёны большеих не любят итребуют немедленногоразвода. В такойситуациипредвосхищающаяработа горя,очевидно,проделываетсятак эффективно,что женщинавнутреннеосвобождаетсяот мужа 17.

    Такимобразом, Э. Линдеманнв своей работе«Клиника острогогоря» выделилцелый симптомокомплекс17. Это изменения,чаще всегообратимые, впсихосоматическойи поведенческой сферах.

    По мнениюЭ.Линдеманна,продолжительностьреакции горя,очевидно,определяетсятем, насколькоуспешно индивидосуществляетработу горя,а именно выходитиз состоянийкрайней зависимостиот умершего,вновь приспосабливаетсяк окружающему,в котором потерянноголица большенет, и формируетновые отношения.Такую же точкузрения мы находими в работеВ.Ю.Сидоровой26,которая ссылаетсяна концепциюзарубежногоучёного Д.В.Ворденаи считает еёнаиболее продуктивнойпри работе сгорюющим клиентом.


      1. Концепция Д.В.Вордена в консультировании

    горюющихклиентов.


    В последнеевремя широкоераспространениеполучил новыйвзгляд на работус горюющимклиентом,предложенныйДж. ВильямомВорденом всвоей книге«Консультированиеи терапия горя»на примеререакции насмерть близкогочеловека. Егоконцепциядостаточноподробно изложенав работе В.Ю.Сидоровой«Четыре задачигоря» 26,где она провелакраткое изложениечетырёх задач,которые долженрешить горюющий.Концепция удобна для работы с актуальнымгорем, а такжеесли приходитсяиметь дело сгорем, не пережитыммного лет назади вскрывшимсяво время терапии,начатой посовершеннодругому запросу.

    Д.В. Ворденпредложилвариант описанияреакции горяне по стадиямили фазам, ачерез четырезадачи, которыедолжны бытьвыполненыгорюющим принормальномтечении горя.Д.В. Ворден считаетэтот подходнаиболее удобнымдля клиницистови наиболееблизким к теорииФрейда о работегоря.

    Д.В. Ворденполагает, чтохотя формытечения горяи их проявленияочень индивидуальны,любая реакцияутраты будетвсегда развиватьсясходным образомпо содержанию,разнится лишьдлительностьи интенсивность; неизменностьсодержанияпроцесса позволяетвыделить теуниверсальныешаги, которыедолжен сделатьгорюющий, чтобывернуться кнормальнойжизни, и навыполнениекоторых должнобыть направленовнимание терапевта.Задачи горянеизменны,посколькуобусловленысамим процессом,а формы и способыих решенияиндивидуальныи зависят отличностныхи социальныхособенностейгорюющегочеловека. Четырезадачи горярешаются субъектомпоследовательно.Считается, чтоэто удобно длядиагностики,так как понять,по мнению Д.В.Вордена, какаяпсихологическаязадача решена,а какая – нет,намного проще,чем определитьплохо выраженнуюстадию горя.Посколькупонятно, чтоесть решениеданной задачи,будет ясно,куда долженбыть направленпсихотерапевтическийпроцесс.

    Итак, произошлаутрата, перваязадача длягорюющего –это признаниефакта потери.Как толькогорюющий признаётдля себя реальностьпотери, считается,что он выполнилэту задачу ипереходит крешению второй,которая состоитв том, чтобыпережить больпотери. Имеетсяв виду, что нужнопережить всесложные чувства,которые сопутствуютутрате.

    Если горюющийне может почувствоватьи прожить больпотери, котораяесть абсолютновсегда, онадолжна бытьвыявлена ипроработанас помощью терапевта,иначе больпроявит себяв других формах,например, черезпсихосоматикуили расстройстваповедения.Реакции болииндивидуальныи не все испытываютболь одинаковойсилы. Такжеболь утратыощущается невсегда, иногдаутрата переживаетсякак апатия,отсутствиечувств, но онадолжна обязательнобыть проработана26.

    Следующаязадача, с которойдолжен справитьсягорюющий, этоналадка окружения,где ощущаетсяотсутствиеобъекта утраты.Когда человектеряет близкого,он теряет нетолько объект,которому адресованычувства и откоторого чувстваполучаются,он лишаетсяопределённогоуклада жизни,поведения,исполнениякаких-то ролейи обязанностей.Эта пустотадолжна бытьвосполненаи жизнь организованана новый лад.

    Последняя,четвёртаязадача – этовыстроить новоеотношение кобъекту утратыи продолжатьжить. Решениеэтой задачине предполагаетни забвения,ни отсутствияэмоций, а толькоих перестройку.

    Признакомтого, что этазадача не решается,горе не стихаети не завершаетсяпериод траура,по мнению Д.В.Вордена, частобывает ощущение,что «жизньстоит на месте»,нарастаетбеспокойство.Завершениемвыполненияэтой задачиможно считатьвозникновениеощущения, чтоможно любитьдругого человека,хотя любовьк умершемумужу, например,не стала отэтого меньше.

    С точки зренияД.В. Вордена,утрату можносчитать завершённойпри условии,что человек,пережившийпотерю, сделаетвсе четырешага, решит всечетыре задачигоря. Признакомэтого считаетсяспособностьнаправлятьбольшую частьчувств не объектуутраты, а другимлюдям. Работагоря завершена,когда горюющийвновь способенвести нормальнуюжизнь, чувствовать себя адаптированным,проявлятьинтерес к жизни.

    Просмотреввсе направленияпо изучениюфеномена ипроцесса горяи на основевышеизложенноголитературногоанализа, можновыделить иподробно рассмотретьособенностифаз горя, составляющих основу общепринятойклассификациипо работе сгорем, на которуюопираютсямногие авторы,занимающиесяэтой проблемой5,6, 11, 12, 17, 18, 20, .


      1. Этапыгоря.


    Изучив работыавторов поисследованиюпроблемы горя,мы представляем классификациюстадий, котораясчитаетсяобщепринятой.


        1. Шок иоцепенение.


    Перваястадия – отрицание,связанное срастерянностью.Механизмпсихологическойзащиты активноне приемлеттого, что произошло.На первом этапеэмоциональномушоку сопутствуетпопытка отрицатьреальностьситуации. Шоковаяреакция иногдапроявляетсяв неожиданномисчезновениичувств, «охлаждении»,словно чувствапроваливаютсякуда-то вглубь.Это происходит,даже если смертьблизкого человекане была внезапной,а ожидаласьдолгое время15.

    Скорбящийможет думать,что всё случившееся– кошмарныйсон, не болеетого. 5,с. 98

    Продолжительность- от несколькихсекунд до несколькихнедель, в среднемк 7-9-му дню сменяясьпостепеннодругой картиной.7 Характеризуетсяутратой аппетитаи сексуальноговлечения, мышечнойслабостью,малой или полнойнеподвижностью,которые иногдасменяютсяминутами суетливойактивности,амимичностью,явлениямидеперсонализации(«Этого не можетбыть!», «Этослучилось несо мной!»), ощущениемнереальностипроисходящего7.

    Отрицаниепроизошедшего,которое происходитв этот момент,с точки зренияВ.Ю. Сидоровой,включает в себялибо отрицаниефакта потери,либо её значимости,либо необратимости26.Отрицание фактапотери можетварьироватьот лёгкогорасстройствадо тяжёлыхпсихотическихформ, когдачеловек проводитнесколько днейв квартире сумершим, преждечем замечает,что тот умер.

    Чаще встречающаясяи менее патологичнаяформа проявленияотрицания быланазвана мумификацией26.В таких случаяхчеловек сохраняетвсё так, какбыло при умершем,чтобы всё времябыть готовымк его возвращению.Например, родителисохраняюткомнаты умершихдетей. По мнениюВ.Ю. Сидоровой,это нормально,если продолжаетсянедолго, такимобразом, создаётсясвоего рода«буфер», которыйдолжен смягчитьсамый трудныйэтап переживанияи приспособленияк потере. Ноесли такоеповедениерастягиваетсяна годы, переживаниегоря останавливаетсяи человекотказываетсяпризнать теперемены, которыепроизошли вего жизни, «сохраняявсё, как было»и не двигаясьс места в своёмтрауре, - этопроявлениеотрицания 26.

    Другойспособ, которымлюди избегаютреальностипотери, - отрицаниезначимостиутраты. В этомслучае ониговорят что-товроде «мы небыли близки»,«Он был плохимотцом» или «Япо нему не скучаю».Иногда людипоспешно убираютвсё, что можетнапомнить обобъекте утраты,таким образом, они демонстрируютповедение,противоположноемумификации.Пережившиеутрату оберегаютсебя от того,чтобы столкнутьсялицом к лицус реальностьюпотери, и относятсяк группе рискаразвитияпатологическихреакций горя26.

    Другое проявлениеотрицания –«избирательноезабывание»,в этом случаечеловек забываетчто-то, касающегосяобъекта утраты.

    Третийспособ избежатьосознанияпотери – отрицаниенеобратимостиутраты. В.Ю. Сидороваприводит пример,когда послесмерти ребёнкародители утешаютдруг друга –«у нас будутдругие детии всё будетхорошо». Подразумевается– мы зановородим умершегоребёнка, и всёбудет, как было26.

    Оцепенение - наиболее заметнаяособенностьэтого состояния.Скорбящийскован, напряжён.Его дыханиезатруднено,неритмично,частое желаниеглубоко вдохнутьприводит кпрерывистому,судорожному(как по ступенькам)неполномувдоху.

    Нередковнешнее спокойствие,невозможностьзаплакатьзачастуюрасцениваютсяокружающимилюдьми какэгоизм и вызываютупрёки. Подобныепереживаниямогут внезапносменитьсяострым реактивнымсостоянием.18

    В сознаниичеловека появляетсяощущение нереальностипроисходящего,душевное онемение,бесчувственность,оглушённость.

    Притупляетсявосприятиевнешней реальности,и тогда в последующемнередко возникаютпробелы ввоспоминанияхоб этом периоде.А. Цветаева,человек блестящейпамяти, не моглавосстановитькартину похоронматери: «Я непомню, как несут,опускают гроб.Как бросаюткомья земли,засыпают могилу,как служитпанихиду священник.Что-то вытравилоэто всё из памяти…Усталость идремота души.После маминыхпохорон в памяти– провал» 32,с. 248.Первым сильнымчувством, прорывающимпелену оцепененияи обманчивогоравнодушия,нередко оказываетсязлость. Онанеожиданна,непонятна длясамого человека,он боится, чтоне сможет еёсдержать.

    Как объяснитьвсе эти явления?Обычно комплексшоковых реакцийистолковываетсякак защитноеотрицание фактаили значениясмерти, предохраняющеегорюющего отстолкновенияс утратой сразуво всём объёме.

    Так, Ф. Василюк полагает, чтобудь это объяснение верным, сознание,стремясь отвлечься,отвернутьсяот случившегося,было бы полностьюпоглощенотекущими внешнимисобытиями,вовлечено внастоящее, покрайней мере,в те его стороны,которые прямоне напоминаюто потере 7.Однако мы видимпрямо противоположнуюкартину: человекпсихологическиотсутствуетв настоящем,он не слышит,не чувствует,не включаетсяв настоящее,оно как бы проходитмимо него, в товремя как онсам пребываетгде-то в другомпространствеи времени. Неслучившеесятрагическоесобытие невпускаетсяв настоящее,а само оно невпускает настоящеев прошедшее.Это событие,ни в один измоментов нестав психологическинастоящим, рвётсвязь времён,делит жизньна несвязанные«до» и «после».Шок оставляетчеловека в этом«до», если быему дано былоосознать, чтос ним происходитв этом периодеоцепенения,он бы мог сказатьсоболезнующимему по поводутого, что умершегонет с ним: «Этоменя нет с вами,я там, точнее,здесь, с ним».7

    Такая трактовка,предложеннаяФ. Василюком,делает понятныммеханизм исмысл возникновенияи дереализационныхощущений, идушевной анестезии,и и послешоковуюамнезию: я немогу помнитьто, в чём неучаствовал;и потерю аппетитаи снижениелибидо – этихвитальных форминтереса квнешнему миру;и злость. Злость– это специфическаяэмоциональнаяреакция напреграду, помехув удовлетворениипотребности.Такой помехойбессознательномустремлениюдуши остатьсяс любимым оказываетсявся реальность:ведь любойчеловек, телефонныйзвонок, бытоваяобязанность требуют сосредоточенияна себе, заставляютдушу отвернутьсяот любимого,выйти хоть наминуту из состоянияиллюзорнойсоединённостис ним.

    Такимобразом, психологическоевремя шокаможно назвать«настоящеев прошедшем».Здесь над душевнойжизнью безраздельновластвуетгедонистическийпринцип избеганиястрадания. Иотсюда процессугоря предстоитещё долгийпуть, пока человексможет укрепитьсяв «настоящем»и без боли вспоминатьо свершившемсяпрошлом 7.

    Оказаниепомощи на этомэтапе заключаетсяв молчаливомсопровождениичеловека,установлениитактильногоконтакта, помогающегочеловеку заплакать,т.е. «перейти»на следующийэтап проживанияпроцесса гореванияи потери, вербализацииего внутреннихпереживаний.

    Чем дольшедлится этотпериод, темтяжелее последствия18.


        1. Фазаострого горя.


    После первойреакции насмерть близкогочеловека –шока, отрицания,злобы происходитосознаниеутраты и смирениес ней. Это фазапоиска илиотчаяния, которая длится от трёхдней до 6-7 недель( те самые 40 днейтраура). Считаетсясамой болезненнойфазой, так какнеобходимопринять утратукак реальность,сказать жизни«да» в ужеизменившейсяжизни 7.

    Картинаострого горяочень схожау разных людей17.Общим для всехявляетсянереалистическоестремлениевернуть утраченноеи отрицаниене столькофакта смерти,сколько постоянстваутраты. Возникаютпериодическиеприступы физическогострадания,длящиеся отдвадцати минутдо одного часа,спазмы в горле,припадки удушьяс учащённымдыханием, постояннаяпотребностьвздохнуть,чувство пустотыв животе, потерямышечной силыи интенсивноесубъективноестрадание,описываемоекак напряжениеили душевнаяболь 17. Состояниеострой тревоги,бессонница,амнезия, реакцияухода, оцепенение;проявляетсясоматическаясимптоматика18.Общим для всехявляются жалобына потерю силыи истощение:«почти невозможноподняться полестнице»,«всё, что я поднимаю,кажется такимтяжёлым», «отмалейших усилийя чувствуюполное изнеможение»17.

    В это времячеловеку бываеттрудно удержатьсвоё вниманиево внешнеммире. Могутнаблюдатьсянекоторыеизменениясознания. Общимдля всех являетсялёгкое чувствонереальности,ощущение увеличенияэмоциональнойдистанции,отделяющейгорюющего отдругих людей(иногда онивыглядят призрачноили кажутсямаленькими)17.Реальностькак бы покрытапрозрачнойкисеей, вуалью,сквозь которуюсплошь и рядомпробиваютсяощущения присутствияумершего. Одномумужчине казалось,что он видитпогибшую дочь,которая зовётего из телефоннойбудки. Он былтак захваченэтой сценой,что пересталзамечать окружающее,особенно жена него подействовалаясность тотчётливость,с которой онуслышал своёимя 17. Такие видения,вплетающиесяв контекствнешних впечатлений,вполне обычныи естественны,но пугают, принимаясьза признакинадвигающегосябезумия 5,с. 13.Это поведение«поиска»,направленноена восстановлениесвязи 26.В норме этоповедение, помнению В.Ю.Сидоровой,должно сменятьсяповедением,направленнымна отказ отсвязи с ушедшимчеловеком: «Чтоя делаю, ведьон (она) умер».

    Иногдатакое появлениеумершего втекущем настоящемпроисходитв менее резкихформах. Р., мужчина45 лет, потерявшийво время армянскогоземлетрясениялюбимого братаи дочь, на 29-й деньпосле трагедии,рассказывая о брате, говорилв прошедшемвремени с явнымипризнакамистрадания,когда же речьзаходила кдочери, он сулыбкой и блескомв глазах восторгался,как она хорошоучится (а не«училась»), какеё хвалят, какаяпомощницаматери. В этомслучае двойногогоря переживаниеодной утратынаходилосьуже на стадииострого горя,а другой –задержалосьна стадии «поиска»7.

    Человек,которого постиглаутрата, пытаетсяотыскать всобытиях,предшествовавшихсмерти, доказательстватого, что он несделал дляумершего того,что мог, он обвиняетсебя в невнимательностии преувеличиваетзначение своихмалейших оплошностей,по этой причинемногих охватываетчувство вины17.

    Часто наблюдаетсятакой навязчивыйфеномен, как– «если бы».«Если бы он былжив…», «Еслибы я не отдалбы его в такую-тошколу, то…».Дальше идётцепочка событий:«он не заболелбы и не умербы…». Постоянноидёт прорабатываниесвоей вины,хотя объективноэтой вины нет.Откуда эточувство возникает?

    Отец ПавелФлоренскийписал, что «отношениялюдей не чтоиное, как актыжизнедеятельности».Когда человекушёл, то множестводействий,направленныхна ушедшего,не реализовано:не успел что-топередать, где-топоблагодарить,что-то вместевыполнить. Этимножествомелочей становятсяуже никогдане выполнимымидействиями.И каждое из нихприводит насуд совести.По мнению Ф.Василюка, взападной психотерапиик чувству виныотносятся какк симптоматикегоря, от которойнадо побыстрееизбавиться7.В этом проявляетсястремлениеутешить человека.«Горюющий вэто не верит,он искренневерит, что виноват.Поэтому мыдолжны принятьэту иллюзию,это чувствовины как реальность..То есть мы должнывстать на позициюгорюющего ине разубеждатьего в том, чтоон не виноват7.

    Кроме того,у человека,потерявшегоблизкого, частонаблюдаетсяутрата теплотыв отношенияхс другими людьми,тенденцияразговариватьс ними с раздражениеми злостью, желание,чтобы его вообщене беспокоили,причём всё этосохраняется,несмотря наусиленныестарания друзейи родных поддержатьс ним дружескиеотношения.

    Эти чувствавраждебности,удивительныеи необъяснимыедля самих людей,очень беспокоятих и принимаютсяза признакинаступающегосумашествия.Пациенты пытаютсясдержать своювраждебность,и в результатеу них частовырабатываетсяискусственная,натянутаяманера общения17.

    Фрейд назвалпроцесс адаптациик несчастью«работой»скорби. Современныеисследователи«работу скорби»характеризуюткак когнитивныйпроцесс, включающийизменениемыслей об умершем,горечь утраты,попытку отстранитьсяот утраченноголица, поисксвоего местав новых обстоятельствах(Stroebe,1992) 15.Этот процессне являетсякакой-то неадекватнойреакцией, откоторой надоуберечь человека,с гуманистическихпозиций онприемлем инеобходим.Имеется в видуочень тяжёлаяпсихическаянагрузка,заставляющаястрадать. Консультантспособен доставитьоблегчение,однако еговмешательствоне всегда уместно.Скорбь нельзяприостанавливать,она должнапродолжатьсястолько, скольконеобходимо.

    По мнениюФ. Василюка,надежда, постояннорождающая верув чудо, страннымобразом сосуществуетс реалистическойустановкой,привычно руководящейвсем внешнимповедениемгорюющего.Ослабленнаячувствительностьк противоречиюпозволяетсознанию какое-товремя жить подвум не вмешивающимсяв дела другдруга законам– по отношениюк внешнейдействительностипо принципуреальности,а по отношениюк утрате – попринципу«удовольствия».Они уживаютсяна одной территории(«Я живу как быв двух плоскостях»,- говорит скорбящий):в ряд реалистическихвосприятий,мыслей, намерений(«сейчас позвонюей по телефону»)становятсяобразы объективноутраченного,но субъективноживого бытия,становятсятак, как будтоони из этогоряда, и на секундуим удаётсяобманутьреалистическуюустановку,принимающуюих за «своих».Эти моментыи этот механизми составляютспецифику фазы«поиска».


        1. Стадиянавязчивости.


    Третьяфаза острогогоря – «остаточныетолчки», длящаясядо 6-7 недель смомента трагическогособытия. Подругим данным,этот периодможет длитсягод 7.Метафора «остаточныетолчки» взятана основеземлетрясенияв Армении. Иначеэту фазу именуютпериодом отчаяния,страдания идезорганизациии – не оченьточно – периодомреактивнойдепрессии.

    Сохраняются,и первое времямогут дажеусиливаться,различныетелесные реакции– затруднённоеукороченноедыхание, астения,мышечная слабость,утрата энергии,ощущение тяжестилюбого действия;чувство пустотыв желудке, стеснениев груди, ком вгорле; повышеннаячувствительностьк запахам; снижениеили необычноеусиление аппетита,сексуальныедисфункции7.Присутствуютвзрывные реакции,эмоциональнаялабильность,постоянноевозбуждение,нарушение сна18.

    Это периоднаибольшихстраданий,острой душевнойболи. Появляетсямножествотяжёлых, иногдастранных ипугающих чувстви мыслей. Этоощущения пустотыи бессмысленности,отчаяние, чувствоброшенности,одиночества,злость, вина,страх и тревога,беспомощность.Типичны необыкновеннаяпоглощённостьобразом умершегои его идеализация– подчёркиваниенеобычайныхдостоинств,избеганиевоспоминанийо плохих чертахи поступках.Впервые НовыйГод встречают«без него»;отпуск безнего… Впервыепривычный циклжизни нарушается.Это кратковременные,но очень болезненныеситуации.

    Горе накладываетотпечаток ина отношенияс окружающими.Здесь можетнаблюдатьсяутрата теплоты,раздражительность,желание уединиться.Изменяетсяповседневнаядеятельность.Человеку труднобывает сконцентрироватьсяна том, что онделает, труднодовести делодо конца, а сложноорганизованнаядеятельностьможет на какое-товремя статьи вовсе недоступной.Порой возникаетбессознательноеотождествлениес умершим,проявляющеесяв невольномподражанииего походке,жестам, мимике.

    Утрата близкого– сложнейшеесобытие, затрагивающеевсе стороныжизни, все уровнителесного,душевного исоциальногосуществованиячеловека. Гореуникально, онозависит отединственныхв своём родеотношений сним, от конкретныхобстоятельствжизни и смерти,от всей неповторимойкартины взаимныхпланов и надежд,обид и радостей,дел и воспоминаний.


        1. Стадияпрорабатыванияпроблемы.


    «Само посебе осмыслениеи переоценкасвоего прошлогонедостаточныдля освобожденияот него. Прошлоенадо не толькоосмыслить, нои оплакать»10,с. 136.

    В этот периодпроисходятсамые важныеи трудные длячеловекаэмоциональныесобытия: понимание,осознаниепричин травмыи горя, оплакиваниепотери. Своеобразныйдевиз этогоэтапа – «проститьи проститься»,говоритсяпоследнее«прощай».

    Отношениек потери объектарешающим образомзависит отприроды потерянныхотношений иот уровня развитияличности субъекта.Способы и механизмы,используемыев ситуациипотери, и еёпоследствия,различны взависимостиот пропорциифункциональныхи индивидуальныхэлементовобъектнойвзаимосвязи,заключённойв потерянныхотношениях.Другими словами,до какой степениэто были отношенияк функциональнымуслугам состороны другойперсоны, переживаемыекак очевидныедля СобственногоЯ, и до какойстепени этобыли отношенияк индивидуальномучеловеческомусуществу,переживаемыекак уникальныеи самостоятельные33.

    На этой фазежизнь входитв свою колею,восстанавливаютсясон, аппетит,профессиональнаядеятельность,объект утратыперестаёт бытьглавным средоточениемжизни. Переживаниегоря теперьне ведущаядеятельность,оно протекаетв виде сначалачастых , а потомболее редкихотдельныхтолчков, какиебывают послеосновногоземлетрясения.Такие остаточныеприступы горямогут бытьстоль же острыми,как и в предыдущейфазе, а на фоненормальногосуществованиясубъективновосприниматьсякак ещё болееострые. Поводомдля них чащевсего служаткакие-то даты,традиционныесобытия («веснавпервые безнего») или событияповседневнойжизни («обидели,некому пожаловаться»,«на его имяпришло письмо»).

    Четвёртаяфаза, как правило,длится в течениегода: за этовремя происходятпрактическивсе обычныежизненныесобытия и вдальнейшемначинают повторяться7. Годовщинасмерти являетсяпоследней датойв этом ряду.Может быть, неслучайно поэтомубольшинствокультур и религийотводят натраур один год.

    За этот периодутрата постепенновходит в жизнь.Человеку приходитсярешать множествоновых задач,связанных сматериальнымии социальнымиизменениями,и эти практическиезадачи переплетаютсяс самим переживанием.Он очень частосверяет своипоступки снравственныминормами умершего,с его ожиданиями,с тем, «что быон сказал».Мать считает,что не имеетправа следитьза своим внешнимвидом, как раньше,до смерти дочери,посколькуумершая дочьне может делатьто же самое. Нопостепеннопоявляетсявсё большевоспоми наний,освобождённыхот боли, чувствавины, обиды,оставленности.

    Словом,высвобождаемыйактами горяматериал образаумершего подвергаетсяздесь своегорода эстетическойпереработке.« В моём отношениик умершему, -писал М. М. Бахтин,- эстетическиемоменты начинаютпреобладать…(сравнительнос нравственнымии практическими):мне принадлежитцелое его жизни,освобождённоеот моментоввременногобудущего… Запогребениеми памятникомследует память.Я имею всю жизньдругого внесебя, и здесьначинаетсяэстетизацияего личности:закреплениеи завершениееё в эстетическизначимом образе…Визвестномсмысле памятьбезнадёжна,но зато онаумеет ценитьпомимо целии смысла ужезаконченную,сплошь наличнуюжизнь» 4,с. 94-95.

    На этой стадиидовольно хорошосебя зарекомендовалатехника «горячийстул», наиболееизвестныйинструментгештальттерапевтов.Экспериментпредставляетсобой встречу«лицом к лицу»на подушкахили стульяхдвух конфликтующихчастей себя(полярностей)или клиентаили другогочеловека.

    Задача терапевта– поддержаниеаутентичногостолкновениячастей «Я» или«Я» и других,препятствоватьпреждевременномусогласию илисоглашательству.После того, какборьба междудвумя частямиличности будетобострена доподходящегоуровня, а чувствавербально иневербальновыражены, энергияначнёт рассеиваться,и наступитистинная интеграцияили истинноеразрешение.Терапевт либоусиливает этотпроцесс, либоконструируетналичие тупикаи необходимостьдальнейшейработы для егопреодоления.

    Если эта фазауспешно непроходит, тогоре переходитв хроническое.Иногда этоневротическоепереживание,иногда – посвящениесвоей жизнибескорыстномуслужению,благотворительности.


        1. Завершениеэмоциональнойработы горя.


    Работасчитаетсяподходящейк концу, когдапациент обретаетнадежду и способностьстроить планына будущее33.

    Описываемоенами нормальноепереживаниегоря приблизительночерез год вступаетв свою последнююфазу – «завершения».Здесь горюющемуприходитсяпорой преодолеватьнекоторыекультурныебарьеры, затрудняющиеакт завершения(например,представлениео том, что длительностьскорби являетсямерой нашейлюбви к умершему).

    Смысл изадача работыгоря в этойфазе состоитв том, чтобыобраз умершегозанял своёпостоянноеместо в продолжающемсясмысловом целоммоей жизни (онможет, например,стать символомдоброты) и былзакреплён вовневременном,ценностномизмерении бытия7.

    С окончанием«работы скорби»происходитадаптация креальностипроизошедшего,и душевная больуменьшается.Во время последнейстадии переживанияутраты человекавсё больше ибольше начинаютзанимать окружающиеего люди и новыесобытия. Уменьшаетсязависимостьот утраты, однакоэто не означаетзабвения.

    Можно сказать,что в случаепереживанияутраты испытанияне только приносятдушевную больи страдания,но и как бы очищаютдушу, способствуютличному ростучеловека, открываютперед ним новыестороны бытия,обогащаютжизненнымопытом длявозможной егопередачи вбудущем своимблизким.

    Ф. Василюкприводит такойэпизод из своейпсихотерапевтическойпрактики: «Мнепришлось однаждыработать смолодым маляром,потерявшимдочь во времяармянскогоземлетрясения.Когда нашабеседа подходилак концу, я попросилего прикрытьглаза, вообразитьперед собоймольберт сбелым листомбумаги и подождать,пока на нёмпоявится какой-тообраз.

    Возник образдома и погребальногокамня с зажжённойсвечой. Вместемы начинаемдорисовыватьмысленнуюкартину, и задомом появилисьгоры, синеенебо и яркоесолнце. Я прошусосредоточитьсяна солнце,рассмотреть,как падают еголучи. И вот ввызваннойвоображениемкартине одиниз лучей солнцасоединяетсяс пламенемпогребальнойсвечи: символумершей дочерисоединяетсяс символомвечности. Теперьнужно найтисредство отстранитьсяот этих образов.Таким средствомслужит рама,в которую отецмысленно помещаетобраз. Рамадеревянная.Живой образокончательностановитсякартиной памяти,и я прошу отцасжать этувоображаемуюкартину руками,присвоить,вобрать в себяи поместитьеё в своё сердце.Образ умершейдочери становитсяпамятью –единственнымсредствомпримиритьпрошлое с настоящим».

    Отдельнымпунктом можновыделить процессгоревания, таккак ему уделяетсябольшое внимание.Обычно считается,что в этом случаесубъектомутраты должныбыть выполненыопределённыепсихологическиезадачи 8,15, 26.


      1. Процессгоревания.


    Необходимоли горевать?Выполняют липечаль и душевныестраданиякакую-то полезнуюфункцию?

    Душевныетерзания какярчайший компоненттраура представляютсяскорее процессом,нежели состоянием.Перед человекомзаново встаётвопрос обидентичности,ответ на которыйприходит некак мгновенныйакт, а черезопределённоевремя в контекстечеловеческихотношений.

    Многиеспециалистысомневаютсяв целесообразностивыделенияопределённыхфаз в процессегоревания,поскольку этоможет побуждатьлюдей предаватьсягорю согласнопредписаннойсхеме 16,с. 913.

    Разумеется,интенсивностьи продолжительностьчувства скорбиу различныхлюдей неодинаковы.Всё зависитот характераотношений спотеряннымчеловеком, отвыраженностивины, от длительноститраурногопериода в конкретнойкультуре 15,с. 207. К тому же некоторыефакторы могутспособствоватьвосстановлениюнормальногосостояния.Например, вслучае продолжительнойболезни илиутраты дееспособностипокойного, егоблизкие имеютвозможностьподготовитьсебя к его смерти.Вполне вероятно,что они переживаютантиципаторноегоре. Возможнодаже, что в такойситуации чувстваутраты, виныили упущенныхвозможностейобсуждаютсяс умирающим.Антиципаторноегоре, однако,не устраняетгоревания послесмерти близкогочеловека. Оно,возможно, дажене делает егослабее. Но всёже в случаедлительнойболезни покойногоего смертьпереноситсяокружающимине так тяжело,потому что ониимели возможностьподготовитьсяк ней, и им легчесправитьсясо своим горем.

    Для описанияпроцесса скорбичасто используетсямодель Kubler-Ross(1969) 16,с. 912.Она предполагаетчередованиестадий отрицания,озлобленности,компромисса,депрессии,адаптации.Считается, чтонормальнаяреакция скорбиможет продолжатьсядо года 15,с. 207.

    Нормальныйпроцесс скорбииногда перерастаетв хроническоекризисноесостояние,которое называетсяпатологическойскорбью. Помнению Freud,скорбь становитсяпатологической,когда «работаскорби» неудачнаили не завершена31,с. 208. Выделяетсянесколько типовпатологическойскорби:

    1. «Блокирование»эмоций во избежаниеинтенсификациипроцесса скорби.

    2. Трансформацияскорби в идентификациюс умершим человеком.В этом случаепроисходитотказ от любойдеятельности,способнойотвлечь вниманиеот мыслей обумершем.

    3. Растягиваниепроцесса скорбиво времени собострениями,например, вдни годовщинсмерти.

    4. Чрезмерноострое чувствовины, сопровождаемоепотребностьюнаказыватьсебя. Иногдатакое наказаниереализуетсяпосредствомсамоубийства15,с. 211.

    Типичноепроявлениескорби – тоскапо утраченномуобъекту. Человек,пережившийутрату, хочетвернуть утерянное.Обычно этоиррациональноежелание недостаточноосознаётся,что делает егоещё глубже.Консультантуследует разобратьсяв символическойприроде тоски.Не надо противитьсясимволическимусилиям скорбящего,поскольку такимобразом онстараетсяпреодолетьутрату. С другойстороны, реакцияскорби бываетпреувеличена,и тогда создаётсякульт утраченногообъекта. В случаепатологическойскорби нужнапомощь психотерапевта.

    В процессескорби непременнонаступаетозлобленность.Понесший утратучеловек стремитсяобвинить кого-тов случившемся.Вдова можетобвинять умершегомужа за то, чтоон оставил её,или Бога, которыйне внял её молитвам.Обвиняютсяврачи и другиелюди, способныереально илитолько в воображениистрадалицыне допуститьсоздавшейсяситуации. Речьидёт о настоящейзлости. Еслиона остаётсявнутри человека,то «подпитывает»депрессию.Поэтому консультантдолжен недискутироватьс клиентом ине корректироватьего злобу, апомочь ей вылитьсянаружу. Тольков таком случаеуменьшитсявероятностьеё разрядкина случайныхобъектах 15.

    Во времятраура испытываютзначительноеизменениеидентичности,например, резкоменяется самооценкаосуществлениясупружескойроли. Поэтомуважная составляющая«работы скорби»заключаетсяв обученииновому взглядуна себя, поискуновой идентичности.

    В трауре оченьсущественныритуалы. Онинужны скорбящему,как воздух ивода. Психологическикрайне важноиметь публичныйи санкционированныйспособ выражениясложных и глубокихчувств скорби.

    «Работускорби» иногдатормозят илиосложняютсочувствующиелюди, которыене понимаютважности постепенногоизживаниянесчастья.Трудный духовныйпроцесс отделенияот объектаутраты происходитв субъективноммире горюющего,и вмешательствов него окружающихнеуместно. Сточки зренияР. Кочунаса,консультант не должен заглушатьпроцесс скорби.Если он разрушитпсихологическуюзащиту клиента,то не сможетоказать эффективнуюпомощь. Клиентнуждается взащитных механизмах,особенно наранней стадиитраура, когдаон не готовпринять утратуи реалистичнодумать о ней.В условияхдефицитарациональностивключаютсязащитные механизмы.В процессетраура их рольфункциональнаи сводится ктому, чтобывыиграть времяи заново оценитьсебя и окружающиймир. Поэтомуконсультантдолжен позволитьклиенту использоватьотрицание идругие механизмыпсихологическойзащиты 15.

    С окончанием«работы скорби»происходитадаптация креальностинесчастья, идушевная больуменьшается.

    Понесшегоутрату человеканачинают заниматьновые люди исобытия. Исчезаетжелание соединитьсяс объектомутраты, уменьшаетсязависимостьот неё. В некоторомсмысле можносказать, чтопроцесс траурапредставляетсобой медленноеослаблениесвязи с объектомутраты. Это неозначает забвения,просто ушедший человек ужепредстаёт нев физическомсмысле, а интегрируетсяво внутренниймир. Вопросотношения сним решаетсятеперь символическимобразом – ушедший своим незаметнымприсутствиемв душе понесшегоутрату помогаетему в жизни.Таким образомчувство идентичностиуспешно модифицируется.

    В периодутраты страданиеоблегчаетсяприсутствиемродственников,друзей, причёмсущественнане их действеннаяпомощь, а лёгкаядоступностьв течение несколькихнедель, когдаскорбь наиболееинтенсивна.Понесшегоутрату не надооставлятьодного, однакоего не следует«перегружать»опекой – большоегоре преодолеваетсятолько со временем.Горюющемучеловеку нужныпостоянные,но не навязчивыепосещения ихорошие слушатели.

    Роль слушателяв некоторыхслучаях можетвыполнятьконсультант.Находитьсясо скорбящимчеловеком инадлежащимобразом вниматьему – главное,что можно сделать.Чем большеконсультантсопереживаетскорби и чемадекватнеевоспринимаетсобственныеэмоциональныереакции, связанныес помощью, темэффективнеецелебное воздействие.Не следуетповерхностноуспокаиватьскорбящегочеловека.Замешательствои формальныефразы лишьсоздают неудобноеположение.Клиенту надопредоставитьвозможностьвыражать любыечувства, и всеони должны бытьвоспринятыбез предубеждения.Задачу консультантаможно выразитьсловами Шекспираиз «Макбета»- «дать грустислово» 15.

    При некоторыхобстоятельствахгоре может бытьвсепоглощающим.Например, пожилыелюди, потерявшиенесколькихдрузей илиродственниковв течение годаили двух, могутиспытыватьперегрузкуутратами. Перегрузкаутратами частопоражает сообщества,состоящие изпредставителейсексуальныхи национальныхменьшинств,среди которыхсвирепствуетСПИД. Серьёзнойугрозой, особеннодля мужчин,является развитиедепрессии впериод, следующийза смертьюблизкого человека16,с. 914.Не меньшуюопасность,опять же длямужчин, представляетзлоупотреблениеалкоголем илинаркотикамис целью забытьсяот мучительныхмыслей 16,26.Другие используют«географическийспособ» - непрерывныепутешествияили непрерывнуюработу с большимнапряжением,которое непозволяетзадуматьсяо чём-нибудь,кроме повседневныхдел.

    Таким образом,не существуетуниверсальногоили правильногоспособа горевать,хотя ожиданияобщества оказываютна людей ощутимоевлияние в этомвопросе.


    Заключение.


    В проделаннойнами работебыли выполненызадачи исследования:

    1. Провеститеоретическийобзор литературы.

    2. Раскрытьсущность иработу горя.

    3. Выявить целии задачи процессагоревания ипотери в работес человеком,переживающимгоре,

    в результатечего можноподвести следующиеитоги. Намибыло рассмотренонесколькоподходов поизучению горя:

    • психоаналитический

    • экзистенциальный

    • гештальттерапия

    • подход Э.Линдеманна

    Были выделеныследующиестадии горя:

    1. Стадия шокаи оцепенения.

    2. Стадия острогогоря.

    3. Стадиянавязчивости.

    4. Стадияпрорабатыванияпроблемы.

    5. Завершениеэмоциональнойработы горя.

    А также проведённыйанализ литературыпозволил выделитьследующие целии задачи процессаоплакивания(так называемые«терапевтическиемишени» в работес человеком,переживающимгоре):

    • понять фактсмерти / принятьреальностьутраты;

    • заново пережитьотношения собъектом утраты

    • прочувствоватьэмоциональнуюболь (вспомнить/ оживить; пережитьи запомнитьчувства, связанныес объектомутраты; реакцияна разлуку);

    • эмоциональнопринять мирбез объектапотери (найтиего место вэмоциях; выявитьи оплакатьвторичныепотери; упорядочитьмир, в которомего нет);

    • построитьпланы на будущее(найти средстваи возможностиприспособитьсяк новому мируи жить в нём,не забываястарый) 26.

    Из вышеизложенногоследует, чтоконсультированиелюдей, перенесшихутрату, - этонелёгкое испытаниедуховных сили профессиональнойкомпетенции.

    В жизни утратыболее или менееощутимы, но вовсех случаяхчеловек испытываетдушевную боль,переживаетгоре. Утраты,как и многиесобытия нашейжизни, не толькоболезненны,они предоставляюти возможностьличностногороста. Консультантможет способствоватьреализацииэтой возможности,если понимаетприроду утраты,её связь с другимиэмоциями, рольв становлениичеловека.

    Работа спроцессомгоревания ипотери можетвызывать естественныетрудности идестабилизироватьэмоциональноесостояниесамого специалиста.Иногда ситуациятребует специфическихнавыков с подобнымипроблемами.Кроме того,принимая решениео начале коррекционнойработы с клиентом,следует соотнестистепень тяжестиданного конкретногослучая с собственнойэмоциональнойготовностьюк встрече стакими непростымипереживаниями.Как правило,человек, встречающийсяв своей практикес проблемамигоревания ипотери, нуждаетсяв восстановлениисвоих ресурсов,а значит – впрофессиональнойпомощи и поддержке.

    Всё вышесказанноеподводит наск проблемеактуальностиразработкипрограмм пооказанию наиболееадекватнойпсихологическойпомощи лицам,перенесшимгоре, в зависимостиот степенитяжести данногосостояния.

    Библиография:


    1. АлёшинаЮ.А. Индивидуальноеи семейноепсихологическоеконсультирование.М., 2000.

    1. АндрющенкоА.В. Посттравматическоестрессовоерасстройствопри ситуацияхутраты объектаэктраординарнойзначимости/ Психиатрияи психофармакотерапия. Том 2, №4. - М., 2000.

    2. Бахтин М. М.Эстетика словесноготворчества.М., 1984. – с. 94-95.

    3. БьюджентальДж. Наука бытьживым. М., 1998.

    4. Вагин И. Психологияжизни и смерти.С-Пб., 2001. – 155 с.

    5. Василюк Ф.Е.Жизненный мири кризис: типологическийанализ критическихситуаций / Журналпрактическойпсихологиии психоанализа.М., 2001, №4.

    6. Василюк Ф.Е.Пережить горе// Человеческоев человеке.М.: Политиздат,1991.

    7. Василюк Ф.Е.Психологияпереживания.Анализ преодолениякритическихситуаций. М.,МГУ, 1984 – 200 с.

    8. Василюк Ф.Е.Уровни построенияпереживанияи методы психологическойпомощи / Вопросыпсихологии,1988. №5.

    9. Гаранян Н.Г.,ХолмогороваА.Б. Интегративнаяпсихотерапиятревожных идепрессивныхрасстройствна основекогнитивноймодели // МПЖ.1996. №3. – с. 112-140.

    10. ГнездиловА.В. Психологияи психотерапияпотерь. С-Пб.,2002. – 164 с.

    11. Дейтс Б. Жизньпосле потери.М., 1999 – 304 с.

    12. Джармен Р.Консультированиелюдей в дистрессе:психосоциальнаяреабилитацияпострадавшихот травматическихпереживанийв результатевойны / Журналпрактическойпсихологиии психоанализа.– М., №1-2, 2001.

    13. КолодзинБ. Как жить послепсихическойтравмы / Пер.с англ. !992 – 96 с.

    14. Кочюнас Р.Основы психологическогоконсультирования.М., 1999. – 240 с.

    15. Крайг Г. Психологияразвития / Пер.с англ. – С-Пб.2002. – 992 с.

    16. ЛиндеманнЭ. Клиника острогогоря / Психологияэмоций. Тексты/ Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.– М., 1984.

    17. Лурье Ж.В.Горевание ипотеря / Школаздоровья, М.,1999, №4.

    18. Мэй Ролло.Искусствопсихологическогоконсультирования.М., 1999

    19. Нагера У.Реакции детейна смерть значимыхобъектов / Журналпрактическойпсихологиии психоанализа.М., 2002, №1.

    20. Нельсон –Джоунс Р. Теорияи практикаконсультирования.С- Пб., 2000.

    21. Перлз Ф.Гештальт-подходи свидетельтерапии. М., 1996 –240 с.

    22. Перлз Ф. Практикагештальттерапии.М., 2001 – 480 с.

    23. ПольстерИ., ПольстерМ. Интегрированнаягештальттерапия.Контуры теориии практики.М., 1999 - 272 с.

    24. Психологиячеловеческихпроблем. Хрестоматия/ Сост. СельчёнокК.В. Мн.: Харвест,1998. - 448с.

    25. СидороваБ.Ю. Четыре задачигоря / Журналпрактическойпсихологиии психоанализа.№1-2., 2001.

    26. ТарабринаН.В. Практикумпо психологиипосттравматическогостресса. С-Пб.,2001. – 268 с.

    27. Тахка В. Обращениес потерей объекта/ Журнал практическойпсихологиии психоанализа.– М., №1, 2000.

    28. Франкл В.Поиск смыслажизни и логотерапия/ Психологияличности. Сборник.- М., 1982. – с. 118-126.

    29. Франкл В.Психотерапияна практике.С-Пб., 2000.

    30. Фрейд З. Печальи меланхолия/ Психологияэмоций. М., 1984. –с. 203-211.

    31. ЦветаеваЛ. Воспоминания.М., 1971. с. 248.

    32. ЧерепановаЕ. Психологическиййстресс. М., 1997.

    33. Ялом И. Групповаяпсихотерапия.Теория и практика.М., 2001 – 576 с.

    34. Ялом И. Лечениеот любви и другиепсихотерапевтическиеновеллы / Пер.с англ. – М., 1997. –281 с.

    35. Ялом И.Мамочка и смыслжизни. Психотерапевтическиеистории / Пер.с англ. – М., 2002. –288 с.

    36. Ялом И. Экзистенциальнаяпсихотерапия.М., 1999.


    Отзывна дипломнуюработу студенткифакультетапсихологииМГОПУ БатуркинойНаталии Викторовны«Особенностиконсультированиялиц, пережившихгоре»

    Научныйруководитель– ЕлизаровАндрей Николаевич,кандидатпсихологическихнаук

    В настоящеевремя не существуеттруда, обобщающегои систематизирующегодостижениянаучной ипрактическойпсихологииотносительносущности такогофеномена, какгоре, различныхподходов кработе с этимявлением. Нампредставлялосьактуальнымсобрать библиографиюпо этой теме,обобщить исистематизироватьнакопленныеотносительногореваниясведения, наоснове проделаннойработы разработатьклассификациюситуаций горевания,применительнок этой классификацииразработатьи описать приемыи алгоритмыработы с людьми,пережившимигоре, и членамиих семей. Поэтомукогда БатуркинаНаталия Викторовнав прошлом годуобратиласьк нам с просьбойобеспечитьей научноеруководствопо вопросупсихологическойработы с людьми,находящимисяв состояниигоря, мы с готовностьюсогласились.Таким образом,направлениеданной работыБатуркинаНаталия Викторовнавыбрала самостоятельно.При этом оновполне совпадалос актуальнымзапросом,существующемна данном этаперазвития практическойпсихологии.

    В процессенаписанияданной дипломнойработы БатуркинойНаталии Викторовнепришлось овладеватьдостаточносложными длябольшинствастудентовнавыками логическогоанализа исистематизациитрудных научныхтекстов снеоднозначнымпонятийнымаппаратомприменительнок проблемам,связанным спереживаниему человека, вчастности,феноменологиигоря. В процессеэтой работыБатуркинаНаталия Викторовнастремиласьк точности,конкретности,логичности,высокому уровнюнаучной достоверности.Полагаем, чтов процессеработы надтекстами онав довольнозначительнойдля студенткии молодой девушкистепени продвинуласьв приобретениинавыков анализаи систематизацииданных, изложенныхв сложных научныхтекстах с различнымпонятийнымаппаратом.Считаем этинавыки полезными,полагаем, чтоесли БатуркинаНаталия Викторовнане оставитнаучную работуи далее, у нееесть серьезныешансы превратитьсяв качественногоученого.

    БатуркинойНаталии Викторовнеудалось продвинутьсядостаточнодалеко в планесозданиябиблиографии,обобщения исистематизациинакопленныхсведений. Такимобразом, онав значительнойстепени продвинулавперед делоразработкинаучных основкомплекснойи высоко структурированнойпрограммыпсихологическогоконсультированиялиц, пережившихгоре. Созданиеже, апробациюи оценку эффективноститакой программывидимо придетсяотложить напоследующиеисследования.Считаем проделаннуюстуденткойработу полезнойи интересной.

    Полагаем, чтодипломнаяработа БатуркинойНаталии Викторовныотвечает основнымтребованиям,предъявляемымк дипломнымработам, и можетбыть допущенак защите.

    9 июня 2002 года.