Смекни!
smekni.com

Эмоции (стр. 7 из 8)

Первая техника. Придумайте несколько кратких оптимистичных тезисов, которые нужно повторять про себя в период волнения. Например:

· Все будет нормально!

· Сейчас я почувствую себя лучше.

· Я уже чувствую себя лучше.

· Я владею ситуацией.

· Без сомнения, я справлюсь с этим волнением!

· Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на такое беспокойство.

Очень важным является повторение этих фраз. Если предлагаемый способ вам помог недостаточно, попробуйте еще один вариант.

Вторая техника. Выберете из предыдущего упражнения подходящие вам утверждения или придумайте свои. Теперь подойдите к зеркалу. Внимательно посмотрите на себя. У вас хмурое и расстроенное лицо? Попытайтесь изменить мимику на более спокойную и приветливую. Получилось? А теперь вслух скажите своему отражению в зеркале выбранные утверждения, сформулировав их в третьем лице, как если бы вам кто-то их сказал в порядке одобрения. Например: «у тебя все будет в порядке!», «ты справишься со своим настроением!», «ты уже чувствуешь себя лучше!». Результат, в виде более оптимистичного взгляда на жизнь, появляется довольно быстро. Теперь идите дальше: улыбнитесь себе в зеркале. Скажите: «я молодец!». Вы почувствуете, как становитесь более спокойным.

Счастье не преподносят нам « на блюдечке». Быть счастливым – задача и цель самого человека. Умение противостоять стрессу – одно из условий счастья. Внутри нас множество воспоминаний о наших несчастьях и победах, научиться концентрироваться на успехах, достижениях, научиться терпимости, уверенности, спокойствию в восприятии экстремальных ситуаций – большое искусство. Но только так можно «сделать» из себя достойную личность, живущую радостной, полнокровной жизнью. Опыт многих людей показывает, что это осуществимо.

3.2 Аффекты.

Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки которые захватывают всю личность человека. Порой в состоянии аффекта, гнева, страха, радости и т. д. человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой , весь передается переживаниям. Т. о. в состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля над своим поведением, он может совершать необдуманные поступки.

Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут вызвать оцепенение , заторможенность речи и полное безучастие. Вызываются сильными раздражителями.

Для того чтобы регулировать состояние аффекта, прежде всего, необходимо воспитывать у себя выдержку и самообладание.

3.3 Настроение.

Настроение - это относительно ровное, оптимальное в своей выраженности относительно устойчивое эмоциональное состояние. Его продолжительность зависит от внешних и внутренних воздействий.

В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения своих внутренних потребностей организма меняется и настроение. Наше настроение подвержено колебаниям в тесной связи с многообразными социальными воздействиями: начиная формироваться в минуты утренней поездки в автобусе , оно поддерживается на протяжении всего дальнейшего времени и завершается вечером беседами в кругу родных и близких. На этот основной фон наслаиваются эмоциональные реакции, вызванные изменениями самочувствия (появлением головной или зубной боли, неприятными ощущениями в животе). В существенной мере устойчивость нашего настроения определяется жизненным тонусом, который содействует поддержанию высокой умственной и физической работоспособности, умению преодолевать имеющиеся неприятности. Вместе с тем настроение представляет фон для других эмоциональных реакций, определяет их тональность.

4. Использование языка эмоций.

В нашей культуре каждый учится понимать и использовать язык эмоций, однако не каждый достигает при этом удовлетворитель­ных результатов.

Овладение языком эмоций требует усвоения общепри­нятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живет и работает. Что касается зна­ния типичных норм выражения эмоций, то большинство людей способно овладеть ими без особых затруднений. Поэтому понимание эмоционального смысла, заключен­ного в мимике, жестах, голосе актера, не вызывает труд­ностей. Но невысокая точность опознания, полученная в экспериментах с идентификацией эмоций по фотографиям, свидетельствует об обратном. Однако эти результаты требуют учета одного обстоятельства. Дело в том, что наши суждения об эмоциональном состоянии других людей обычно бывают, основаны не только на наб­людениях за выражением лица, но также и на наблюде­нии за жестами и голосом. Кроме того, существует еще один весьма важный класс данных — данных о ситуа­ции, в которой находится человек. Одно и то же мими­ческое выражение, наблюдаемое в разных ситуациях, будет истолковываться по-разному. Стало быть, когда мы утверждаем, что какой-то человек выглядит печальным, то это в известной мере объясняется тем, что, зная ситу­ацию, в которой он оказался, мы ожидаем от него именно такой эмоции.

При распознавании эмоций используется вся доступ­ная информация о поведении наблюдаемого лица и ситу­ации, в которой он находится. Об этом свидетельствует эксперимент Экмана, в котором испытуемым предъявля­лись фотографии, изображавшие определенное лицо во время двух фаз специально проводившейся клинической беседы: в фазе стресса, создававшей напряжение и отри­цательные эмоции, и в фазе разрядки, когда этому лицу объяснялась причина стресса. Испытуемые должны были определить, какие из фотографий относятся к первой фа­зе и какие — ко второй. Оказалось, что испытуемые могли правильно оценить фотографии, если видели ситу­ацию, в которой находилось наблюдаемое лицо, то есть если фотография изображала также и человека, прово­дившего беседу. Если же фотографии нужно было оценить без этой дополнительной информации, правильность суж­дений не превышала уровня случайности.

Трудности и ошибки при оценке выражения эмоций объясняются несколькими причинами. На оценку оказы­вает влияние прежде всею собственное состояние наблю­дателя. В этом отношении восприятие эмоций подчиняет­ся тем же самым общим закономерностям, что и воспри­ятие вообще. Сильное влияние на оценку эмоций оказывает и внушение. Так, в одном из экспе­риментов, проведенном еще в 20-х годах Фернбергером, испытуемые должны были определить эмоции, изобра­женные на фотографиях. В дальнейшем те же самые фотографии экспонировались с предварительным сооб­щением о том, что они должны выражать, и с просьбой оцепить, достаточно ли хорошо они это делают. Получен­ные результаты представлены далее в таблице.

Лицо выражало Внушалась эмоция Число испытуемых, называвших данную эмоцию до внушения. (%) Число испытуемых, называвших данную эмоцию после внушения. (%)
Уныние Ирония 18 74
Ужас Внимание 0 10
Презрение Недовольство 4 77
Отвращение Пренебрежение 33 95
Смущение Почтение 5 70

Как видно из этой таблицы, внушение оказывает на оценку эмоций большое влияние. Однако следует заме­тить, что не во всех случаях внушение воспринималось с одинаковой легкостью; в некоторых случаях оно почти единодушно отвергалось (например, когда лицо выра­жало ужас, а сообщалось, что это внимание). Таким об­разом, словесное внушение, а, по-видимому, также и вну­шение, содержащееся в самой ситуации, не полностью определяют оценку выражения эмоций; здесь обнаружи­ваются большие индивидуальные различия.

Примером внушения, содержащегося в самой ситуа­ции, может служить факт, установленный в эксперимен­тах, проведенных в Брендисском университете; в них одни и те же фотографии предъявлялись трем группам испытуемых, находящихся в трех разных помещениях. Одно из помещений было изысканно обстав­лено, второе — вполне обычно, а в третьем были призна­ки беспорядка и запустения. Оказалось, что, когда фо­тографии рассматривались в неубранной комнате, изоб­раженным на них людям приписывались иные состояния, чем в том случае, когда они рассматривались в изыскан­но обставленной комнате.

Понимание языка эмоций требует не только знания общих норм выражения эмоций, типичных для данного общества. Оно требует еще способности и готовности ана­лизировать специфический язык окружающих людей и обучаться ему.

Далеко не каждый хочет и может осуществить такой анализ и усвоить индивидуальные языки эмоций. Это обусловлено разными причинами. Одни чрезмерно сосре­доточенны на собственной личности и поэтому неспособны, замечать и правильно оценивать состояние других людей. У других невнимание к окружающим связано с чувством собственного превосходства. У третьих такие затрудне­ния в овладении языком эмоций объясняются чувством тревоги. Это может быть тревога, связанная с эмоциями других людей (если в прошлом опыте данного лица они были по преимуществу отрицательными), или тревога, связанная с собственными эмоциями и побуждающая данное лицо избегать всего того, что могло бы вызвать у него эмоции; вследствие этого человек не замечает про­явления эмоций v других людей.

Встречаются, разумеется, и такие люди, которые не стремятся понимать выражения эмоций у других людей потому, что это им по той или иной причине выгодно.

Не только понимание, но и само выражение эмоций может вызывать затруднения.

Некоторые люди не умеют выражать эмоции потому, что не усвоили необходимых принятых в обществе форм выражения.

Другие люди боятся выдать свои собственные чувст­ва. Это может быть страх перед утратой самоконтроля или боязнь порицания со стороны окружающих (боязнь быть скомпрометированным, отвергнутым или осме­янным).

Иногда бедность выражения обусловлена врожденны­ми факторами. Считается, что степень экспрессивности определяется также и этнической принадлежностью. Так, широко распространено представление о том, что амери­канские индейцы очень сдержанны в проявлении своих чувств. Однако такое представление не соответствует действительности. При определенных обстоятельствах эти невозмутимые индейцы могут проявлять очень сильные эмоции, например, оплакивая смерть жены или ребенка. То же самое можно сказать о китайцах или японцах, которых также считали очень сдержанными в выраже­ния своих чувств. Но оказалось, что китайцы, воспи­танные в других, культурах, могут стать столь же экс­прессивными, как и европейцы.