Смекни!
smekni.com

Альфред Адлер: очерки по индивидуальной психологии (стр. 2 из 3)

Человек и его душа всегда являлись предметом работ философов, Альфред Адлер не исключение. Основой всех его работ, докладов, статей является человек, его душа и состояние души. Индивидуальная психология призвана на лечение души человека. Работа с людьми, а тем более с больными людьми, очень непроста, выявление их проблем и помощь - еще сложнее. «Очерки по индивидуальной психологии» помогут не только здоровому человеку лучше понять себя, но и больному себя вылечить. Именно на это направлены все работы Адлера. «Очерки…» включают в себя не только психологию личности как таковой, но и психологию отношений отдельно взятых людей, как индивидуальных отношений, психологию власти, воспитание мужества, размышления о смысле жизни.

Каждый человек способен справится со своими проблемами, но это напрямую зависит от его желания, и косвенно от его возможностей.

По мнению Альфреда Адлера структура личности (индивидуальность) закладывается в первые 5 лет жизни в виде особого “стиля жизни”, который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Когда эти цели реалистичны, личность развивается нормально, а когда фиктивны — становится невротичной и асоциальной. В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности, которое вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения. Задача психотерапии — помочь невротическому субъекту осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, с тем чтобы его стремление компенсировать свою неполноценность получило выход в творческих актах. Адлер выделяет 3 типа детей, у которых в дальнейшей жизни могут быть проблемы с достижением целей, с боязнью новых ситуация, приступами пессимизма и др.:

К первой большой категории таких детей мы относим тех. Кто появился на свет с неполноценными органами и воспринимает свой дефект как жизненную трудность. Наступающее позднее улучшение состояния не меняет их пессимистического отношения к вопросам жизни, поскольку к тому времени они уже обрели свой жизненный стиль и в соответствии с ним истолковывают и ассимилируют все свои переживания и опыт. Преодоление собственных недостатков, в частности дефектов органов чувств, нередко приводит этих людей к овладению более тонкими техническими приемами, которые позволяют им заниматься искусством. Обладание же пригодным инструментом не делает необходимым и не дает повода к тому, чтобы развивать художественные способности. История знает немалое число музыкантов с плохим слухом, художников и поэтов с плохим зрением. Такую же врожденную неполноценность представляет собой леворукость. Понятно, что окончательный результат этой борьбы за самоутверждение зависит от разнообразных факторов, среди которых важнейшую роль играет поощрение.

1. Вторую, пожалуй, самую большую из всех категорию составляют изнеженные дети. Они живут симбиотически, и уже по этой причине у них может не возникнуть чувства собственной ценности (Вайнманн). В определенный период жизни, когда такому существованию приходит конец, они чувствуют себя изгнанниками из рая. Священную функцию матери — быть абсолютно надежным человеком, позволить им почувствовать себя людьми, живущими рядом с другими, — выполняет для них только мать (или человек, играющий сходную роль). Поэтому в последующей жизни им всегда не хватает этой первоначальной теплоты, и они никогда не могут найти взаимопонимания с другими.

2. Такие переживания никогда не возникали у детей, принадлежащих к третьей категории, — у детей, воспитывавшихся без любви. Они повсюду видели только врагов и занимают соответствующую позицию: словно находятся в стране врага. Варианты и градации многочисленны. В иных случаях вред могут наносить также чрезмерные ожидания, неблагоприятная позиция в ряду братьев и сестер, неверие в свои способности и т. д.

Подробное обсуждение методов лечения здесь в наши задачи не входит. Его можно найти в нижеприведенных сочинениях автора. В качестве наиболее важного выделим: воспитание смелости и самостоятельности, терпение, избегание какого бы то ни было принуждения посредством бессмысленного использования авторитета, избегание всякого унижения насмешками, оскорблением и наказанием. Самое главное: ни один ребенок не должен потерять веру в свое будущее!

В воспитании детей, относящихся ко всем этим трем категориям, нужно пройти один и тот же путь: сначала расположить детей к себе, чтобы затем ввести их в общество. Другими словами, нужно наверстать то, что было упущено.

Эти 3 положения являются основными в индивидуальной психологии, в решении проблем воспитания и лечения неврозов.

«Только тот защищен от малодушия и сопутствующих явлений, то есть также от невроза и психоза, кто проникся мыслью о равноценности всех здравомыслящих людей»[1] - основной вывод произведения А. Адлера. Каждый человек в сознательном возрасте должен понять, что все люди равны, что нет особенных. Счастье каждого человека зависит только от него самого, от его веры в себя, в свои силы. И неважно, какой ты внешне, важно какой ты внутри. Докажи всем, что несмотря ни на что, ты способен жить как все, а может и добиться большего. На данный момент найдется сотня примеров неполноценных людей, но добившегося большего, гораздо большего, нежели мы, простые здоровые люди.

Анализируя «Очерки…» А. Адлера можно сделать вывод: Все дело в воспитании. В воспитании складывается характер, личность, жизненный настрой и всё остальное, касающееся нас, нашей жизни, нашего внутреннего состояния и души.

Сначала был психоанализ, и Фрейд видел в нем лечение людей посредством очищения. До Фрейда психология изучала нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания, Фрейд же пришел к изучению «сознательного» и «неосознанного». Адлер пошел дальше и стал исследовать человека не как существо биологическое, а как существо социальное. Это и явилось целью и философской проблемой его работ и докладов.

С помощью людей и их проблем Альфред Адлер исследовал природу человека и его психики. Человек и послужил решением такой философской проблемы, как психология. Надо сказать, что Адлер достиг своей цели. Он явился основоположником неофрейдизма и отрасли науки. Результат индивидуальной психологии тысячи спасенных от мучений душ людей.

Для решения философской проблемы Адлер использовал метод, основанный на воспоминаниях. Адлер предлагал рассказать ему самую запомнившуюся историю, случай или может страх из детства, потому что именно оттуда идут проблемы такого плана, как комплекс неполноценности, феминистичность мужчины и женщина с мужским характером, страх перед новыми делами или проблемами. Детский страх становится основоположником взрослого, уже более серьезного страха, а затем и серьезной проблемы, избежать которой или вылечить которую зачастую бывает очень сложно.

Список ключевых понятий произведения

ВЛАСТЬ — в классических философских концепциях — особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. в терминах воли (субъективной или коллективной) и дихотомии "господин — раб" восходит к Платону и Аристотелю. Преодолевая доминировавшие в средневековье сакральные представления о В., Макиавелли выдвинул идею о светском характере В., необходимой для сдерживания эгоистической природы человека и определяемой тактическими соображениями в отношениях "государь — подданные". В настоящее время при анализе В. принято рассматривать в качестве видов политическую, экономическую, государственную, семейную В., учитывать различные ее формы (господство, руководство, управление, организация, контроль) и методы (авторитет, право, насилие). Неклассические философские версии В. связаны со снятием оппозиции "правитель — подчиненный", пересмотром понимания В. как чисто идеологического, подконтрольного разуму феномена и рассмотрением ее в более широких философских контекстах. Фуко, исследуя комплексы "В. — знания", рассматривал "структуры В." как принципиально децентрированные (лишенные иерархически привилегированной точки — Суверена) образования, специфика которых в том, что они — "везде". Эта "вездесущность" В. задает ее новое видение как лишенного теологического измерения самоорганизующегося процесса взаимоориентации, конфликтующих отношений, пронизывающего силовыми полями весь социум. Общая направленность неклассических концепций В. заключается в выявлении форм и методов принуждения, осуществляемых помимо сознания индивидов, что определяет переход от попыток дефиниции В. к ее систематизированному описанию.

ЖИЗНЬ – Термин классической философии, фиксирующий способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, - в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов. В рамках гилозоизма Ж. мыслится как имманентное свойство праматерии, фактически синонимичное бытию, - в отличие от смерти как небытия (ср. с идеей «косной» материи в рамках механицизма, предполагающей тот или иной вариант перводвигателя как источника «силы», приводящей ее в движение).

Понятие неклассической философии, фундирующее собой философию «жизненного мира» и обозначающее интуитивно постигаемую целостность реальности бытия: живое как естественное в противоположность сконструированному как искусственному (Ницше); «жизненный порыв» как формотворчество космической силы Ж. (Бергсон); Ж. как непосредственное внутреннее переживание, уникальное по своему содержанию и раскрывающееся в сфере духовно-коммуникативного или духовно-исторического опыта (Дильтей, Зиммель).