Смекни!
smekni.com

Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте (стр. 8 из 12)

Упражнение 13. МАГИЧЕСКАЯ ДВЕРЬ

Цели: Развитие воображения и образного мышления. Формирование умения планирования. Развитие способности к детальной разработке выбранной темы.

Прочитайте детям первые страницы из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», где Алиса попадает через кроличью норку в нереальный, фантастический мир. Прочитайте им про необычных жителей, их особенности и характерные черты. Прочитайте им также страницы из книг А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» или «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», где девочка Элли попадает в волшебную страну и сталкивается с говорящими животными и необычными персонажами. Пусть дети вспомнят (или расскажите тем, кто не знает) про Железного Дровосека и мудрого соломенного Страшилу.

Дети и сами могут рассказать вам о других подобных сказках с необычными странами и героями.

Подчеркните различия между этими волшебными, магическими мирами, и нашей повседневной жизнью. Обсудите это.

После этого попросите детей нарисовать и, если смогут, описать сказочную волшебную страну, которую они придумают сами.

Энтузиазм детей при выполнении этого задания будет в значительной мере зависеть не только от их воображения, но и от того насколько вам удастся «зажечь» учащихся этой идеей, расшевелить их энергию и фантазию. Предоставьте им возможность обменяться своим идеями и другой полезной информацией о магических мирах.

Вы можете составить список всех идей, которые дети придумают для своих волшебных миров и расклассифицировать их вместе с детьми. один из них будут упоминаться часто, в большинстве случаев они относятся к характеристикам необычных животных и персонажей, некоторые будут совершенно уникальными. Позже можно будет рассказать об этом детям.

Созданные детьми картины фантастических миров можно вывесить на демонстративном стенде или составить из них альбом, сделав для него твердую обложку.

Дополнительные задания

Углублять это задание можно в самых разных направлениях: от необычных рисунков до театральных представлений. Увлечение волшебными, магическими мирами, где нет ничего невозможного – огромный стимул для творчества.

Вы можете дать детям большие листы ватмана и краски и попросить их нарисовать красочные картины своих фантастических миров. Они могут работать все вместе и сделать общую огромную, размером во всю стену, «фреску», где каждый будет рисовать свои уникальные детали общего фантастического мира.

Дети могут сделать кукол – персонажей своих необычных миров – и затем группой показывать сценки (или целый спектакль), где эти персонажи будут демонстрировать свои магические способности.

После решения эмпирических задач был осуществлен корреляционный анализ наличия и уровня значимости связи между показателями воссоздающего воображения (словесного и изобразительного) и оригинальностью решения задач на изображение (творческого воображения) испытуемых. Для этого использовался метод ранговой корреляции Спирмена (rs).

Корреляционный анализ — комплекс методов статистического исследования взаимозависимости между переменными, связанными корреляционными отношениями. Корреляционными (лат. correlatio — соотношение, связь, зависимость) считаются такие отношения между переменными, при которых выступает преимущественно нелинейная их зависимость, т. е. значению любой произвольно взятой переменной одного ряда может соответствовать некоторое количество значений переменной другого ряда, отклоняющихся в ту или иную сторону от среднего.

Корреляционный анализ выступает в качестве одного из вспомогательных методов решения теоретических задач психодиагностики и включает в себя комплекс наиболее широко применяемых статистических процедур при разработке тестовых и других психодиагностических методик, определения их надежности, валидности. Корреляционный анализ является одним из основных методов статистической обработки эмпирического материала в прикладных психодиагностических исследованиях.

По существу, коэффициент корреляции выражает степень соответствия или связи между двумя множествами показателей


ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1 Особенности воображения у детей дошкольного возраста

На первом этапе исследования изучались особенности воображения у дошкольников из разных ДОУ. Мы получили данные об уровне развития воображения как воссоздающего, так и творческого. Результаты исследования воссоздающего воображения у дошкольников ДОУ «Снегурочка» представлены в таблице 1, а у дошкольников ДОУ «Гнездышко» в таблице 2.

Таблица 1 Результаты исследования воссоздающего воображения у дошкольников ДОУ «Снегурочка»

Имя, ф. Воссоздающее воображение Уровень развития воображения
словесное изобразительное
1 Антон А. средний средний средний
2 Анастасия А. низкий низкий низкий
3 Андрей К. средний высокий средний
4 Виктор Р. средний высокий высокий
5 Дмитрий А. средний средний средний
6 Евгений З. низкий низкий низкий
7 Екатерина Г. средний высокий средний
8 Земфир Я. средний средний средний
9 Кристина Е. низкий средний низкий
10 Ксения М. средний средний средний
11 Мария Н. низкий низкий низкий
12 Николай Ф. высокий высокий высокий
13 Ольга Я. средний низкий низкий
14 Полина Н. средний средний средний
15 Римма Я. высокий средний высокий
16 Света О. низкий высокий средний
17 Сергей Н. средний средний средний
18 Тимофей О. средний средний средний
19 Тимур И. высокий средний высокий
20 Юрий Н. высокий высокий высокий
21 Яна Я. низкий низкий низкий

Таблица 2. Результаты исследования воссоздающего воображения у дошкольников ДОУ «Гнездышко»

Имя, ф. Воссоздающее воображение Уровень развития воображения
словесное изобразительное
1 Алексей Р. высокий средний высокий
2 Арина М. низкий низкий низкий
3 Борис К. высокий средний высокий
4 Виктория М средний высокий средний
5 Вероника Ш средний высокий средний
6 Галина И. низкий низкий низкий
7 Георгий О. высокий высокий высокий
8 Дмитрий Р. средний средний средний
9 Егор К. высокий средний высокий
10 Елена И. средний низкий средний
11 Елена З. низкий низкий низкий
12 Ирина П. средний высокий средний
13 Константин средний высокий средний
14 Михаил О. средний средний низкий
15 Мария Л. высокий высокий высокий
16 Никита О. средний высокий средний
17 Олег Ш. низкий низкий низкий
18 Руслан Л. низкий средний средний
19 Света Д. средний высокий средний
20 Сергей К. низкий средний средний
21 Татьяна П. средний низкий низкий
22 Юлия Б. низкий высокий средний
23 Яна Х. высокий средний средний

Исследование воссоздающего воображение позволило выделить в обеих группах испытуемых детей, характеризующихся высоким уровнем воображения в речевой деятельности (в таблицах выделены зеленым цветом) в ДОУ «Снегурочка» это – Николай Ф., Римма Я., Юрий Н., Тимур И.,; в ДОУ «Гнездышко» - Алексей Р., Борис К., Георгий О., Егор К., Яна Х., Мария Л. Рассказ этих дошкольников характеризуется высокой степенью правильности воссоздания образа; эмоциональной насыщенностью и образностью воссоздаваемой ситуации; выраженной оценочной позицией к персонажам и их действиям, совпадающее с той ролью, которую играет персонаж в сказке; правильностью воссоздания эпизодов.

Для Андрея К., Виктора Р., Екатерины Г., Николая Ф., Светы О., Юрия Н., (ДОУ «Снегурочка» таблица 1) и Виктории М., Вероники Ш., Георгия О., Ирины П., Константина Г., Марии Л., Никиты О., Светы Д., Юлии Б., (ДОУ «Гнездышко» таблица 2) характерен высокий уровень воссоздающего воображения в изобразительной деятельности. При анализе рисунков этих детей ярко прослеживалось соответствие воссозданных образов и образам произведения (можно было легко определить, кто изображен на рисунке); воссоздаваемые образы отличались эмоциональной насыщенностью (яркие цвета, разнообразность деталей).

Низкий уровень развития воссоздающего воображения в речевой деятельности диагностируется у Анастасии А., Евгения З., Кристины Е., Марии Н., Светы О., Яны Я., (ДОУ «Снегурочка», таблица 1) и Арины М., Галины И., Елена З., Олега Ш., Руслана Л., Сергея К., Юлии Б., (ДОУ «Гнездышко» таблица 2); в изобразительной деятельности – у Анастасии А., Евгения З., Марии Н., Ольги Я., Яны Я., (ДОУ «Снегурочка», таблица 1); Арины М., Галины И., Елены И., Елены З., Олега Ш., Татьяны П., (ДОУ «Гнездышко», таблица 2). Воссоздаваемые образы в обеих формах деятельности были ненасыщенны эмоционально; образы не соответствовали их аналогам в произведении, последовательность сюжета воспроизводилась неправильно; созданные образы отличались от образов в тексте; оценочное отношение не совпадало с той ролью, которую играет персонаж в сказке.