Смекни!
smekni.com

Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте (стр. 1 из 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

1.1 Воображение как процесс

1.2 Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте

1.3 Предпосылки возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования

2.2 Методы исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1 Особенности воображения у детей дошкольного возраста

3.2 Влияние особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников

3.3 Взаимосвязь воображения и креативности дошкольников: опыт применения развивающей программы и оценка ее эффективности

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Если бы человек не обладал воображением, то мы лишились бы почти всех научных открытий и произведения искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Лишите человека воображения и прогресс остановится. Значит, воображение, является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 3 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать. В последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Зачастую вся работа по развитию воображения у детей возлагается на педагогов дополнительного образования, что приводит к развитию частных творческих способностей (музыкальных, художественных и т. д.). Однако необходимо помнить, что существующая в настоящее время система образовательного воздействия, как в дошкольных, так и в средних школах, построенная репродуктивной учебной деятельности детей, фактически полностью исключает общее развитие воображения.

Кроме того, общий уровень психологической культуры нашего общества крайне низок. Родители зачастую не в состоянии увидеть и поддержать проявляющееся воображение и стремление к творческому самовыражению ребенка, ограничивалась общением на бытовом уровне или развитием частных творческих способностей.

Кроме этого существуют еще и сугубо теоретические проблемы исследования и развития творческих способностей. В настоящее время в мире существует множество подходов к исследованию воображения, объяснению, происхождению и его развития. Чаще всего (в зарубежной психологии) воображение связывают с развитием интеллекта (Д. Векслер, Г. Айзенк). Некоторые считают. Что развитие творческих способностей является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. В российской психологии развитие творческих способностей связывают, прежде всего, с развитием воображения (Л.С.Выготский, С.Л. Рубенштейн). Взаимообусловленность воображения и творчества являются предметом многих научных исследований. Однако, учитывая существующие проблемы в исследовании и развитии творческих способностей можно утверждать, что существующее научное знание не обладает необходимой полнотой.

Данное дипломное исследование предполагает проведение формирующего эксперимента, подтверждающего существование взаимной детерминации воображения и творческих способностей.

Целью исследования является изучение влияния особенностей воображения на развитие творческих способностей. Учитывая специфику научной проблемы, рассматриваемой в данной работе, предметом исследования являются особенности воображения, которые выявляют на развитие творческих способностей.

Согласно В.Н.Дружинину (10, с.217), развитие творческой способности не специализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности наиболее успешно протекает в 3 - 5 лет. Соответственно, объектом дипломного исследования являются дети дошкольного возраста.

В ходе исследования предполагалось подтвердить (опровергнуть) следующие гипотезы: развитие творческого воображения зависит от уровня развития воображения воссоздающего. В свою очередь, высокий уровень развития творческого воображения является непременным условием развития общих творческих способностей. Коррекционное воздействие, направленное на развитие воображения, приведет к повышению творческих способностей дошкольников.

Для подтверждения или опровержения поставленных гипотез предполагается решить следующие задачи исследования:

1. Изучение научной литературы по вопросам взаимообусловленности творческого воображения и творческих способностей.

2. Изучение особенностей воображения у детей дошкольного возраста.

3. Изучение общих творческих способностей у детей дошкольного возраста.

4. Выявление взаимосвязи между уровнем развития особенностей воображения и творческих способностей.

5. Разработка и применение специальной коррекционной программы, с дальнейшей оценкой ее эффективности.

В ходе проведения исследования, были использованы методики, направленные на изучение воссоздающего и творческого воображения, а также методика на изучение детских творческих способностей. При разработке коррекционной программы использовались некоторые упражнения, предложенные Ю.Б.Гатановым в «Курсе развития творческого мышления».

Анализ полученных результатов позволил подтвердить выдвинутые гипотезы, по результатам исследования были разработаны рекомендации по развитию воображения и креативности у детей дошкольного возраста.


ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

1.1 Воображение как процесс

В современной российской психологии воображение понимается как психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений (24).

В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться.

Воображение выражается: 1. в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2. в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3. в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность; 4. в создании образов, соответствующих описанию объекта.

Воображение традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако, по мнению Р. С. Немова оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением.

Важнейшее значение воображения – в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, в любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение вступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью мышления.

Ценность воображения – в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, и в том – ограниченность воображения.

Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход - представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания.

Приятно различать два вида воображения – воображение воссоздающее и творческое. Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого.

Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

При этом различаются:1)объективная новизна - если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего – либо, имеющегося в опыте других людей;2)субъективная новизна – если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными.

Творческое воображение нередко выступает как временно исполняющее обязанности логического мышления. Дело в том, что оно направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений – как бы вычерпывает знания из предметов и явлений. В строгом смысле логическое мышление возможно, когда имеется достаточно сведений или их можно добыть логическим же путем. А если их мало и добыть невозможно, помогают интуиция и творческое воображение, создавая пропущенные звенья и указывая факты в систему, которая служит в качестве временных «лесов», пока при помощи мышления не будут найдены реальные, соответствующие действительности факты и связи между ними, подтверждающие или отвергающие работу воображения. Такая роль творческого воображения неодинакова в различных областях деятельности: так, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве.