Смекни!
smekni.com

Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье (стр. 2 из 11)

Барбара Велтер назвала это новое определение роли женщины «культом Истинной Женственности». Подобный «культ» поддерживался в журналах для женщин и религиозных брошюрах.

Следует отметить, что на рубеже ХIX и ХХ вв. даже слабые намеки на необходимость достижения равноправия полов вызывали непонимание, а подчас воинственное неприятие со стороны мужских «интеллектуальных» кругов. В многочисленных работах того времени, посвященных женскому освободительному движению, акцент делался на психофизическом своеобразии полов, иногда доходящих, по мнению С.И. Голода, до абсурда [12, с.14]. Так, например, Прудон писал: «Допуская к исполнению общественных обязанностей женщину, предназначенную природой и супружескими законами к занятиям чисто семейным – мы пятнаем семейную честь, делаем из женщины лицо общественное, провозглашаем смешение полов, общность любви, уничтожение семьи, абсолютизм государства, гражданское рабство и шаткость собственности» [16, с.18].

Таким образом, главным для женщины в традиционной семье считалось образцовое ведение хозяйства, присмотр за детьми, их воспитание. Патриархальная семья основывалась на зависимости женщины от родителей и от мужа и детей.

В середине ХIХ века миграция, социальные реформы, индустриализация общества развеяла культ Истинной Женственности и способствовали вовлечению женщин в деятельность вне дома. Однако, глубоко укоренившиеся взгляды на половые роли, по-прежнему были сильны.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что до конца XIXстолетия, существовавшее на Западе определение роли полов, за редким исключением, не менялось. Для этого периода характерно четкое разграничение функций мужчин и женщин, доводившееся в некоторых случаях до бескомпромиссного дуализма в рамках жесткой иерархической модели. Его сторонники апеллировали к природе, религии, традициям, которые якобы существовали с древнейших времен. Женщина вела хозяйство, рожала детей. Мужчина завоевывал мир и отвечал за жизнь семьи, добывая для нее все необходимое. Роли полов определялись соответственно «месту» каждого из них. Для женщины – это в первую очередь дом. Внешний мир – мастерские, фабрики и деловые конторы – принадлежал мужчинам.

Однако, массовое вовлечение с конца ХIХ в. женщин в профессиональную деятельность способствовало ее общественно-политической активности и отразилось на социально-экономическом статусе мужчин – все это вместе взятое, как отмечает С.И. Голод, способствовало кризису патриархальных ценностей, что нашло отражение не только в научном, но и в обыденном сознании [12, с.13].

Женщины стали осваивать новые сферы деятельности: обще6ственно-трудовую и политико-культурную, а также преобразовывать семейную. Мужчины же, утратив профессиональную монополию, не спешили расставаться с традиционными семейными «привилегиями».

В последующие годы изменению положения женщин в семье, а вместе с тем и взгляду на ее профессиональный труд, в частности, способствовали получение образования и профессиональной подготовки, отмирание двойного стандарта в отношении ее участия в общественной деятельности и индустриализации домашнего быта, рост числа детских воспитательных учреждений и возможность планировать количество детей.

Экономическая самостоятельность женщины перечеркнула ее исключительную зависимость от главы семьи. Более того, произошел «надлом», кризис патриархальной моногамии.

Однако, новое положение женщин не в значительной степени отразилось на ее социальном статусе в семье. Взгляд на женщин как на существа подчиненные, ущербные проглядывались во многих работах даже первой половины ХХ в.К. Юнг [7,c.148] писал, что женщина всегда стоит там, где падает тень мужчины, поэтому ему очень легко их перепутать. Его удивляло и озадачивало, что женщины думают, чувствуют, работают, а не сидят дома с детьми, носят брюки, а не юбки.

Считалось также, что женщина может работать, только обладая в большей степени мужскими чертами, и что даже это не должно слишком сильно мешать выполнению ею роли жены, матери, которая соответствует ее женским биологическим потребностям. Так, например, О. Вейнингер говорит о женщинах, которые изменили свою социальную роль или стремятся к этому, как о недоразумении [9,c.116].Ф. Каприо пишет, что женщины - существа второго сорта, а независимая женщина – такое же извращение, как и однополая любовь [18,c.99].

Таким образом, можно сделать вывод, что в основу традиционной поролевой дифференциации семейных отношений легли сложившиеся на протяжении веков гендерные различия между мужчиной и женщиной, которые сформировались с помощью образцов идентификации, гендерных идеалов и\или культурных стереотипов поведения мужчин и женщин. До конца XIX в. труд женщины внутри дома был не менее важным, чем труд мужчины. Преимущественное большинство женщин не работали вне дома; мужчина был кормильцем семьи, а жена – домохозяйкой.

1.1. современные аспекты полоролевых стереотипов и основные направления их изучения

Экономический рост в Западной и Центральной Европе в 50 - е начале 70-х гг. прошлого века сформировал устойчивый спрос на женскую рабочую силу.

Во всех европейских промышленно развитых странах была зафиксирована тенденция к увеличению числа замужних женщин, занятых профессиональным трудом. Как отмечает Р. Зидер, увеличение численности работающих по специальности замужних женщин, не в последнюю очередь объясняется растущей долей женских профессий, которые требуют высокой квалификации, обеспечивают высокий уровень самоидентификации, и, прежде всего на государственной службе, позволяет занимать определенное положение [17, с.6].

Спектр женских профессий изменился кардинальным образом: доля занятых в промышленности упала с 50% до 30%; доля женщин-служащих (прежде всего в сфере здравоохранения, образования культуры, а также государственном и коммунальном управлении) с начала века увеличилась более чем в десять раз.

Хотя большинство женщин находились, да и находятся сейчас среди категорий низкооплачиваемых работников, эти структурные изменения указывают на то, что полноценный труд по специальности, чаще позволяет женщинам самоидентифицироваться и получать от работы удовлетворение.

Увеличение числа работающих женщин не от случая к случаю, а на постоянной основе в течение всей своей жизни, обострило структурное противоречие между традиционной семейной жизнью и внедомашним трудом замужних женщин и матерей. Все больше женщин в ограничении себя ролями домохозяйки и матери видят однообразный и бедный социальными контактами образ жизни.

Если, основная цель работы замужних женщин в 20-е - 30-е или 50-е годы была четко «ориентирована на семью» (большинство женщин работало для пополнения семейного бюджета, так как заработной платы мужей не хватало), то в 70-е годы на передний план все очевиднее выходили личные мотивы.

Женщины заявляют, что они хотят своей работой обеспечить собственный доход, относительную независимость от мужа, получить удовлетворение от профессии или расширить возникающие в профессиональном труде социальные контакты [1, с.42].

Рост профессиональных интересов замужних женщин не в последнюю очередь выявляет то обстоятельство, что с увеличением продолжительности жизни после отделения от семьи детей, остается как минимум 20 лет, когда в изменившихся условиях вновь встает вопрос о наполнении смыслом деятельности. В тоже время, в сфере труда произошли перемены, которые существенно ограничивают возможность профессионального роста после длительного перерыва в работе.

В 70-е годы, традиционные «роли полов» и «модель буржуазной семьи» все больше попадали под обстрел психологически и социологически информированной критики. Женское движение требовало равноправия полов и стремилось к его реализации в рамках «частной семейной сферы». Без сомнения, публичная дискуссия поставила для определенной части населения под вопрос традиционные представления о ролях полов.

Однако исследования последних лет постоянно подтверждают, что прием на работу, оценка и практическое ролевое поведение лишь в незначительной степени приспособилось к возросшей трудовой активности замужних женщин.

Повсеместно жена занята приготовлением еды и ежедневным обслуживанием детей, вне зависимости от того, работает она или нет. Разрешение проблем с детским садом или школой, преимущественно берут на себя женщины. Работа о престарелых родителях, организации семейных праздников и тому подобное также в значительной мере относится к сфере задач женщин.

Таким образом, если раньше женщина была только женой-хозяйкой и находила себе многостороннюю, хотя и замкнутую в тесные рамки, деятельность (ибо она была универсальным работником семьи), то современной профессиональной работнице предоставлена возможность развития в более многочисленных сферах, однако в каждой из них крайне односторонне.

Совмещение женщиной профессиональных и семейных ролей отражается на ее духовных возможностях двояким образом. С одной стороны, производственная работа расширяет круг ее контактов (появляется внеродственная и внесупружеская коммуникации), способствующих обогащению личности, и, следовательно стимулируется духовная жизнь, повышается интерес к социальной информации, а с другой – большой круг обязанностей по ведению домашней работы, воспитанию детей в сочетании с профессиональными обязанностями, существенно ограничивает ее личностный рост по сравнению с мужчинами [23, с.14].

Типичный мужчина все еще чувствует себя, отвлекаясь от его роли главного «добытчика», прежде всего ответственным за внешнюю сферу деятельности: например, «бумажную войну с властями». В хозяйстве он скорее займется необходимым ремонтом (который имеет то преимущество, что происходит не регулярно и дает возможность продемонстрировать техническую компетенцию) и позаботиться об автомобиле.