Смекни!
smekni.com

Воображение (стр. 4 из 5)

Все это говорит о том, что фантазия малыша еще очень неустойчива, что она совершенно не подчиняется определенной задаче, а ведь именно умение направить свои представления в нужную сторону, подчинить их определенным целям и характеризует творческое продуктивное воображение. Совершенно справедливо выражение, что «без плана можно только бредить», и справедливо оно и по отношению к такому свободному процессу, как творческий. Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного, к созданию творческого произведения. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые лучшие наши замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения ребенка – это развитие направленности воображения.

Однако, то, что мы говорили до сих пор о развитии воображения у детей, относилось только к первому, самому раннему его этапу. Затем, на протяжении дошкольного детства, этот один из сложнейших психических процессов претерпевает существенные изменения.

Качественно меняется характер основной деятельности ребенка - дошкольника – характер игры. Если у малыша это предметная игра, то у ребенка четырех-пяти-шести лет это игра сюжетно-ролевая, предоставляющая широчайшие возможности для развития фантазии и творчества.

В предметной игре, как мы уже говорили, ребенок изображает только действия с отдельными предметами, - те действия, которые он видел у взрослых и которым стремится подражать. Малыш варит кашу, кормит куклу, укладывает спать мишку. Главное для него здесь – это выполнение действий с предметами, причем эти действия не всегда даже связываются в цепочку, из которой обычно строится поведение взрослых.

Психологи провели такой эксперимент. Детям разных возрастов – трех и четырех-пяти лет – дали все необходимые предметы для приготовления обеда. Потом детям предложили приготовить первое блюдо, второе и третье. Все малыши с удовольствием выполнили это задание. А потом к ним «привели» куклу-дочку и посоветовали угостить ее обедом, причем сначала порекомендовали накормить ее вкусным компотом, потом дать ей котлеты, а уж после всего этого суп. Оказалось, что дети трех лет охотно соглашаются на такой порядок угощения. Для них главное было повозиться с кастрюльками, ложечками, тарелочками. Выполнение даже такого простого, но уже целостного процесса, как кормление «дочки», для них вовсе не обязательно. Да вы сами, наверняка, могли заметить, как играют малыши. Они упоительно долго занимаются приготовлением «еды» – возятся с разными предметами, потом быстро, несколько раз тыкают ложкой в рот кукле, говорят: «Все, покушала, пора спать» – и начинают возиться с кукольной постелью.

Совсем иное поведение наблюдается у детей старшего возраста. Они уже не соглашаются накормить куклу сначала компотом, а потом супом. На такое предложение большинство детей ответили: «Так нельзя, мамы так не делают» – и стали выполнять правильный порядок действий. Произошло это потому, что дети в дошкольном возрасте переходят от предметной к сюжетно-ролевой игре, где главное – выполнить определенную роль, выполнить присущий данной роли порядок действий. Если ребенок принимает роль мамы, то он следит за тем, чтобы «дочка» все съела, как следует, чтобы она вовремя легла спать, чтобы ее тепло одеть на прогулку. В сюжетно-ролевой игре ребенок начинает воспроизводить те отношения, которые он наблюдает у взрослых людей и которым он стремится подражать. И чем больше ребенок получает впечатлений, тем разнообразнее его игры, тем больше простора для развития его воображения.

Вместе с развитием и обогащением отдельных ролей развиваются и отдельные сюжеты детских игр, то есть те области действительности, которые отражаются в играх. Первоначально малыши воспроизводят бытовые сюжеты: кормление, одевание, приготовление обеда. Затем появляются производственные сюжеты: игры в шофера, доктора, строителя, а в конце дошкольного возраста возникают игры с общественно-политическими сюжетами: в войну, в космонавтов и т.п.

Развитие сюжетов детских игр во многом определяется взрослыми. Большинство детей до посещения детского сада воспроизводит в играх быт семьи. И только специальная работа воспитателя по ознакомлению детей с разными сферами жизни (работа повара, парикмахера, железнодорожника и т.п.) обогащает и развивает игры. А вместе с развитием сюжетов игр развиваются и возможности творческого воображения ребенка, накапливается тот материал, который пробуждает и направляет фантазию малыша.

В ролевой игре ребенок не только представляет вместо одного предмета другой, но и себя он видит то доктором, то волшебником, то принцем. Выполнение роли в игре требует от ребенка сложнейшей деятельности воображения: необходимо хорошо представлять себе, что должен делать его герой в данную минуту, планировать его дальнейшие действия, исходя из сложившейся ситуации, направлять развитие общей игры в целом. Сюжетная игра захватывает ребенка, она создает тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества; именно в игре ребенок выражает себя наиболее полно и свободно. Л. С. Выготский писал об игре: «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».

Творчество начинается в игре, и поэтому совсем не безразлично, играет ли изо дня в день девочка в одни и те же «Дочки-матери», а мальчик в войну или на смену одним играм приходят другие, в которых ребенок выдумывает все новые повороты сюжета, принимает на себя разные poли. Неверно было бы думать, что игра – это дело сугубо детское и развивается она по каким-то своим законам. В игру ребенка можно и нужно вмешиваться, если вы видите, что игры его не отличаются особым разнообразием. Можно даже поиграть вместе с малышом, предлагая разыгрывать разные сюжеты, принимать на себя разные роли.

Ребенок должен сначала в игре научиться проявлять свою творческую инициативу, уметь организовать, планировать и направлять игру. Очень полезны для развития воображения творческие игры-драматизации, когда дети разыгрывают какую-нибудь знакомую сказку. В этом случае возникает необходимость представить себе чудесную сказочную ситуацию, вообразить фантастические действия героев сказки. Не просто слушание сказки, а живое соучастие, содействие героям будит все творческие силы ребенка, его фантазию. Если малыш хорошо справляется с разыгрыванием знакомой сказки, то можно предложить ему придумать, что случилось с героями сказки дальше, и все это разыграть вместе с другими детьми.

Сюжетно-ролевая игра подводит ребенка вплотную к той способности, которая характеризует воображение взрослого человека, – к способности действовать полностью в плане образов, в плане представлений. В самом деле, мы видим, что сначала воображение ребенка приковано к тем предметам, с которыми он действует, затем он опирается на игровые действия в сюжетно-ролевой игре, но уже к концу дошкольного возраста воображение ребенка отрывается от внешних опор и переходит во внутренний план.

Этот переход подготавливается тем, что уже в сюжетно-ролевой игре ребенок должен сначала представить свои действия, их последовательность, их значение для общего сюжета игры, а потом действовать. Такая необходимость приводит к тому, что ребенок начинает все чаще и чаще «проигрывать» различные ситуации в уме, а затем как-то обнаруживать это вовне. Так постепенно складывается воображение как особый психический процесс – действия в плане образов, представлений.

Примеры постепенного перехода игры во внутренний план, превращения ее в образы воображения приводят многие психологи. Психолог В. С. Мухина так описывает этот процесс, наблюдая его у своего шестилетнего сына: «Кирилка расставляет на тахте вокруг себя игрушки. Ложится среди них. Тихо лежит около часа.

– Что ты делаешь? Ты заболел?

– Нет. Я играю

– Как же ты играешь?

– Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит».

Да вы и сами, наверное, наблюдали, что часто такие шумные и подвижные малыши к концу дошкольного детства немного затихают, сосредоточиваются и нередко играют очень тихо, что-то приговаривая и только слегка передвигая игрушки. Как правило, это происходит с детьми с развитым воображением, стремлением к собственному творчеству и фантазированию.

Такой постепенный переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности деятельности воображения, который происходит в результате развития игры, ведет к проявлениям творческой активности в самых разных областях. Появляются разнообразные детские сочинения: первые стишки, сказки. Дети с удовольствием отдаются творчеству, охотно рассказывают сочиненное взрослым.

Но если мы повнимательнее присмотримся к продуктам детского словесного творчества, то почти всегда найдем в них близость к хорошо известным детям сказкам и историям. То же самое можно сказать и о других видах проявления детского творчества: рисовании, конструировании, музыкальной деятельности. Появляется сама возможность действовать в плане воображения, свободно придумывать и фантазировать, но будет ли эта возможность реализована ребенком, во многом определяется взрослыми. С самого начала мы должны раскрыть перед ребенком саму суть творческой деятельности: не следовать готовым образцам, штампам, шаблонам, а искать как можно больше своих собственных оригинальных решений, не бояться свободно высказывать их, направлять свое воображение на поиск нового, доводить задуманное до конца.

Очень важно, что наряду с переходом деятельности воображения во внутренний план у старшего дошкольника появляется еще одна очень важная способность: подчинять свое воображение определенному замыслу, следовать заранее намеченному плану.

Эта особенность развития воображения играет совершенно особую роль, так как именно благодаря ей появляется возможность создавать свои первые законченные произведения. Мы уже видели, что у младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создает, носит отрывочный, неоконченный характер. Вот малыш начинает строить из кубиков дом: кладет один кубик, другой, потом все это кончается просто разрушенной постройкой.