Смекни!
smekni.com

Гуманистический подход в психологии и его применение в социальной работе (стр. 2 из 6)

В теории Роджерса кризис наступает, когда люди осознают несоответствие между Я-концепцией (и связанными с ней условиями ценности) и какими-то аспектами актуального переживания. Но, несоответствие между «Я» и переживанием не всегда воспринимается на сознательном уровне. Весьма вероятна ситуация, когда человек чувствует угрозу, не осознавая этого. Когда существует несоответствие между Я-концепцией и переживанием, и человек не осознает этого, он потенциально уязвим для тревоги и личностных расстройств. И поэтому важно повысить у клиента осознание им себя самого в той ситуации, в которой он оказался.

Исследования, в основе которых лежат теоретические разработки Роджерса, касаются предположений, что чем в большей степени человек принимает себя, тем выше вероятность, что он принимает других. Такая связь между самопринятием и принятием других основана на наблюдении, сделанном Рождерсом, что в начале терапии клиенты обычно имеют негативную Я-концепцию – они не способны принимать себя. Однако как только такие клиенты начинают больше принимать себя, они в большей степени начинают принимать и других. Иначе говоря, Роджерс предположил, что если самопринятие имеет место (то есть если несоответствие реального и идеального «Я» мало), то появляется чувство приятия, уважения и ценности других. Так же и Эрих Фромм утверждал, что любовь к себе и любовь к другим идут рука об руку.

Повышение у клиента уровня самопринятия это важная задача, но этот вопрос, на мой взгляд, целесообразней рассмотреть со стороны принятия клиента социальным работником. Что позволяет социальному работнику испытывать глубокое уважение и чувствовать безусловное принятие другого, так необходимые для эффективной работы. И такое отношение к миру может возникнуть лишь у человека, который обладает базовым уважением к самому себе и признает в первую очередь ценность и значимость самого себя. Никто и никогда, даже при самом удачном стечении обстоятельств, не сможет принять другого, если у него сначала не произошло принятия самого себя. И здесь задача социального работника – понять самовосприятие клиента. И насколько клиент будет чувствовать, что его принимают, настолько у клиента появится возможность достичь позитивного изменения личности.

В одной из своих работ («Консультирование и психотерапия, 1942) Роджерс предложил следующие шаги процесса психологической помощи клиенту:[7,с.323]

- клиент обращается за помощью;

- определяется ситуация;

- поощряется свободное выражение чувств;

- консультант одобряет и поясняет;

- постепенно позитивные чувства находят выражение;

- положительные импульсы становятся узнаваемыми;

- разрабатывается инсайт;

- поясняется выбор;

- предпринимаются позитивные действия;

- инсайт углубляется;

- возрастает независимость;

- потребность в помощи снижается.

И по такой предполагаемой последовательности событий выражается убеждение Роджерса в том, что клиенты сами определяют свой путь развития, пользуясь помощью и одобрением консультанта.

Очень многие аспекты роджерианского подхода достаточно легко усвоить и эффективно использовать на практике. Но гораздо труднее приобрести личностные характеристики, обязательные для эффективности подобного подхода. Способность по-настоящему присутствовать рядом с другим человеком – понять страдания человека и поддерживать в нем уверенность в своем росте – это достаточно трудновыполнимое требование к личности социального работника, работающего в рамках клиент-центрированного подхода.

Для того чтобы сформировать необходимые качества у будущих социальных работников можно в учебном процессе использовать различные упражнения, направленные на развитие способности принятия человека таким какой он есть. Познакомится с описанием некоторых заданий и упражнений можно в работах самого Роджерса, а также ниже я приведу несколько классических упражнений, которые могут помочь студентам овладеть центрированным на личности подходом.

Упражнение 1.

Выберете партнера, с которым будете работать. Один из вас будет консультантом, другой – клиентом. Меняйтесь ролями, так чтобы вы опробовали обе ситуации. Для начала клиент рассказывает консультанту неприятный случай из своей жизни, который, вероятно, трудно было бы рассказать. Например, вы можете поделиться рассказом о том, как вы лгали или вас обвиняли в том, что вы несправедливы и злы.

Как консультант, вы прилагаете все усилия к тому, чтобы понять то, что вам рассказывают. Слушайте так, чтобы вы смогли повторить рассказ. Повторяйте клиенту то, что слышите. Вы хотите понять точно сказанное вам. Не акцентируйте внимания на правильности или неправильности поведения, не предлагайте совет, не критикуйте. Продолжайте воспринимать клиента как еще одно человеческое существо, независимо от того, что он или она вам рассказывает.

Зафиксируйте момент, когда вам захочется прокомментировать, когда у вас появится стремление судить, жалеть или если вас встревожит рассказ вашего клиента. Обратите внимание на то, как трудно одновременно осознавать ваш собственный опыт, оставаться эмпатичным и сохранять позитивное отношение. Попытайтесь понять собственные ощущения. Вам может показаться легко, играть в искреннее поведение, но в такой ситуации намного труднее обладать настоящей эмпатией и позитивным отношением.

Поменяйтесь ролями. Проделайте ту же самую процедуру. Как клиент, попробуйте понять, что значит, когда тебя слушают и не осуждают.[7, с. 327]

Упражнение 2.

(Данное упражнение представляет собой адаптацию одного из упражнений, которые давал своим ученикам Роджерс. Оно помогает оценить, насколько хорошо вы понимаете другого человека).[7,с.331]

В следующий раз, когда вы начнете спорить с соседом по комнате, близким другом или маленькой группой друзей, на секунду прекратите дискуссию. Установите следующее правило: любой может высказать свое возражение только после того, как он точно перескажет мысли и чувства того, кто говорил раньше. Прежде чем излагать свою точку зрения, вы должны действительно понять мысли и чувства противоположной стороны и суммировать их.

Когда вы попробуете проделать это упражнение, оно может сначала показаться вам трудным. Но как только вы сможете встать на точку зрения другого человека, ваши собственные представления сильно изменяться. Различия снимаются в процессе понимания. Любые сохраняющиеся различия станут каждому из вас более очевидны.

1.2 Помощь клиентам социальной работы в рамках мотивационно-потребностной теории А. Маслоу

Из работ А. Маслоу можно позаимствовать очень много аспектов, которые могут эффективно использоваться в практике социальной работы. В первую очередь это теория мотивации и иерархии потребностей. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Так, Маслоу называл невроз и психологическую разлаженность дефицитарными болезнями; он считал, что такие заболевания вызываются тем, что не удовлетворены некоторые основные потребности, точно так же, как отсутствие некоторых витаминов может вызвать болезнь.[2] С подобной ситуацией довольно часто могут встретиться социальные работники, и тогда им необходимо иметь ввиду, что способствуя удовлетворению клиентом какой-то одной потребности может произойти вскрытие других, более глубоких неудовлетворенных потребностей. Так же надо помнить, что объем и способ удовлетворения потребностей неодинаковы у разных людей, но основные потребности (такие, как голод) нельзя игнорировать никогда.

Ниже приведена иерархия потребностей в порядке их очередности:

- физиологические потребности;

- потребности безопасности и защиты;

- потребности принадлежности и любви;

- потребности самоуважения;

- потребности личного совершенствования.

Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации.

Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. Очень важно чтобы социальный работник это учитывал при работе с клиентами, а иначе его деятельность просто перестанет быть эффективной.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. «Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней, как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы».â

Еще одним не маловажным аспектом теории Маслоу является понятие метамотивации. Метамотивация относится к поведению, на которое влияет рост потребностей и ценностей. Хотя, Маслоу и считает, что такой вид мотивации чаще всего встречается у самоактулизирующихся людей, которые уже удовлетворили свои низкие потребности, не стоит недооценивать важность этой концепции для социальной работы. Ведь, с подобными проблемами социальный работник, скорее всего, встретится у клиентов пожилого, пенсионного возраста. И связано это с тем, что метамотивация часто принимает форму служения идеалам или целям, чему-то такому, что «вне тебя». Метапотребности связаны с основными потребностями, и их неудовлетворение вызывает метапотологии – отсутствие ценности, значимости, завершенности в жизни. И тут достаточно вспомнить о том, как болезненно отразилось на многих людях в нашей стране крушение коммунистических идеалов, распад советского союза.