Смекни!
smekni.com

Отличие эмоций человека от эмоций животного (стр. 7 из 7)

Презрение - чувство превосходства над каким-либо человеком, группой людей или предметом. Презирающий человек чувствует себя сильнее, умнее, лучше в каком-либо отношении, чем презираемое лицо, смотрит на него "сверху вниз", создает преграду между собой и другим. Презрение часто связано с ситуациями проявления ревности, жадности, соперничества. Оно может проявляться как сарказм, ненависть, жестокость к другим. Возможно, презрение эволюционно возникло как форма подготовки к встрече с противником, как демонстрация своей силы и непобедимости, стремление воодушевить себя и испугать соперника. У животных такая эмоция обусловлена социальными потребностями.

Страх является опасным из всех эмоций. Ощущение страха варьирует от неприятного предчувствия до ужаса. Причиной его обычно являются события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Природными стимулами страха являются одиночество, внезапное изменение стимула, боль и др. Страх переживается как незащищенность, неуверенность, чувство опасности и надвигающегося несчастья, как угроза своему существованию, своему психологическому "Я". Страх уменьшает число степеней свободы в поведении, ограничивает восприятие, мышление человека замедляется, становится более узким по объему и ригидным по форме. Эволюционно - биологическая функция страха состоит в усилении социальных связей, в "бегстве за помощью". Страх служит предупреждающим сигналом и изменяет направление поведения человека или животного. О различиях в проявлении страха и осознании опасности у животных и у человека так же было сказано выше.

Стыд и вина считаются аспектами одной и той же эмоции, иногда рассматриваются как совершенно различные эмоции, не связанные друг с другом. Когда человек чувствует стыд, он, отводит взгляд, отворачивает лицо в сторону, опускает голову. Стыд может сопровождаться покраснением открытых частей тела, в частности лица. В то же время чувствуется общая несостоятельность, некомпетентность. Люди забывают слова, делают неверные движения. Стыд нередко сопровождается ощущением неудачи, поражения. Стыд и застенчивость тесно связаны с самосознанием, целостностью образа "Я". В некоторых случаях он играет защитную роль, делает человека сенситивным к чувствам и оценкам окружающих, к критике. Избегание его является мощным стимулом поведения. Стыд - очень болезненная эмоция, его трудно замаскировать или скрыть. Усилия по восстановлению и укреплению своего " Я" после пережитого чувства стыда иногда продолжаются несколько недель.

Могут ли животные испытывать стыд? Вряд ли. Вот типичная ситуация: кот разбил вазу и прячется под кроватью от хозяйки. Это гораздо больше похоже не на эмоцию вины за испорченную вещь, ведь животное не может осознавать ее ценности. Если животное уже попадало в подобную ситуацию, то скорее это эмоция страха перед наказанием. Многие любители животных могут сказать, что никогда не наказывают свих кошек и собак, однако они, если что-то испортили, «чувствуют вину», это определяется по характерным признакам: голова опущена, уши прижаты. Такое поведение легко объяснить. Животное, особенно собака, существо стайное, она видит в хозяине не человека, а вожака, того, кто стоит на социальной лестнице ступенью выше, и боится его неодобрения.


Заключение

Примерно до середины XVII столетия многие ученые считали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была признана общность механики тела человека и животного, но оставалась разобщенность психики и поведения (XVII—XVIII вв.).

В прошлом столетии теория эволюции Ч.Дарвина шатким мостиком перекрыла психологическую и поведенческую пропасть, веками разделявшую эти два биологических вида, хотя многие считали, что перекрыла чересчур.

Главное место в книге Дарвина «О выражении эмоций у животных и человека» отведено доказательствам психической и социальной однородности человека с животным миром. Уже в "Происхождении видов" Дарвин заявил себя сторонником психологии и социологии Г.Спенсера. Таковым он и показал себя в полной мере в указанных двух сочинениях. В главах по сравнительной психологии животных и человека есть интересные наблюдения, но нет глубоких идей. Тут все проблемы решаются путем иллюстраций, будто в человеке нет ничего качественно нового по сравнению с животными, а существуют лишь количественные различия, накопившиеся постепенно. Источники морали и общественного поведения людей - в общественных инстинктах животных. Ни разум человека, ни способность к совершенствованию и самопознанию, ни употребление орудий, ни речь, ни эстетическое чувство, ни вера в Бога, не говоря о более простых психологических категориях, как воображение, не представляют собою специфического достояния человека – все это налицо у животных и все это в человеке естественный отбор лишь усилил.

В начале XX века исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П.Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в. оказались связанными с поисками идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизмах научения у человека и животных.

В данном реферате было проведено исследование по сравнению эмоций животного и человека, были раскрыты такие вопросы как сущность эмоций, их роль в жизнедеятельности живых существ, происхождение эмоций, их зависимость от биологических, социальных и духовных потребностей. Было выяснено, что человек, в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое.

Из проведенной в данном реферате работы можно сделать определенные выводы о том, что разница между эмоциями человека и эмоциями животного достаточно велика, между ними есть существенные различия. Вытекающие из различия в потребностях человека и животного. Круг потребностей человека гораздо шире круга потребностей животного, следовательно, шире и круг его эмоций.

Вот принципиальные отличия эмоций человека от эмоций животного:

1. Эмоции животного напрямую зависят от его биологических потребностей, а эмоции человека зависят так же и от его социальных и духовных потребностей.

2. Человек наделен разумом и способен контролировать свои эмоции, оценивать их (правда, иногда не совсем верно), скрывать их или давать им волю, или даже симулировать их в зависимости от ситуации.

3. Человек способен обучаться в процессе своего развития, и в зависимости от его онтогенеза изменяются и его эмоции. С животными же такого не происходит.

4. У человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных и духовных условий.


Литература:

1. Анохин П.К. Эмоции. - В кн. БМЭ, 1964 т.35 .

2. Бахур В.Т. Эмоции: плюсы и минусы. - М., Знание, 1975.

3. Большая Советская Энциклопедия, т. 49.

4. Голушко Л.Ф., Гилев А.П. О характере центральных серотонино-реактивных структурах, обуславливающих детерминирующее влияние 5 - ОТФ на реакции страха у кошек. 1969, №11, т.68 .

5. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизм. М., Наука, 1980

6. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., Изд-во полит. литературы.1978.

7. Дольник В.Р. “Вышли мы все из природы”, М., 1996.

8. Изард К.Е. Эмоции человека. М., Изд-во МГУ, 1980.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Изд-во полит. литературы, 1975.

10. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., Знание, 1982.

11. Немов Р.С. Общие основы психологии. 4-е издание, М., Владос, 2002.

12. Общая психология - курс лекций. М., Владос, 1995.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

14. Симонов П.В. Что такое эмоции? М., Наука, 1966.

15. Советский энциклопедический словарь. 4-е издание, М., 1988.

16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности, Мн., Попурри, 1999

17. Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1958.