Смекни!
smekni.com

Психологическая сущность игры дошкольника (стр. 5 из 6)

Куклы - герои народных и авторских сказок, мультфильмов и т. д. - также характерны по своей внешности (Буратино, Чебурашка, Белоснежка и др.), но они несут в себе заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного поведения. Например, Буратино, Карлсон, Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас Барабас, Бармалей - плохие, злые, несправедливые и лживые. Интересно, что в самих сказках положительные герои не несут в себе всего множества положительных черт, которые ребенок затем им приписывает, а отрицательные герои не имеют большого набора негативных черт. Благодаря тому, что куклы — герои сказок несут в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредоточивает на них весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Характерные куклы, куклы - герои мультфильмов любимы не только девочками, но и мальчиками. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.

2.3 Современные дети и современные игры в зеркале психологии

Сохранилось ли значение игры как ведущей деятельности у современных дошкольников? Как и во что играют сегодня дети?

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах в последние годы стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.

Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.

Большинство старших дошкольников играют в игры, основанные на сюжетах из масс-медиа. Это мультфильмы, мыльные оперы, видеоклипы, телевизионные игры типа «Угадай мелодию», «Поле чудес» и т. д. Ничего подобного в детстве родителей и тем более прародителей современных дошкольников не было. Они охотно изображают таких персонажей, как Человек-паук, робот, Черепашка-ниндзя, Последний герой, персонаж из «Зачарованных», собака Рекс и др. Список этих названий изменчив и зависит от того, что смотрели дети по телевизору вчера или в течение последней недели.[15]

Однако при всем кажущемся разнообразии персонажей, в которых играют современные дети, их объединяют схожие черты характера. По единодушному мнению родителей и педагогов, этих героев отличает жестокость и агрессивность. Главное для героя — быть первым, победить или достать как можно больше денег. Такие герои умеют хорошо драться, убивать, добиваться своей цели, не обращая внимания на тех, кто рядом. Они достаточно примитивны и бесчеловечны: это либо роботы, либо мутанты, либо карманные монстры (покемоны), либо гибриды человека и животного (черепашки, пауки). Но во всех случаях человеческое начало в них уходит на второй план, они не совсем люди. При этом все они - положительные герои. И нынешние дети стремятся на них походить (во всяком случае - в играх). Всего 10-15 лет назад главными качествами детских положительных героев были щедрость, доброта, способность жалеть и помогать, наивность и тому подобное. Хотя в играх детей всегда были кровожадные персонажи (враги, злодеи и «кощеи»), было понятно, «кто хороший, а кто плохой». Сейчас эта грань стирается.

Итак, современные дошкольники воспроизводят в своих в играх не профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных или сказочных героев. Сюжеты телесериалов с экранов телевизора прочно вошли в игры наших детей со всеми интимными подробностями. В результате выясняется, что современные дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев фильмов, чем с жизнью окружающих их взрослых. Оторванность сюжетов ролевых игр от жизни близких - свидетельство того, что профессиональная и личная жизнь родителей перестает быть содержанием детских игр (а значит, и детской жизни вообще), как это было в течение многих предыдущих поколений.

Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Изменения в игровой деятельности, произошедшие за последние десятилетия, заключаются не только в новых экзотических сюжетах, но и в снижении уровня развития ролевой игры. У подавляющего большинства дошкольников она не достигает своей развитой формы и остается на самом низком, примитивном уровне. А ведь игра может способствовать развитию личности и быть ведущей деятельностью только в том случае, если она достигает своего полноценного развития. Примитивная игра детей четырех-шести лет, когда они просто варят суп, возят машинки или одевают кукол, не отождествляясь с ролью и «не оживляя» своих кукол, не оказывает существенного воздействия на развитие личности дошкольника. Только у детей, умеющих «хорошо» играть, эта деятельность является катализатором личностного развитии, способствует становлению самосознания, устойчивых мотивов, инициативности и ответственности, творческого воображения, воли и произвольности.[16]

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

Достигнув возраста 7-8 лет, дети обычно уже не хотят играть, они хотят учиться. Однако родители и учителя всё чаще замечают, что сегодняшние младшие школьники, а иногда и подростки увлеченно играют в детские игры. Практически все первоклассники приносят в школу игрушки, с жадностью играют на переменах или под партой во время уроков; вместо приготовления домашнего задания тайком от родителей продолжают играть в куколки и машинки. Почему?

Игру «вытеснили» из дошкольного детства, с ее законного места. В отместку она переместилась на ступени более старших возрастов, предполагающих другие, более взрослые интересы: ненаигравшийся ребенок не может вовремя повзрослеть, и его дошкольный возраст, то есть возраст игры, растягивается на последующие годы.

Так в чем же заключается главная задача родителей?

В том, отвечают психологи, чтобы создавать малышу условия для игры, стимулировать развитие детской игровой деятельности. И это не так просто, как кажется. Чтобы ребенок играл, родителю требуются психологические знания и педагогические умения.


Заключение

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Игра, как показывают многочисленные психологические исследования, имеет прямое отношение к формированию личности ребенка, его потребностей и мотивов, его воли и воображения. Именно в игре возникает осознание своего места среди людей («Я еще ребенок!») и потребность стать взрослым.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.

В сюжетно-ролевой игре дети моделируют на себя жизнь взрослых людей и отношения между ними. В условиях таких игр дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

В игре появляются принципиально новые желания. Ребенок учится желать, соотнося свое желание с идеей, с образом взрослого (то есть с ролью). Ребенок хочет действовать правильно - как взрослый. И под влиянием этого желания он действительно начинает действовать - так, как будто он взрослый. Действия «понарошку» (условные и обобщенные) позволяют малышу улавливать смысл реального действия и эмоционально его переживать. Эмоциональное переживание предшествует интеллектуальному пониманию действительной сути взрослых занятий.

Сначала ребенок должен захотеть что-то делать, открыть для себя в этом собственный, личный смысл, и лишь затем, на этой основе, он способен овладевать техническими приемами и конкретными умениями. Иными словами, сначала осваиваются смыслы и мотивы деятельности и лишь затем (и на их основе) техническая сторона действий. Это важный закон психического развития. В дошкольном возрасте этот смысл, то есть желание действовать как взрослый, впервые рождается и реализуется у ребенка в ролевой игре.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.