Смекни!
smekni.com

Психологические аспекты борьбы с организованной преступностью (стр. 3 из 3)

Кроме того, в распространение наркотиков в качестве курьеров и мелких дилеров вовлечены десятки тысяч простых людей, которых к этой незаконной деятельности подталкивает не столько жажда легкой наживы, сколько нелегкое материальное положение. Очевидно, что организованная преступность пока еще находится на пути к установлению контроля над процессами производства и распространения наркотических средств, и возможности государства противостоять дальнейшему развитию этой тенденции далеко не исчерпаны.

Значительная опасность для финансово-экономической системы России исходит от легализации наркодоходов. Организованные преступные группировки во все возрастающих масштабах предпринимают попытки проникновения в российскую финансовую систему с целью «отмывания» наркоденег.

В связи с этим специалисты высказывают мнение о нарастающих процессах формирования и консолидации организованных преступных групп и сообществ наркодельцов, в том числе по этническому признаку (таджикские, азербайджанские, цыганские, нигерийские и др.), что в значительной степени осложняет их разоблачение. Кроме того, отмечается постепенная монополизация черного рынка сбыта наркотиков наиболее крупными и агрессивными группировками наркоторговцев, а преступную деятельность, связанную с наркотиками, во многих случаях возглавляют «воры в законе», «авторитеты» преступной среды.

3. Психологические особенности расследования организованной преступной деятельности

Криминалистические и криминологические исследования показали, что современная организованная преступность в России представляет собой новый качественный уровень групповой профессиональной преступности, имеющей свои специфические черты не только уголовно-правового, криминологического, но и криминалистического свойства.

При раскрытии и расследовании организованной преступной деятельности важно определить типологические особенности лиц, участвующих в организованной преступной деятельности, которые могут быть использованы при выявлении признаков организованной группы, преступной организации, сообщества и способов совершения ими преступлений.

При анализе и расследовании организованной преступной группы выделяются следующие фигуры:

- организатор группы в целом или отдельных ее участков;

- исполнитель на ответственном участке;

- второстепенный исполнитель;

- оппозиционер, «слабое звено» группы – субъект, внутренне несогласный с совершением преступления, в котором он принимает участие. Часто это звено рождает внутри группы конфликтную ситуацию.

Анализ функциональной роли членов организо­ванной группы позволяет выявить место и роль каждого участника в осуществлении преступной деятельности и совершении конкрет­ных преступлений. При этом важнейшее значение приобретает ха­рактеристика их действий по реализации той или иной функции.

Однако в преступной организованной группе место и роль каж­дого участника могут быть понятны только во взаимосвязи его дей­ствий с действиями других членов. Поэтому установление таких связей является обязательным в ходе расследования организован­ной преступной деятельности. Кроме того, разрушение организо­ванной преступной группы — это, прежде всего, разрушение связей внутри группы.

Важное значение при расследовании организованной преступ­ной деятельности имеет установление связей управления, которые являются основополагающими и подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Пирамидный характер структуры организован­ной преступной группы обусловливает проявление вертикальных связей — в виде связей подчинения, когда исполнители (низшее звено) подчиняются организатору группы (высшее звено), а гори­зонтальных — в виде координации действий между членами одного звена. Более того, условия существования крупных групп (органи­зации, сообщества) диктуют необходимость соблюдения строгой конспирации, поэтому члены такой организации могут знать только ограниченное число участников группы. Однако вся группа функ­ционирует как единый механизм, и все ее участники связаны между собой, взаимодействуют для решения каких-либо конкретных пре­ступных целей. Так, если группа начинает увеличивать сферы сво­его влияния и затрагивает интересы другой организованной группы, то в данном противостоянии участвуют все члены группы. Поэтому установление и анализ связей взаимодействия внутри группы по­зволяет выявить всех участников преступного сообщества.

При расследовании организованной преступной деятельности большое значение имеет процесс установления ролевых функций участников группы и, прежде всего, выявление и доказывание вины организатора и руководителя группы. При этом могут складываться следующие основные ситуации:

1. Организатор группы признает участие в совершении группового преступления, но отрицает свою руководящую роль.

Для его изобличения необходимо:

— выяснить, кто руководил распределением похищенного. Именно по инициативе в решении этого вопроса можно установить лидера группы;

— провести очные ставки с другими участниками группы — как с совершившими расследуемое преступление, так и с теми, кто хотя и не принимал непосредственного участия в нем, но обладает о нем информацией;

— использовать материалы оперативной проверки.

2. Организатор группы отрицает свою причастность к преступлениям и руководству группой. При этом он либо сам участвовал в со­вершении преступлений, либо непосредственного участия в них не принимал.

В данной ситуации большое значение имеют правильно построенные допросы всех установленных участников группы, в ходе ко­торых выясняют: как была организована группа; кто предложил ее создать; кто определил объект и предмет преступного посягатель­ства, место, время и способ совершения преступления, а также место сбыта похищенного; кто распределил роли при совершении преступления; кто сообщил исполнителю о возможности совершения такого преступления; кто его уговорил совершить преступление; кто проинструктировал его, как совершить преступление; кто назначил долю каждого участника при распределении полученных средств; и т. д. Детальное выяснение этих и других вопросов позволит не только установить настоящего организатора и руководителя группы, но и собрать необходимые доказательства его вины.

Именно на основе анализа всей преступной деятельности данной ОПГ в ходе расследования чаще всего удается проследить характер и частоту участия в ней ее членов, как непосред­ственных исполнителей, так и руководителей среднего и высшего звена ОПГ, а также выявить ее коррумпированные связи с целью доказывания вины руководителей ОПГ в ее преступ­ной деятельности. Очень важно при расследовании получить сведения о всех аспектах их ролевой деятельности в ОПГ. В частности, о характере их советов, распоряжений, требований и указаний, элементах практической помощи, связанных с совершением отдельных преступлений, а также о их ролевой деятельности в распределении преступных доходов, (финансировании коррумпированных должностных лиц и т. д.).


Библиографический список литературы

1. Беляев С. С. Международный опыт борьбы с наркотизмом// Преступность: стратегия борьбы. — М., 1997.

2. Босхолов С.С. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с орга-низованной преступностью //Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом. — 1998.

3. В.Л.Васильев. Юридическая психология . — СПб, Питер.2001.

4. Винокуров С.И. Некоторые проблемы борьбы с организованной преступностью в сфере экономики //Проблемы борьбы с экономической преступностью и наркобизнесом при переходе к Рынку. Ч.2. — СПб, 1994.

5. Корчагин А.Г., Номоконов В.А., Шульга В.И. Организованная преступность и борьба с ней. — Владивосток, 1995

6. Лунеев В.В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции //Государство и право.1996. № 4

7. Наркотики против нас. Мы против наркотиков// Российская газета. 1999. 4 марта.

8. Организованная преступность. / под ред. д.ю.н., профессора А.И. Долговой., С.В. Дьякова, — М. : Юрид. Лит., 1989.

9. Основы борьбы с организованной преступностью. Монография / Под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова — М.: «ИНФРА-М», 1996.

10. Сбирунов П. Н., Шабанов Г. Х. Пресечение незаконного оборота наркотиков и обеспечение контроля за их оборотом// Следователь. 1998. №3.