Смекни!
smekni.com

Российская ментальность в сказках современной молодежи (стр. 6 из 9)

Сама сказка уже есть образная форма выражения народной мудрости и ментальности. Образы же, встречающихся на пути героев – стариков и старух олицетворяют мудрость, к которой сказка призывает прислушаться. Таким образом, любомудрие еще одна отличительная черта российской ментальности. Так, в сказке о Капике мы встречаемся с «отшельником, старым и дряхлым, но с ясным умом и добрым сердцем», который мудро взывает: «Неужели вы не видите, что несете с собой только горе и разрушение. Ведь если бы вы научились по-другому жить, и вам, и другим пришло бы облегчение». Его слова, как символ мудрости и жизненного опыта, заставили «поток разделиться, слезокапы задумались…» В сказке о Сигме олицетворением мудрости является «старый дуб». Герой увидел, что на его коре было что-то вырезано. «Сигма стал всматриваться, там было написано: «Главное в жизни вовремя спохватиться». Сигма сел и задумался, тут он понял, что во всем виноват он сам, и теперь нужно меняться, меняться как можно быстрее…» В сказке «Бентон – покоритель пещер» проповедуется другая мудрость – граничащая с хитростью. Там, главный герой обманным путем забирает жилье у Филина, тем самым провозглашается девиз: «Не надо быть наивным, филин! Мудрый Бентон». По-видимому, в современной России принцип доверия обратился противоположным: либо «не доверяй», либо «доверяй, но проверяй».

В тоже время в ряде сказок провозглашается открытость и всеотзывчивость, как черта российского менталитета. Лейтмотивом проходит тема помощи, взаимопомощи и поддержки. Так, Пузочесик вначале помогает стонущей медведице и лечит ее рану, а затем медведица спасает Пузочесика из лап злого Кукарямбы. Маленькому «Неизвестному» из сказки про Гузяку, сочувствующая муха помогает найти себя и дает мудрый совет: «Не печалься. Раз уж ты не знаешь, кто ты, и никто не знает, то придумай сам себе имя». И тем самым помогает Гузяке. В свою очередь все эти поступки в духе христианского учения, что является отражением стремления к православной религии, являющимся важной частью российского менталитета, т.к. именно православие пропагандировало у верующих духовные ценности, формировало у них терпимость к земным тяготам, открытость в общении с людьми, скромность в поведении, всепрощение и самоценность отношений с людьми. Терпение и смирение еще две важные характеристики российского менталитета. Они хорошо прослеживаются в сказке о Жар-Крале.

Общинные, коллективные формы жизнедеятельности свойственны для русских народных сказок. В сказках же современной молодежи данный феномен встречается значительно реже. Лишь в сказке «Про Гузяку» рассказывается о многочисленных контактах и широком общении этого животного с другими зверями. В большинстве же случаев в современных сказках круг общения суживается и ограничивается взаимодействием в диаде В сказке о Кошарике: «он жил один и ему было очень скучно, пока он не встретил своего друга, с которым началась у Кошарика веселая жизнь. Они вместе стали ходить и добывать себе пищу, вместе купались в реке и играли. Так вот и стали они вместе жить и поживать». В другой сказке одинокая Малышка «однажды она встретила очень красивого чертика и вышла за него замуж». У Клепы не было друзей, и он однажды встретил Пипу: «они очень подружились и никогда не расставались. А поскольку у каждого из них теперь был друг, то они теперь только смеются и никогда не грустят». У Улыбке также была только одна подруга Катя. По-видимому, это обусловлено сменой после 1991г. коллективистских ценностей на индивидуалистские.

Такие характерные черты как нестяжание власти и богатства, по-видимому, стали стираться из российского менталитета, изменившись на противоположную. Это прослеживается в сказках, где речь идет об обладании властью или богатством. Так главной целью жизни Сигмы было занять место рядом с королем, «стать его правой рукой», а затем «править страной». То есть отнюдь не отрицается желание править и управлять миром. Хотя по сюжету сказки «Сигма был очень справедливым и добрым» правителем. Так пещера, как материальная ценность становится, предметом интереса для Бентона (сказка «Бентон – покоритель пещер»), ради нее он идет на хитрость и обман, оправдывая все желанием завладеть мудростью и несостоятельностью Филина и его жены постичь эту мудрость. Сказка про осла немногословна, но ее центральная идея также связана с обретением богатства, только итог ее плачевный: «Жил-был осел. Пошел он однажды в лес. Нашел там мешок золота. И сдох от счастья».

В русских народных сказках речь идет о получении нового опыта для решения новых проблем. В современных сказках говорится уже о целенаправленном саморазвитии и получении образования. По-видимому, это обусловлено советской идеологией, которая формировала у русских межнациональную терпимость и высокую престижность образования. В сказке о Жар-Крале повествуется о маленьком динозаврике, который очень хотел научиться летать. И на недоумение чайки: «Но как же ты полетишь, если у тебя нет крыльев, и ты просто не приспособлен к полету. Ты рожден, чтобы ходить по Земле». Динозаврик промолвил: «Наверное, ты права, но моя мечта настолько сильна, что я готов потратить на учебу всю жизнь». В итоге благодаря терпению и настойчивости он стал летать. В сказке о Покимоньке, который был «самым маленьким и самым толстым», утверждается необходимость образования. Так, Покимонька «начал читать книги, писать, считать». В итоге он «вырос, стал грамотным, умным и вполне развитым».

Понятие счастья перестает быть метафоричным и «материализуется в конкретные образы». В одной сказке Марушка была носителем счастья, «кто ее увидел, то счастье получал». Но от этого Марушка слабела с каждым днем и ей приходилось прятаться от людей. «Но все-таки кому-то выпадает удача увидеть ее». В другой сказке повествуется о Счастьеносе – животном, приносящем счастье людям. Оно похищается марсианами, в результате на Земле царят ссоры и раздоры. Но земляне догадались о похищении и вернули свой талисман на Землю. В сказке о Склинфах, эти животные дарят людям радость: «они высыпали на Земной небосвод и заискрились, засверкали под Солнцем, а люди подняли глаза к небу и улыбнулись – некоторые маленькие люди (они называются дети) даже запрыгали от радости. Оказывается, Солнце преломило свои длинные лучи о сверкающих Склинфов, и на небе появилась Радуга». Наверное, в настоящий момент проблема счастья является наиболее актуальной для современной молодежи.

Результаты, полученные в нашей работе, можно представить в виде таблицы, где 1 – наличие данной ментальной характеристики, 0 – ее отсутствие, голубым цветом выделено редкая встречаемость данной черты.

хар-ки мент-сти смыслжизни верностьотеч.завет любо-мудрие помощь коллективизм диадн. взаимод. нестяжан.власти и богат. получен.нов. опыт опыта престижн.образован
рус.нар. сказки 1 1 1 1 1 0 1 1 0
сказки совр.молод 1 1 1 1 1 1 0 1 1

Заключение.

В результате проведенного анализа сказок современной молодежи можно выделить следующие особенности российского менталитета:

1) характеристики российской ментальности полностью совпадающие с характеристиками русской ментальности:

· верность отеческим заветам;

· любомудрие;

· оказание помощи в духе христианского учения;

· получение опыта.

2) характеристики российской ментальности отчасти соответствующие русскому менталитету:

· проблема поиска смысла жизни заменена на проблему поиска себя (самоидентификация);

· коллективизм, как стремление к многочисленным контактам и богатому общению заменяется взаимодействием в диаде;

· получение нового опыта, как характерная черта русской ментальности, трансформируется в престижность образования (в буквальном смысле).

3) характеристики российской ментальности, противоречащие русскому менталитету:

· желание обладать властью и материальными ценностями.

Таким образом, наше исследование позволило выявить отличительные особенности российского менталитета и установить, что ментальность - развивающаяся система, влияние на которую может оказывать ряд факторов (исторические, политические, экономические, социальные, природно-географические). Наша гипотеза подтвердилась, это свидетельствует о возможности использовать сказку не только как продукт творчества отдельного индивида, но и как носитель (отражение) современной российской ментальности, а соответственно адекватный метод ее исследования. В дальнейшем мы предполагаем расширить выборку, прежде всего по возрастному критерию.

Приложение.

Лесик-калесик.

Жил-был Лесик-калесик. Он был очень добрым и дружелюбным. Поэтому его все и любили. Каждый, увидев его впервые, пугался (думали, что он злой), к тому же никто даже не знал, кто он, даже он не знал. Все считали его лесным чудом и приходили к нему за советами или просто поговорить по душам. Он всегда всех выслушивал и давал мудрые советы. Если приходилось кому-то заблудиться, то Лесик-Калесик всегда выручал и показывал заблудившемуся дорогу домой. Но однажды Лесик решил уйти из леса (ему было скучно, ведь он был так одинок) к своим друзьям в другой лес. Тогда-то все и поняли, как им не хватает Лесика – люди начали теряться в лесу, им было не с кем поговорить по душам, и они решили пойти искать его. Искали Лесика-Калесика очень долго, а когда нашли, то он был несказанно рад их увидеть. Тогда он понял, что его ценят и любят, вернулся в свой лес. И начали все жить-поживать и добра наживать.