Смекни!
smekni.com

Русское народное творчество, как средство нравственного эмоционального развития дошкольника (стр. 4 из 6)

Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к следующему этапу работы – сочинению сказок. Педагог может рассказать, что есть не только люди, которые хорошо сказывают сказки – сказатели, но и те, кто сами их сочиняют – сказочники. Дошкольники, как правило, с удовольствием и активно откликаются на предложение воспитателя стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его и многому другому. Из достаточно богатого арсенала методики обучению рассказыванию воспитатель может отобрать то, что покажется ему наиболее интересным, целесообразным, близким его педагогическому опыту (Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.- М., 1982; Левин В. Воспитание творчества. – М., 1977; Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1978; Шибицкая А. Влияние русского фольклора на сочинение сказок детьми // Художественное творчество в детском саду. – М ., 1974). Итогам работы по этой теме станет праздник сказки, где дети выступят в ролях сказителей, сказочников покажут инсценировки знакомых сказок. Знакомство со сказками можно завершить и по–иному --- « изданием» сборника « Наши сказки», куда вошли бы лучшие сказки детей и лучшие детские рисунки к ним.

В работе по ознакомлению со сказкой, я стараюсь вовлечь и родителей. Родители вмести с детьми придумывают сказки, рисуют к ним иллюстрации. Совместное творчество родитель с детьми, создает атмосферу доверия, свободы общения, удовлетворенности, обеспечивает максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом их взаимное доверие, эмоциональную раскованность и так далее. Всё это в конечном итоге ведет к творческому раскрепощению, к созданию ярких, неповторимых, индивидуальных образов ( см. прил. № ).

В соответствие с работой по перспективному плану и с лексическими темами систематически, еженедельно родителям даются рекомендации по проработке, по прочтению конкретной сказки. Они вместе со своим ребенком в выходные дни посещают библиотеку, рисуют иллюстрации к заданной сказки, изготавливают декорации и рекламки к драматизируемой сказке в группе, учат ребенка пересказывать сказку, обсуждая смысл сказки и эмоции, ею вызываемые и т.д. Работая с родителями по выполнению домашних рекомендаций мною разработаны памятки для них (см. прил №)

Так же родители сделали нам много ксерокопии, разукрашек по русским сказкам. Дети с большим удовольствием разукрашивают их, воспроизводя при этом содержание сказки (см.прилож. № ).

Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно- роливые игры. Сказка и игра- самый верный и короткий путь к детскому разуму и сердцу. С помощью игры и сказки значительно легче привить ребенку определенные навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми. Руководство педагога во время игры, как правило, не носит обучающего характера. Дети активно погружаются в игровую атмосферу, в мир сказок, где импровизационное творчество воспитателя и ребенка не избежно. Я использую, совестно с другими специалистами, сказку в игровых физкультурных занятиях ( используются игры со сказочными героями), в музыкально-ритмических занятиях, основанные на народных плясках и хороводах. Во взаимодействии с музыкальным руководителем была поставлена сказка «Теремок». Совместно с библиотекой Д,К «Энергетик» мы организовывали викторины «Отгадывание и толкование загадок по сказкам», что способствует развитию понятия и обогащению словарного запаса ( смотри фото в приложение).


3.3 Драматизация сказок дошкольниками

Завершающим этапом работы со сказкой является из драматизация. При этом я рассматриваю драматизацию как один из видов театрализованной ( театрально- игровой) деятельности детей дошкольного возраста, целью которой является раскрепощение каждого вовлеченного в неё ребенка как актера. Драматизация может проявиться в самых разнообразных формах: как сочинение и импровизация сценок по содержанию сказки, как инсценирование готового литературного материала, как самый настоящий спектакль, то есть театральная постановка сказки. В любом случаи драматизирую сказку, дети проигрывают её сюжет, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. В старшей группе при работе над драматизацией сказок основной задачей является развитие у каждого ребенка интонационной, жестовой и мимической выразительности. В подготовительной группе углубляю работу по использованию в речи детей синонимов, антонимов, сравнений и эпитетов. Драматизирую сказку, дети, как правило, знают, что и кого они изображают но не всегда знают, как это нужно делать. В результате может возникнуть неудовлетворенность ребенка своими действиями, разочарование, потеря интереса к драматизации и к сказке в целом. В связи с этим возникает необходимость научить детей способом воплощения и передаче сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене ( речевая и интонационная выразительность, пантомима: жест, поза, походка, мимика и др.) Здесь помогают дидактические игры, например: «Посмотри и повтори», «Вспомни и воспроизведи», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается»,

Процесс переживания и воплощения образа, который, безусловно, носит творческий характер, зависти от индивидуальности каждого ребенка: его индивидуально-эмоционального отношения к тому или иному сказочному персонажу, предпочтения, определенного способа творческого самовыражения ( музыкальное, речевое, двигательное и т.д.) поэтому, нам педагогам, не стоит сковывать творчество детей, навязывая им определенные схемы воплощения образа. Именно поэтому должно быть место для импровизации. Очень важно поощрять детей к импровизации в драматизациях, стимулировать их творческую инициативу и активность. Для формирования более яркой эмоциональной отзывчивости и чуткой восприимчивости немало важным является создание атмосферы доверия, свободы ощущения, удовлетворенности, обеспечивающей максимально свободный контакт детей друг с другом и с педагогом, их взаимное доверие, эмоциональную раскованность и т.д. Все это в конечном итоге ведет к творческому раскрепощению, создание ярких, неповторимых, индивидуальных сценических образов. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, сформировать необходимые представления, навыки. Ведь чем богаче опыт малыша, тем ярче будут его творческие проявления в различных видах деятельности. Использование народных сказок в качестве основы театрализованной деятельность детей дошкольного возраста позволяет сделать их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

3.4 Отслеживание влияния сказочного жанра народного творчества на ум и душу ребенка.

Для отслеживания эффективности работы по нравственному и эмоциональному развитию детей я использую методики, позволяющие фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, эмоциональной уравновешенности в начале и в конце работы.

Методики используемые мною :

Методика « Закончи историю» ( Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)

Цель.

Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта- злость, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость. Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: « Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».1. У девочки из корзинки на дорожку высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь? (После каждой мини – истории задаются аналогичные вопросы.) 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала:» Я тоже хочу играть с этой куклой». Катя ответила… 3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: « Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила… 4 Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа испросил: « Кто сломал игрушку ?». Петя ответил…

Обработка результатов.

1 балл – ребенок не может оценить поступки детей. – ребенок может оценить поступки детей

2 балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное ( правильное или неправильное хорошее или плохое ), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует

3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла - ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика «сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указанны и в предыдущей методики.

Материал. Картинки с изображение ситуации, подлежащих нравственной оценки ( например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине)