Смекни!
smekni.com

Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося (стр. 3 из 9)

Особо важно наличие положительных эмоций и отношений. Ученик должен быть всецело поглощен и заинтересован. Иначе сотрудничество можно считать несостоявшимся.

Посредством сотрудничества педагога и учащегося происходит передача опыта. Ученик учиться самостоятельно принимать решения под руководством опытного и лояльного наставника. Например, на уроке литературы при рассмотрении действий главных героев художественного произведения, педагог может попросить учащихся поставить себя на место одно из героев и предложить свою линию поведения. Занимательным вариантом может стать небольшая инсценировка эпизода произведения с распределением ролей главных героев между педагогом и учащимися. С последующим анализом ощущений и действий героев.

В школьном анализе литературного произведения важен сам процесс общения с искусством. В ходе его учитель помогает детям увидеть то, что прошло незамеченным при первом прочтении, постепенно вскрывает различные пласты художественного текста, ведет учеников к постижению смысла произведения. Это формирует ученика как читателя, делает его эмоционально более чутким. Этому способствуют не только диалог, но такие способы сотрудничества как учебная дискуссия, дебаты, семинар, мозговой штурм. Педагог должен донести до учащихся, что сотрудничество, это умение слушать, проявлять терпимость и к идеям, и к партнерам.

Преподавание точных дисциплин: математики, физики, химии и других требует практического материал для работы с учащимися на основе самообразования и самовоспитания для решения исследовательских и экспериментальных задач по темам курса. В ходе педагогического диалога важно раскрыть для учащихся практическое значение научных законов и правил. Самоорганизумые и саморегулируемые действия детей направлены на освоение прикладной стороны дисциплины: проведение экспериментов, опытов. Руководство учителя должно быть ненавязчивым. Для убедительности и мотивации интереса учеников педагог может прибегнуть к парадоксальным экспериментам, например научным фокусам. А учащимся отвести роль ассистентов.

Например, на уроке математики в ходе двухстороннего сотрудничества педагог может предложить игру в математический софизм. Учитель формулирует перед учащимися софизм – заведомо ложное утверждение, ошибки в котором можно найти только после математического анализа. Поиск заключенных в софизме ошибок, ясное понимание их причин ведут к осмысленному постижению математики учащимися. Обнаружение и анализ ошибки, заключенной в софизме, при поддержке учителя зачастую оказываются более поучительными, чем просто разбор решений «безошибочных» задач. Эффектная демонстрация «доказательства» явно неверного результата, в чем и состоит смысл софизма, демонстрация того, к какой нелепице приводит пренебрежение тем или иным математическим правилом, и последующий поиск и разбор ошибки, приведшей к нелепице, позволяют на эмоциональном уровне понять и «закрепить» то или иное математическое правило или утверждение. Такой подход при обучении математике способствует более глубокому ее пониманию и осмыслению.[9]

В последнее время в изучении технических предметов и точных наук особую роль занимает компьютер. Специальные компьютерные программы способны повысить интерес учащихся к процессу познавания и самостоятельной работы.

Особое место занимает сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося на уроках труда. Так называемое трудоведение, или основы трудовых навыков, в методике преподавания в основном ориентировано на сотрудничество «ученик-учитель». Выполнение практических заданий включает в себя коллективное и самостоятельное творчество учащихся при поддержке и помощи педагога. Особо важны на подобных занятиях невербальные стратегии, наглядный показ примера выполнения того или иного задания учителем.

Любой из способов сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся увеличивает мотивацию учеников к обучению. Интересные динамичные занятия способствуют повышению интереса к учебе, а поощрение и повышенное внимание по отношению к учащимся со стороны педагога стимулирует стремление к успеху у учеников. Индивидуальный подход в процессе педагогического диалога создает условия для мотивации даже отстающих учеников. То есть, разрабатывая задания, педагог учитывает уровень сложности для каждого учащегося в отдельности.

1.3. Сотворчество педагога и учащегося в художественном образовании

Сотрудничество и сотворчество неотъемлемые, взаимосвязанные элементы педагогического процесса. И в каждом из описанных в предыдущей главе способов сотрудничества всегда присутствует доля сотворчества. Но рассмотрим отдельно сотворчество в сфере художественного образования и развития учащихся, как важное звено духовного образования.

Художественная деятельность отличается от деятельности практической или научной. Она требует развития образного мышления, воображения, фантазии и чувства эмпатии (сопереживания). Поэтому сотворчество в процессе установления контакта между педагогом и учащимся главным образом требует эмоционального сопереживания.[10]

Организация процесса художественной деятельности учащихся имеет несколько этапов. Первая фаза - проектирование, вторая фаза технологическая. В ходе первой фазы избирается художественный образ, то есть образ персонажа в литературе или изображаемый предмет в живописи. На этом этапе педагог направляет выбор учащихся в поиске художественного образа или дополняет его собственным видением и смыслом.

Если сравнивать практическую деятельность, научную и художественную деятельность в аспекте замыслов проектов, то в практической деятельности замысел, как правило, вполне конкретен: решить задачу, выполнить упражнение, создать действующую модель. Другое дело, что в дальнейшем приходится решать огромную череду вопросов: как это сделать, какие методы и материалы, в какие сроки. Но замысел проекта, повторяем, более или менее конкретен и определяется, в первую очередь, объективными обстоятельствами.

В научном исследовании замысел гораздо менее конкретен. Во-первых, он определяется не только объективными обстоятельствами – потребностями практики в научном обеспечении или логикой развития самой науки, но и субъективными факторами – предшествующим опытом исследователя, его личными вкусами и интересами.

В художественном проектирование значимо выявление противоречия, постановка проблемы. Так, например, при выборе пьесы для школьного спектакля учитель и учащиеся совместно выбирают наиболее актуальное драматическое произведение, находят его проблематику.

Но если в практической деятельности, в научном исследовании противоречия и проблемы выявляются и формулируются для дальнейшего их разрешения, то в художественной деятельности противоречия и проблемы объективной реальности вскрываются, отражаются и выражаются, но не решаются и не могут, не должны решаться – это не является прерогативой искусства. И педагогу не нужно оказывать помощь детям в поиске пути решения проблемы, в его обязанности входит лишь содействие ученикам в понимании значимости данной проблемы, ее эмоциональному переживанию и осмыслению.

Принцип сотворчества педагога и ученика (студента) реализуется на основе следующих правил:

1. Педагог должен постоянно работать над собой, заниматься саморазвитием творческих способностей, речевой культуры.

2. Сотворчество требует доверительного, демократического, творческого стиля общения.

3. Педагог должен совместно с учащимися (студентами) искать резервы качества проведения внеклассных занятий и мероприятий.[11]

Влияние личности педагога в процессе сотворчества обусловлено живыми, эмоциональными связями, которые возникают между преподавателем и студентами, органичностью, естественностью в использовании разнообразных средств, когда выбор средства, его характер диктуется конкретной ситуацией. Педагогу необходимо уметь тонко «прикоснуться» к личности ребенка. Технология такого «прикосновения» складывается из операционных умений педагога, которые функционируют в тех «участках» педагогического общения, где проявляется творчество:

1) умения ярко, пленительно выразить свое «Я», чтобы оно стало доступно ребенку для восприятия и понимания; точно ориентировать информацию на собеседника, найти образные оценки;

2) умения определять психическое состояние ребенка, понимать, что с ним происходит.


Глава 2. Практическая часть

2.1. Характеристика объекта исследования. Состав группы

Преступая к характеристике объекта исследования, мы должны отметить, что нашей целью является проверка гипотезы, о том, что сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося увеличивает позитивную мотивацию к обучению и снижает дисциплинарные трудности. В частности мы исследуем влияние сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося на мотивацию достижения.

В исследовании принимают участие 10 подростков, при чем пять из них девочки, другие пять – мальчики. Для их обозначения принято применение типичных русских имен.Возраст участников составляет 15 и 16 лет поровну. Собраны учащиеся общеобразовательных школ, школы-интерната и гимназии с разными формами обучения.Так Андрей К. возрастом 16 лет учиться в девятом классе общеобразовательной школы. Классный руководитель Андрея, который по совместительству является учителем географии, регулярно устраивает игры КВН для своих учеников, в которых принимает участие и Андрей. На лицо сотрудничество и сотворчество учителя и учащегося, что подтверждается общей целью – проведением КВН, посвященному дисциплине и углубление знаний, творческое развитие учеников, организацией совместной деятельности, разделением функций при подготовке игр, наличие атмосферы смеха и доброжелательности.

Другой испытуемый – Витя Л. Возрастом 15 лет, учащийся восьмого класса общеобразовательной школы. Многие учителя Вити внедряют новые способы сотрудничества с учащимися. В частности учитель истории проводит дискуссии, в ходе которых все ученики и Витя активно обмениваются мнениями по теме урока. Факт сотрудничества подкрепляется совместными целями, наличием позитивных отношений в процессе педагогического диалога, возможностью свободного выражение точки зрения учеников.