Смекни!
smekni.com

Юридический конфликт (стр. 2 из 6)

Таким образом, мы видим, что существуют конфликты, носящие юридический характер, и конфликты, содержащие правовой компонент. Справедливо ли те и другие относить к юридическим конфликтам?

Авторы коллективной монографии «Юридическая конфликтология» предлагают юридическим считать либо тот конфликт, в котором все элементы (мотивация, участники, объекты и др.) имеют юридическую характеристику, либо конфликт, где правовыми признаками обладает хотя бы один его элемент. Они отдают предпочтение последнему и называютюридическим конфликтом «любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями) и, следовательно, субъекты либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия»[3].

Представляется, что данный структурный подход необходимо дополнить процессуальным. Правовой компонент может возникать в ходе конфликта либо после него, а точнее, на завершающей фазе, когда спор разрешается физическим устранением оппонента или иным способом, влекущим юридические последствия. Фактически получается, что неюридический по происхождению конфликт превращается в юридический по последствиям либо по форме протекания. Более того, неюридический по форме конфликт в ряде случаев по инициативе третьих лиц или одного из оппонентов может трансформироваться в юридический. Скажем, спорящие стороны не приходят к взаимоприемлемому решению самостоятельно и вынуждены обратиться в суд. Преобразование неюридического конфликта в правовой есть своеобразное юридическое логарифмирование конфликта, приведение его к виду, допускающему правовой способ его толкования, квалификации, разрешения и преодоления[4]. Следовательно, юридический конфликт можно представить в качестве формы протекания или разрешения социального конфликта как в сфере экономики либо политики, так и в сфере семейно-бытовых отношений и т.п.

Грань между юридическим и неюридическим конфликтом весьма тонка. Академик В.Н. Кудрявцев предложил различать два толкования юридического конфликта: узкое и широкое. Согласно узкому толкованию под юридическим конфликтом понимается такой конфликт, все элементы которого носят правовой характер. В соответствии с широким толкованием к юридическому конфликту относится противоборство с наличием хотя бы одного элемента юридических отношений, при­чем необязательно, чтобы правовые отношения имелись на каждом этапе развития конфликта. Для нас бесспорным остается одно: юридический конфликт (в узком или широком толковании, в сфере первичных или вторичных явлений) влечет правовые последствия для его участников. Следовательно, на завершающей стадии основные элементы конфликта приобретают правовой характер. Личные, политические, экономические и другие отношения при этом переходят в плоскость юридических отношений и проецируются таким образом, чтобы соответствовать правовым нормам. Итак, «юридический конфликт можно определить как противоборство субъектов права в связи с применением, нарушением или толкованием правовых норм»[5].

2. Типология юридического конфликта

Как разновидность социальных конфликтов юридические конфликты могут подразделяться на типы по различным основаниям. По субъектам отношений они могут быть межличностными, групповыми, институциональными; по времени протекания — краткосрочными и затяжными; по методам воздей­ствия — насильственными и ненасильственными. Выведение типологии и перечисление соответствующих им видов можно продолжить, но для нас важна такая типология, которая свойственна лишь юридическим конфликтам, а следовательно, указывает на их специфику. В основании такой типологии дол­жны находиться те или иные юридические характеристики. К ним следует отнести отрасль права, к которой может быть от­несен конфликт; структуру нормы, к нему относящейся; разновидность правоприменительного учреждения[6]. В качестве отдельного типа можно обозначить конфликты, порожденные противоречивостью самого права: имеющим место несоответ­ствием нормативным актам правоприменительной практики и как следствие — неоднозначностью их толкования.

В итоге выделяем конфликты, различающиеся:

1. Поотраслям права, т.е. связанные с вопросами гражданского, трудового, финансового, семейного, административного, уголовного, уголовно-процессуального права и др. Например, как утверждают правоведы, в Уголовно-процессуальном кодексе законодатель изначально заложил противоречие в форме конфликта, закрепив необходимость установления взаимоисключающих друг друга обстоятельств: уличающих и оправдывающих, смягчающих и отягчающих ответственность. Иначе говоря, конфликт между обвинением и защитой в судебном процессе не просто вероятен, а фактически неизбежен. Далее, конфликт возможен также между защитником и подзащитным в случае, если первый не соглашается с позицией обвиняемого, не признающего свою вину. Такой конфликт возникает по поводу тактики адвоката в ходе судебного разбирательства.

Средства массовой информации последних лет в изобилии дают материалы о конфликтах в сфере уголовного права как наиболее опасных, а следовательно, максимально взбудораживающих общественное мнение. Однако конфликтов, связанных с другими отраслями права, протекает, пожалуй, не меньше, только они не столь заметны непосвященным. К примеру, назовем дела, поступающие в арбитражные суды, о праве на занимаемые площади муниципальной или иной собственности; порожденные ими конфликты относятся к сфере административного права.

Также имеют место конфликты, связанные с действием и применением одновременно нескольких отраслей права. Например, конфликт, возникший на почве ревности и закончившийся нанесением тяжких телесных повреждений супругу (супруге), вовлекает в действие уголовное право (наказание) и семейное право (развод). Возможен также конфликт, одновременно относящийся к сфере административного и трудового права, семейного и административного, трудового и конституционного и др. Подобные конфликты названы смешанными юридическими конфликтами.

Вместе с тем известны конфликты, носящие многоотраслевой характер. Так, национальный конфликт сопряжен с действием норм конституционного, административного, гражданского, уголовного, процессуального и международного права и др.

2. Поприроде соответствующих правовых норм. Они подразделяются на уполномочивающие, обязывающие, запрещающие. При уполномочивающей норме конфликт может возникнуть между уполномоченным субъектом и частным лицом (физическим или юридическим), чьи интересы нарушены или могут быть нарушены уполномоченным субъектом[7]. Примером служат конфликты, нередко возникающие между населением и местными властями из-за отведения администрацией под дачи или иные сооружения земельных участков, традиционно используемых жителями для сенокоса, выпаса скота, сбора грибов и т.п.

При нарушении обязывающей нормы возможен конфликт между обязанным лицом и государством (представителем государственного органа). В этом случае не только гражданин обязан соблюдать соответствующую норму, но и государственный служащий должен требовать ее выполнения. Например, если контролер, не желая вступать в конфликт с безбилетником, просто отпустит его, он автоматически вступит в другой конфликт — с государством.

Нарушение запрещающих норм ведет к конфликту госу­дарства с физическим или юридическим лицом, допустившим его (конфликт браконьеров с инспекцией рыбоохраны).

3. По системе государственных правоприменительных или правоохранительных органов, т.е. связанных с работой соответствующих государственных органов. Это судебный конфликт; конфликт по поводу работы прокуратуры, милиции, арбитража и т.п. Деятельность правоприменительных и правоохранительных органов сложна и не исключает случаев бюрократизма, некомпетентности и недобросовестности служащих. Например, замеры уровня правовых знаний работников органов внутренних дел показали, что 30—35% обследованных сотрудников полностью или частично не отвечают требованиям, необходимым для выполнения служебных обязанностей. Результат столь распространенной некомпетентности сказывается на судьбах людей. 46% уголовных дел, изученных рядом исследователей, также показали, что причина следственных ошибок — отсутствие необходимых профессиональных знаний и навыков. Все это снижает меру доверия граждан к институтам, призванным их защищать; возраста­ет вероятность конфликтов между гражданами, обратившимися в милицию или задержанными ею, и представителями ОВД. Далеко не редкостью являются факты взаимного оскорбления участников судебного процесса. Согласно социологическим исследованиям 84,6% следователей из 200 опрошенных наблюдали это[8].

Судебный процесс по своей конструкции содержит значительный элемент состязательности, а следовательно, является по природе конфликтогенным. Однако когда добавляется некомпетентность и взаимное недоверие сторон, то протекание процесса оказывается еще более острым, напряженным.

Большая загруженность следователей и судей, постоян­ный дефицит времени также не способствуют качественной работе. Если в других видах труда напряженность возникает только в "аварийных ситуациях" (перед пуском новой конвейерной линии на заводе; в конце отчетного периода в бухгалтерии и т.п.), то в деятельности сотрудников ОВД подобная об­становка постоянна и считается общепринятой. В этом еще один фактор конфликтности. Следует учитывать также, что деятельность характеризуемых институтов связана с пресечени­ем нарушений законов гражданами и юридическими лицами, что в свою очередь еще более конфликтогенно. В этой связи можно отметить еще одно отличие ОВД от других организа­ций. Правоохранительные и правоприменительные органы функционально имеют антагонистические условия работы. Конфликт здесь — явление закономерное.