Смекни!
smekni.com

Духовное развитие младших школьников в процессе ознакомления их с историей родного края (стр. 9 из 11)

Таблица 3

Результаты опытно-экспериментальной работы

Этапы сбора информации I позиция II позиция III позиция IV позиция
До % После До % После До % После До % После
1 2025,6% 3544,8% 3646,2% 3038,46% 1215,4% 67,7% 1012,8% 79%
2 5228,57% 8546,7% 5128,02% 2513,7% 4524,7% 4826,3% 3418,7% 2413,3%
3 7132,8% 15069,5% 4018,5% 3013,9% 8037,1% 3013,9% 2511,6% 62,7%
4 11045,5% 14070,7% 4020,2% 3015,2% 3015,2% 2010,1% 189,1% 84,0%
Вывод +19,9%Увелич. +25,9%Уменьше. -26%Уменьш. -23,2%Уменьш. +0,2%Уменьш -5,4%Уменьш -3,7%Уменьш -5%Уменьш

Из таблицы наглядно видно, что у дошкольников с первого по четвертый этап сбора информации происходили изменения в сторону увеличения количества детей со сформированной социальной активной позицией и, соответственно, уменьшение количества дошкольников, проявляющих другие позиции.

Например, 25,6 % дошкольников до эксперимента проявляли активную социальную позицию, а после – 44,8 %. Таким образом, произошло увеличение на 19,2 % количества дошкольников, проявляющих этот тип позиции. Активная социальная позиция дошкольников проявляется в таких социальных характеристиках, как позитивное отношение к воспитателю, к товарищам, наличие активной жизненной субъектной позиции. Пассивную социальную позитивную позицию до эксперимента проявили 46,2% дошкольников, а после – 38,46%. Таким образом, налицо уменьшение количества дошкольников на 7,74%, что свидетельствует об эффективности реализованных условий. Второй тип, названный как пассивная социальная позитивная позиция, характеризуется следующими качествами личности дошкольников: в целом, проявление позитивного отношения к воспитателю и товарищам, но отсутствием желания проявлять субъектную позицию; эпизодическая активность в проявлении субъектной активной позиции, т.е. проявление ее только в социально-значимой для него среде; дошкольник лишь изредка обнаруживает в культуре общения и поведения устойчивую социально-активную позитивную позицию.

Третий тип был назван как неустойчивая социальная позиция. К данному типу до эксперимента относились 15,4% дошкольников, после эксперимента – 7,7%, т.е. на 7,7% произошло уменьшение количества дошкольников, отнесенных к этой позиции. Дошкольники, проявляющие неустойчивую социальную позицию, характеризуются следующими качествами: в целом, проявляют положительное отношение к воспитателю и товарищам, но оно неустойчиво и меняется в зависимости от социального окружения; дошкольник не проявляет положительной социально ориентированной активности.

Четвертый тип характеризуется как негативная дисоциальная, асоциальная позиция. К этому типу до эксперимента было отнесено 12,8% дошкольников, а после – 9%, т.е. произошло уменьшение их количества на 3,8%. Дошкольники этого типа характеризуются: неумением проявлять социально-позитивную позицию, так как проявляют социально-негативную позицию по отношению к окружающим и к воспитателю; отстаиванием негативной социальной позиции среди ровесников, использует метод «нажима» и манипулирования; частым проявлением социально-неодобряемых норм поведения в социуме.

Результаты опытно-экспериментальной работы с дошкольниками свидетельствуют о том, что произошли существенные изменения в плане повышения количества дошкольников, отнесенных к первому типу социальной позиции (активная социальная позиция), и уменьшение по всем остальным позициям.

В целом, наблюдалась тенденция эффективного влияния реализации условий эффективности духовного развития дошкольников в ходе ознакомления их с историей родного края на становление и формирование активной личности.

Заключение

Развитие духовности дошкольников является одной из основных задач современной образовательной системы. Любое государство заинтересовано в том, чтобы большинство граждан, воспитанных в духе нравственности, патриотизма, безграничной преданности к своему Отечеству обеспечивали поступательное социальное, экономическое, оборонное и культурное развитие и отстаивали общенародные ценности. Поэтому в условиях социально-экономической нестабильности в Российской Федерации в дошкольных образовательных учреждениях следует поставить во главу угла духовное развитие дошкольников в ходе изучения истории родного края.

В современных условиях ДОУ должны стать могучим воспитательным средством. Анализ учебных программ и содержания отдельных занятий показал, что педагогический процесс в ДОУ содержит значительный потенциал для духовного развития молодого поколения. Большую роль при этом играет учебно-воспитательная работа историко-краеведческого характера. Это в первую очередь занятия по истории, ведь именно история хранит важные события из истории человеческого общества, знакомят с героическим прошлым нашей Родины. Получаемая учащимися на уроке информация, соотносится с нравственными понятиями и поведением. Включение национально-регионального компонента образования способствует воспитанию малого патриотизма – любви к тому месту, где живет учащийся. В ходе теоретического и экспериментального исследования сделаны обобщающие выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу:

1. В исследовании дана авторская трактовка определения духовного развития дошкольников и впервые рассмотрены особенности духовного развития подрастающего поколения в ходе изучения истории родного края в современных условиях, определяемые сегодняшним состоянием общества. Духовность - это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Поэтому, организуя деятельность воспитанников, педагоги ДОУ стремятся создать условия, в которых у дошкольников формируются высшие социальные потребности, вырабатываются правильные представления о поведении человека, о смысле жизни, идеал, счастье, т.е. формируется духовность.

2. Мы полагаем, что духовное развитие детей без познания ими истории, природы, хозяйства, культуры родного края, воспитания к нему чувства привязанности и любви будет неполноценным. На протяжении всей истории развития педагогической науки вопросы духовного развития дошкольников ставились и решались. Об этом свидетельствуют опыт и труды этнопедагогов А.Ф.Родина, В.И. Несмелов в работах В.А. Сухомлинского раскрываются основы воспитания нравственности школьников, которые с успехом можно применить и в ДОУ. Однако практически нет работ, посвященных духовному развитию дошкольников в ходе изучения истории родного края. Историческое краеведение – одна из отраслей исторического образования и отличается двумя существенными признаками: локальностью исследуемых исторических событий, материализованных в памятниках истории и культуры и деятельностным характером обучения и воспитания дошкольников.

3. Под методами духовного развития мы понимаем ряд воспитательных методов способствующих становлению различных духовных качеств личности. Метод духовного развития дошкольников это некая абстракция, теоретический конструкт, выработанный для упорядочивания феноменов духовного развития. А дипломной работе осуществлена классификация методов духовного развития дошкольников. Так 10 методов были распределены в три основные группы методов: методы сообщения и выявления сущности духовных идей, условий их реализации, методы интернализации духовных идей на уровне поведения, методы интернализации духовных идей на уровне мотивов.

4. Духовное развитие дошкольников будет эффективным в ходе изучения истории родной родного края при наличии благоприятных условий:

- использовании игры в ходе развития духовности дошкольников;

- использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края.

Исследование показало, что использование игры в ходе развития духовности дошкольников является важным элементом в развитии, как нравственных качеств, так и воображения, творчества. Однако недостаток методических разработок по данной проблеме приводит к отсутствию в педагогическом процессе ДОУ мероприятий связанных с изучением истории родного края, ведь для этого воспитателю надо быть еще и историком.

Все это говорит о необходимости использования художественной деятельности в ходе духовного развития дошкольников в процессе изучения истории родного края, т.к. в данном процессе у детей развиваются психические процессы, такие, как восприятие, мыслительные операции (анализ, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, эмоционально-положительное отношение детей и к природе, т.е. компоненты духовности.

Выявленные условия эффективности духовного развития дошкольников в ходе ознакомления их с историей родного края были доказаны и подтверждены в процессе опытно-экспериментальной работы.