Смекни!
smekni.com

Жизненное и научное знание в работе психолога (стр. 1 из 3)

Реферат на тему:

Жизненное и научное знание в работе психолога


Жизненный опыт познания других людей и самого себя у любого человека обобщается в таких целостных психических образованиях, как концепция жизни и смерти, Я-концепция, концепция другого человека, концепция человека. Это идеи, бытовые теории, которыми обосновываются (в большей или более малой степени осознанно) все формы взаимодействия человека с другими людьми и с самим собой. Они входят в содержание позиции как проявление Я- усилий человека по организации взаимодействия с другими людьми.

Обобщенный опыт проявляется в текстах человека в виде жизненных истин, на которые он ориентируется, строя отношения с другими людьми. Такими истинами, как содержание целостных психологических образований, человек задает границы своей психической реальности. Примерами таких истин могут быть следующие:

Мои родители должны любить меня (содержание концепции другого человека).

Я не имею права ошибаться (содержание Я-концепция).

Все люди думают только о себе (концепция человека).

Я знаю себе цену (содержание Я-концепция).

Я никогда не вру (содержание Я-концепция).

Подобные варианты обобщенного жизненного психологического знания пронизывают тексты человека, который создает их во взаимодействии с другими людьми.

Психологу-Консультанту придется иметь дело с собственным жизненным знанием о людях и жизненном знании другого человека.

Жизненное знание психолога о людях связано с его личными переживаниями, с теми событиями, которые определили (или определяют) сферу его психической реальности, регулируют его Я- усилий, способствуют проявлению качеств его Я в текстах, которые структурируют психическую реальность. Жизненное знание психолога, как и вообще людей, приходится фактом существования его Я, воплощенному в переживании: "Я знаю это".

Главным аргументом истины становится вера в экзистенциальные качества Я, способного к познанию истины.

Жизненное знание человека, с которым работает психолог, изменяется в самих сущностных его характеристиках - характеристиках истинности. Ситуация консультирования уже априори допускает, что жизненного знания человека недостаточно для реализации логики индивидуальной жизни. В самих главные для человека параметрах его знания состоялось изменение, что и привело к непониманию человеком того, которое происходит с ним или с кем-то еще.

Психолог, профессионально имея дело с любым вариантом бытового знания о человеке, вступает в область отношения с этим знанием. Его можно выделить как особенное содержание, особенный предмет, его можно обсуждать - осознавать его происхождение и особенности функционирования. Оно обобщенно, выходит, имеет относительно стойкую форму существования (в первую очередь, словесную).

Психолог может осознать как свой жизненный опыт, так и жизненным опыт другого человека с помощью научных понятий. Благодаря их структуре жизненный опыт может быть включен в другую систему отношении, в другой текст, который отбивает содержание психической реальности, при этом он изменит контекст своего существования.

Изменения, которые при этом происходят (за счет изменения отношения), могут быть описаны в характеристиках психологической дистанции и строении внутреннего диалога.

Жизненное знание как предмет осознания с помощью Я- усилий может быть отодвинут на границю психической реальности и таким способом стать основной создание ее нового качества. Оно делается средством дифференциации Я - не-я во внутреннем диалоге человека, если появляются основания для его обобщения и фиксации. Причем чем больше на этом материале фиксируется сознание человека, тем более к нему проявляется отношение, тем более изменений в нем происходит. Такое отношение может даже привести к разрушению предмета отношения - того обобщенного жизненного знания, которое составляло его суть. Это ситуация, аналогичная той, которую можно наблюдать при многоразовом повторении того же слова. Оно - это слово - теряет содержание.

Похожая ситуация возникает и при постановке вопроса о предельной цели любого человеческого действия, если многоразово спрашивать: "Для чего (или зачем)?". В конечном итоге, просто незачем ответить, потому, что содержание исчерпано.

Одно время Аристотель говорил, что предмет стоит познавать к определенной границе. Это необходимо для того, чтобы сохранить его целостность.

Жизненный опыт познания других людей, которые есть у каждого человека, жаждет от психолога заботливого отношения к нему во время его профессиональной работы, целеустремленного влияния на другого человека. Это в полной мере относится и к опыту самого психолога. Осознание этого опыта, изменение к нему отношения, выделения его в виде особенного предмета делают такое осознание ситуацией движения к предельным экзистенциальным змістів, что организуют и обосновывает всю жизнь человека. Вопрос о мерю, степень осознания становится, по сути дела, одним из самих актуальных.

В профессиональной практике психологов всегда обсуждается вопрос о содержании отношения к предмету, о возможности зафиксировать предмет, к которому стоит обнаружить отношение (или можно это сделать), об искусстве проявления отношений.

В ситуации психологического консультирования общий предмет, что определяет взаимодействие психолога и другого человека, возникает на основе представленості у сознания психолога жизненного знания как одного из вариантов конкретизации научного знания. Это позволяет ему сделать научная теория как содержание профессионального мышления. Используя ее понятие, психолог может трансформировать жизненный опыт в теоретический, и наоборот, таким способом ввести в ситуацию консультирования новые критерии истины. Это те критерии, какие специфические для научного знания. В чем его специфичность?

У научного знания, которое существует как система понятий, есть два важных свойства, которые делают его относительно независимым от других видов знания. Недаром существует даже особенный язык науки, что позволяет говорить о ней как об отдельной сфере человеческого сознания.

Специфическим свойством научного знания является то, что оно связано с особенным видом активности человека - интеллектуальной деятельностью. Научное знание выступает результатом этого вида работы, в котором заключенный многолетний труд людей или усилие одного человека. В мире давно существует деление труда, и не все люди занимаются этим видом деятельности. Одна из особенностей этого труда заключается в том, что человек, который осуществляет его, отождествляет ценность своей жизни и истины, им что добывается (в истории науки это бывало не раз). Есть еще один вид знания, для которого характерно то же, - это религиозное знание; при нем также люди отдают (или готовые отдать) жизнь.

Такая общность научного и духовного знания позволяет с высокой степенью эффективности использовать их для возобновления логики индивидуальной человеческой жизни.

Общность научного и духовного знания, необходимость духовной практики для психолога - это особенная тема, которая возникает в консультировании во время обсуждения с человеком его экзистенциальных проблем.

Сегодня авторитет науки в глазах многих людей, бесценность для жизни не является настолько значимой. Для этого есть много причин. Одна из них заключается в потому, что научные данные не гарантируют человеку рецептов его личного счастья.

Наука своим существованием утверждает не прихожую ценность искреннего знания, которое измеряется жизнью человека, что стали его владельцем.

Когда мы используем это знание, то включаем в свою жизнь другого человека (или людей). Идеи становятся формой интеллектуального донорства, которое возобновляет, продолжает, превратит психическую реальность человека, относительно которого это донорство осуществляется.

Кроме интеллектуального донорства существует эмоциональное, когда люди поддерживают друг друга своими чувствами, а ситуация общения напоминает ту, о какой Г. Иванов в одном из своих прекрасных стихотворений сказал: "Сплетни со мной о пустяках, о вечности со мной сплетни..." Естественно, что кроме интеллектуального и эмоционального донорства еще и физическое, когда мы просто кормим другого человека или даем ему кровь.

Донорство во всех видах эффективно только тогда, когда оно принимается другим человеком. Это в полной мере относится и к ситуации восприятия человеком научного знания в психологическом консультировании, так же, как и в ситуации восприятия, самим психологом научного знания.

Еще одною специфическим свойством научного знания, что психолог может использовать в своей практике, работая с другим человеком адресность научного знания. В науке всегда достаточно точно можно определить автора той или другой информации, будь то конкретный человек или научная школа. Таким образом, при использовании научного знания в отношениях между психологом и другим человеком появляется третий человек, которого можно назвать мудрецом или ученым. Возникает возможность использовать его авторитет как харизматичной личности. Лицо, которое владеет авторитетом мудреца, исполняет роль арбитра. Ссылаясь на него, психолог не просто что-то говорит, он опирается на опыт, жизнь этого человека. Известно, что при общении двух человек между ними возникает непосредственный эмоциональный контакт, который далеко не всегда способствует восприятию информации, что люди могут и хотят передать друг другу. Введение третьего собеседника в эту ситуацию делает общение опосредствованным, в этом содержании введение персонифицированного научного знания выполняет ту же функцию в полной мере.

В средствах массовой информации часто встречаются безадресные ссылки на авторитет науки в форме таких фраз-клише, как, например, "В науке установлено", "Психологи установили", "Ученые довели" и т.п. Это попытка повышения ценности информации. Настоящая наука всегда открыта, в ней сообщается, кто, когда и как сделал то или другое открытие, получил то или другое знание, наука умеет говорить "Я". Это очень важна особенность научного знания, которое проявляется и в использовании психологом этого знания в работе с другим человеком, и в его собственном умственном процессе при решении профессиональных заданий.