Смекни!
smekni.com

Психология личности (стр. 4 из 10)

13. Потребности, как источник активности. Основные виды потребностей

Потребность – состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит в не его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. П – исходная форма активности живых организмов. биологические П (в пище, воде, кислороде) явл легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, т к они определяет поведение в сравнительно не большие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение П. если бы животное или человек действовали под влиянием только этих П, то их активность была бы очень ограниченной. Информационные П (познавательные и социальные П- в общении, контактах), они явл не насыщаемыми или значительно менее насыщаемыми, чем биологические. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека явл неограниченной. Биологические П имеют индивидуалистический, эгоцентрический хар-р, ставит особь в конкурентное, враждебное отношение с другими. Информационные П не ведут как правило к возникновению конкуренции между людьми. Удовлетворение этой П за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте, эта П имеет вторую сторону – поделиться информацией с другими людьми. Анализируя путь развития человеких П, Леонтьев приходит к схеме: сначала человек действует для удовлетворения своих биологических П, а затем удовлетворяет свои информационные П для того, чтобы действовать. Он выделяет 2 этапа в жизни П:до встречи с предметом и после встречи с ним. На 1-м эт поиск, на 2-м – встреча предмета с П (опредмеченная П) и в этом акте рождается мотив. Через опредмеч-ть П получает свою конкретизацию. Рубинштейн Все П человека обусловлены процессом историч-го раз-я, вкл-ны в него и в ходе его развиваются и изменяются. Они могут подразделяться на тесно связанные между собой, но в тоже время как бы различные (материальные и духовные). Маслоу: биологическое; безопасность; любовь, принятие; уважение; познавательная П; эстетическая П; самоактуализация. Свойства П: цикличность –периодичность возникновения; динамичность – интенсивность; опредмеченность – момент встречи П с предметом, в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет П или опредмеченная П.

14. Мотивация (характеристики). Классификация мотивов

Мотивы бывают осознанными и неосознанными. Работа по осознаванию мотивов требует опыта и Интел напр.Мотивы- цели – характерны для зрелых личностей. Если у че-ка есть мотивы, ему легче выполнять деятельность. Личностный смысл – (ввел Леонтьев) форма проявления мотива в сознании. Переживание, повышенная субъективная значимость предмета, оказавшегося в поле деятельности ведущего мотива. Феномен личностного смысла обнаруживается, когда нейтральный объект переживается как личностно важный.

Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Источником побудительной силы мотивов выступают потребности. Деятельность всегда имеет мотив («немотививированная» деятельность – та , мотив которой скрыт от самого субъекта или от наблюдателя). Более того, деятельность может иметь сразу несколько мотивов (полимотивированная), тогда она направлена на удовлетворение нескольких потребностей.

Сдвиг мотива на цель- стихийный механизм формирования личности. Нормы поведения формируют культуру и должны быть внутренне приняты чел. Ре-ты освоения норм не огранич.внешним поведением, но вызывают изменения во внутреннем плане. Сначала ребенок выполняет требуемое, т.к.требование матери имеет для него личностный смысл. Ее похвала-предмет потребности. Со временем действие приобретает самост.побуд.силу-становится мотивом (мыть руки, делать уроки)

Функции мотивов:

* побуждение и направление деятельности

* смыслообразующая функция (мотив сообщает определенный личностый смысл целям, структурным единицам деятельности – действиям, операциям; а также обстоятельствам, способствующим или препятствующим реализации мотива. От того, каким мотив побуждается деятельность, нередко зависит ее эффективность и качественные особенности протекания).

* определяет характер познавательных процессов и структурирует содержание восприятия, памяти, мышления и т.д.

15. Самосознание и его структура

Самосознание как Индивидуальное проявление в этом мире. Дух строит то, что ему необходимо для выполнения Индивидуальной Задачи. Если Сознание рассматривать как структуру, которая отвечает за прохождение Божественных энергий в физическое тело и физический мир, то его можно назвать процессом Жизни.

Энергетически видящими Сознание воспринимается в виде шишечки, имеющей лепестки-чешуйки: чем больше лепестков, тем сознательней человек. Условно "задняя часть" Сознания связана с высшими мерностями, где содержится информация о Вселенских процессах; "передняя часть" - это Самосознание, т.е. Индивидуальное сознание. Индивидуальное Сознание - составляющая единица коллективного Сознания.

Для овладения с Сознанием, человеку требуется Сила. Процесс овладения Сознанием - путь собственного Творчества. Для Личности невозможно добровольное перемещение внимания к Сознанию, которому оно изначально принадлежит. Сознание чуждо Личности, и подобное перемещение внимания из Личности в Сознание равносильно её смерти.

Для Сознания же Личность - страж, через которого Сознание взаимодействует с другими Личностями. Для Сознания Личность - элемент его Бытия.

Задачей развивающихся прежде всего является: - научиться отождествлять себя с Сознанием, ощущать себя им;

- повернуть Личность лицом к Сознанию, сузив её, развивать Самосознание;

- культивировать Индивидуальность. По мере её усиления увеличивается восприятие других людей, их значимость. Появляется стремление к развитию. Внимание подтягивается к Сознанию.

Самосознание

Самосознание – индивидуальное сознание. Самосознание работает в соответствии с Божественным Предназначением, выстраивая матрицу принятия решений и формируя адекватное поведение. Задачей Самосознания является объединение Божественного озарения с интуитивными знаниями подсознания. Сила Самосознания зависит от количества Человечности. Самосознание содержит информацию об индивидуальности человека, которая закреплена в мозгу. В Самосознание включены интуиция и озарение. Человек размышляет, оперируя своим разумом, с помощью которого принимает решения и воплощает идеи развития.

Настоящая Сила Человека содержится в Сознании и Самосознании.

Глаза человека излучают Силу его Самосознания.

Внимание – руки Самосознания.

Благодаря Самосознанию, человек способен адекватно и быстро реагировать на любое воздействие извне.

Совершенствование для Самосознания – это набор Знаний в виде энергий. Приток Знаний идёт тогда, когда есть вопросы.

В Самосознание попадают энергии осознавания, имеющие более плотные вибрационные частоты. Осознавание приводит к пониманию, а понимание усиливает разум, который способен логически объяснять процессы и явления.

Процесс перемещения внимания в сторону Самосознания и Сознания – это путь собственного творчества человека. Ищущий и осознающий человек испытывает потребность в собственном творчестве.

Энергия Самосознания растёт и крепнет от правильно принятых решений и действий, направленных на Развитие и Совершенствование.

16. Понятие о темпераменте и его физ. основах. Краткая психологическая характеристика типов темперамента

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту. Им мы и воспользуемся.

И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический»'. Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность — меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений' бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.