Смекни!
smekni.com

Теоретико-методологические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей и подростков (стр. 3 из 7)

В России подростковые сетевые ресурсы меньше, а социологические опросы посвящены главным образом проблемам безопасности, что делает правдивость ответов более проблематичной. Тем не менее среди опрошенных в 2009 году 4338 старшеклассников вообще не пользуются Интернетом только 5%, для остальных его главной функцией является общение: 90% ведут онлайн-дневники, 87% общаются с друзьями через Скайп, 57% присутствуют в разных социальных сетях, типа Живого Журнала (ЖЖ).

Содержание и формы онлайнового общения чрезвычайно разнообразны. Важное место в нем занимает художественное творчество. В 2006 году 39% 12-17-летних "сетевых" американских подростков размещали в сети свои рисунки, фото, рассказы, видео и т. п., каждый четвертый включал найденный им онлайновый контент в собственное творчество. Однако главная функция Интернета - свободное общение, возможность себя показать и подружиться с кем-то интересным. Ключевоепонятиездесьдружба: "MySpace is a place for friends". На компьютерном жаргоне, и не только американском, "другом" становится любой человек, который хочет общаться с тобой в сети. Это явная инфляция дружбы и интимности.

Однако не все так просто. Создавая свой блог или присоединяясь к ЖЖ, подросток обычно начинает с подражания сверстникам или по их прямому настоянию, но затем старается выработать собственный стиль. Ориентация на других дополняется маркированием собственной идентичности и экспериментированием с ней. Хотя Интернет допускает полную анонимность, многие блогеры и участники социальных сетей, независимо от пола и возраста, этой возможностью не пользуются. Создание новых идентичностей встречается сравнительно редко.

Онлайновая идентичность подростка, образ, который он представляет другим, большей частью соответствует его внесетевой идентичности. Хотя представляемый образ Я, как правило, в чем-то приукрашен (было бы странно, если бы было иначе), он вполне узнаваем. Так, 79% российских старшеклассников сообщают номер своего домашнего телефона, 65% - номер мобильника, 60% - номер школы или класса, 58% выкладывают свои фотографии и фотографии родственников. 8 школьников из 10 пытаются встречаться с людьми, с которыми познакомились в Интернете, а 43% делают это часто.

Этот аспект связан с психологическими особенностями подросткового возраста. Всем известно, что каждый возрастной период обладает своей спецификой. Психика ребенка не тождественна психике взрослого, а его личность активно развивается начиная с раннего детства. Наиболее ярким и переломным периодом становления личности принято считать подростковый возраст. Именно этот период совпадает с началом активного использования ребенком Интернет-среды. Не умаляя факт использования компьютера и Интернета детьми дошкольного и младшего школьного возраста, отметим, что все же в этом возрасте обычно еще наблюдается более строгий контроль за временем использования компьютера со стороны взрослых и не такое активное и всепоглощающее стремление к «жизни в сети».

Подростковый же возраст — возраст общения, возраст наибольшего стремления к получению одобрения со стороны сверстников и той группы, которая является значимой для подростка. Многие свои представления о социальных ролях и жизненных ценностях подростки получают именно отсюда.

С точки зрения Интернет-безопасности, это реальный и значительный риск, но многим подросткам он доставляет удовольствие, а главное - облегчает самораскрытие. И это не просто иллюзия. Канадские, американские и голландские психологические исследования показывают, что онлайновое общение улучшает коммуникативные свойства подростка и качество его реальных дружеских отношений. Если происходит обратное и виртуальное общение вытесняет реальное, это значит, что личные отношения подростка его не удовлетворяли.

Здесь есть возрастные различия. Если младшие подростки чаще экспериментируют со своей идентичностью, то старшие больше озабочены поддержанием ее стабильности и внутренней последовательности. Кроме того, дети чаще рассказывают о своих делах и достижениях, а подростки и юноши - о личных чертах, чувствах и отношениях.

Так же предсказуемы гендерные различия. В центре интереса как мальчиков, так и девочек стоит собственное Я. Это проявляется и в рассказах, и в отборе фотографий. Это основано не столько на эгоцентризме, сколько на логичном предположении, что твоих друзей, в отличие от посторонних, больше всего интересует твоя собственная жизнь. Но мальчики и юноши чаше обсуждают социальные и внесемейные проблемы, тогда как девочки говорят о своем непосредственном окружении.

Мальчики-тинейджеры чаще помещают разнообразные визуальные образы, зато сильно уступают девочкам в создании блогов (20% против 35%). В этом тоже нет ничего удивительного: девочки с детства больше приучены рассказывать о себе, у мальчиков исповедальность и эмоциональность не поощряются, считаются признаком слабости. Девочки также уделяют больше внимания оригинальности оформления своих блогов и сайтов, это для них так же важно, как оригинальность одежды, которой мальчики могут пренебречь.

Важная особенность подростковой онлайновой активности - стремление отгородиться от взрослых, учителей и родителей. Чтобы затруднить "узнавание" их сетевых образов, подростки стараются замаскировать их с помощью какой-то ложной информации, в которой компьютерно малограмотные взрослые не могут разобраться. Контроль со стороны взрослых кажется им более серьезным покушением на их свободу, чем рациональные доводы специалистов по Интернет-безопасности. На упреки родителей в скрытности и недоверии отвечают: "Но ведь это мое пространство!" Ссылки на то, что это публичное и, возможно, опасное пространство, всерьез не принимаются.

Изменение подростковых (и не только) представлений об интимности имеет свои макросоциальные корни. Для взрослых тинейджеры - с одной стороны, угроза, нарушители (девианты), которые все время делают что-то не так, а с другой - предмет озабоченности, потенциальные жертвы чьих-то чужих покушений, от которых их нужно охранять. Сами подростки не чувствуют себя ни тем, ни другим, они хотят быть, и на самом деле являются, субъектами. Однако, как и в других сферах жизни, онлайновая свобода от контроля со стороны взрослых зачастую сочетается с жестким давлением собственной возрастной группы.

Для многих современных подростков онлайновая жизнь обязательна. На вопрос одной американской матери, почему для ее 18-летней дочери так важен MySpace, последовал ответ: "Если ты не в MySpace, ты не существуешь". Онлайновая активность выражает личную потребность подростка выйти за пределы пространственных границ своего социального мира. Свобода выбора виртуальных друзей - способ преодолеть навязанную взрослыми жесткую систему возрастной сегрегации, присутствующей не только в школе, но и во внешкольных учреждениях, спорте и рассчитанной на подростков потребительской культуре.

Но внутри подросткового сетевого сообщества существует такая же жесткая иерархия, борьба за статус и популярность, как в школе или классе. Если ты не создашь удачный блог или не присоединишься к популярной сети, тебя будут считать (и ты фактически станешь) изгоем. Глупый вопрос "Сколько у тебя (сетевых) друзей?" (кто же не знает, что "настоящих друзей" много не бывает?) может оборачиваться мучительным чувством социальной и личной неполноценности.

В социальных сетях подростки находятся в мире разнообразных ролей, предлагаемых многочисленными группами — семьей, друзьями, социальными институтами и др. Современная Интернет-среда, являясь, по сути, тоже социальной «виртуальной» средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным, но в «проживании» этой роли подросток испытывает необходимость, чтобы либо принять, либо отвергнуть те ценности, установки и идеалы, которые эта роль подразумевает. Тем более, такая особенность Интернет-среды как анонимность создает все предпосылки для такого ролевого экспериментирования.

Ярко прослеживаются именно подростковые черты в том, как осуществляется самопрезентация подростков в Интернете. Она более раскованна, является более эпатирующей и менее социально желательной по сравнению с тем, что представляет собой подросток на самом деле. Этот факт является закономерностью нормативного развития в этом возрасте, следствием пока еще не сформировавшейся личности подростка, его особого отношения к миру, потребностью во взрослости, которая может и в реальной жизни проявляться в эпатаже, а в виртуальной и анонимной Интернет-среде - тем более. Виртуальная самопрезентация, отличающаяся от реального образа, создается подростком для того, чтобы получить новый опыт, и обусловлена его стремлением испытать нечто ранее не испытанное, поиском себя.

Если рассмотреть более подробно вопрос о том, для чего и почему подростки используют Интернет, то исследования показали, что для подростков, регулярно использующих Интернет, наиболее привлекательны мотивы общения и игровые мотивы. Наибольшее количество времени подростки проводят в социальных сетях («В Контакте», «Мой мир», «Одноклассники») и различных чатах. Здесь достаточно ярко можно увидеть самопрезентацию подростков со всеми описанными выше особенностями. На втором месте игровые мотивы (он-лайн игры). Мотив поиска информации стоит на третьем месте.

Таким образом, ссылаясь на данные ученых, можно отметить, что Интернет является новой социальной средой, культурой, в рамках которой появились новые средства для личностного развития человека. Особенную значимость Интернет может приобретать для тех, кому по каким-либо причинам «трудно формировать свой образ Я с опорой на свои природные данные или социальные достижения». На наш взгляд этот вывод демонстрирует более прогрессивный взгляд на проблему, который полностью применим, в том числе, и к вопросу «жизни в Интернете» детей подросткового возраста.