Смекни!
smekni.com

Эмоции: определение, феноменология, измерение (стр. 2 из 2)

Под влиянием работ Осгуда и Экмапа исследования структуры эмоционального пространства методами многомерного анализа продолжались, причем связаны они были с использованием двух типов стимуляции – речевых названий эмоций и изображений лиц, выражающих различные эмоции. Данные стимулы используются потому, что непосредственное управление эмоциональным переживанием, как того требует экспериментальный подход, оказывается чрезвычайно сложным. Использование же в качестве стимулов названий эмоций и изображений «эмоциональных лиц» подразумевает, что человек, давая субъективную оценку сигналам, основывается на личном эмоциональном опыте и что эта оценка содержит в себе информацию о реальном эмоциональном переживании. Рассмотрим один из подходов по извлечению этой информации методом многомерного шкалирования, разработанным под руководством Е. Н. Соколова на кафедре психофизиологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

Рис. 4. Трехмерная модель Плутчека, в основании которой лежит круговая траектория фундаментальных эмоций


Арабскими цифрами указана круговая последовательность восьми базисных эмоций, аналогично эмоциональному кругу Шлоссберга (рис. 2 и 3). Римскими цифрами указаны уровни интенсивности этих 8 эмоций (1-III – восторг, 2-III – радушие, 3-III – изумление, 4-III – ужас, 5-III – горе, 6-III – ненависть, 7-III – беспокойство, 8-III – ярость, 3-II – удивление, 3-I – любопытство и т.д.).

В рамках этого подхода проведен цикл исследований восприятия эмоциональных выражений схематического лица, изображенного в виде овала, на котором линиями были изображены брови, глаза, нос и рот (рис. 5).

Рис.5. Схематическое изображение лица с разными эмоциональными выражениями, заданными только изменением кривизны линии рта и наклона линии бровей

Эмоциональное выражение лица задавалось кривизной рта, которая менялась от нулевого уровня (горизонтальная линия) вверх и вниз с шагом в 14°, и наклоном бровей, также меняющимся от нулевого уровня вверх и вниз, но с шагом в 6°. Целью этих работ было построение геометрической модели зрительного различения схематических лиц по показателям двух типов: 1) по амплитудам вызванного потенциала различения, зарегистрированного в коре мозга человека в ответ на мгновенную смену стимулов, и 2) по данным субъективных оценок различий между эмоциональными выражениями этих же схематических лиц. Методом многомерного шкалирования матрицы оценок попарных различий между 25 лицами-стимулами была построена геометрическая модель восприятия эмоциональных выражений схематического лица.

В этой модели схематические лица представлены точками в четырехмерном пространстве так, что расстояния между точками пропорциональны воспринимаемым различиям между эмоциональными выражениями этих лиц. При этом точки-стимулы не заполняют четырехмерное пространство целиком, а располагаются на поверхности гиперсферы (рис. 6).

Рис. 6. Сферическая модель эмоциональных выражений схематического лица, построенная методом многомерного шкалирования (Измайлов Ч. А., Коршунова С. Г., Соколов Е.Н., 1999).

А) проекция базисных эмоций на плоскость эмоционального тона представляет собой стандартный круг Шлоссберга; б) проекция тех же схематических лиц на другую плоскость эмоционального пространства представляет интенсивность эмоции. Базисные эмоции на этой плоскости также располагаются по кругу

Угловые характеристики векторов сферы соответствуют субъективным характеристикам эмоциональной экспрессии, которые обозначены Е.Н.Соколовым как «эмоциональный тон» (радость, горе, печаль и др.), «интенсивность эмоций» и «эмоциональная насыщенность». Высказывается гипотеза, что четыре декартовы координаты пространства эмоций отражают возбуждения нейронных каналов, кодирующих ориентацию линий рта и бровей.

2. Составить айсбрейкер

Название айсбрейкера (игры): Автопортрет.

Цель: знакомство, сплочение коллектива, самовосприятие, личностная обратная связь.

Размер группы, участвующий в игре, может быть любой. В игре может принимать участие вся группа.

Длительность: 20 минут.

Правила проведения игры:

На отдельном листке каждому участнику предлагается составить свой психологический автопортрет. Он должен состоять не менее чем из 10 психологических признаков, описывающих его особенности характера, увлечения, взаимоотношения с другими людьми, особенности взглядов на мир и т.п.

После составления участниками автопортретов они складывают их в подготовленную коробку (или на отдельный стул). Ведущий или один из участников перемешивает листки и зачитывает их в случайном порядке.

Задача группы – по тексту узнать автора. По окончании каждого «опознания» члены группы могут внести добавления и коррективы в автопортрет участника по тем наблюдениям, которые сложились у них во время занятий.

Список используемой литературы

1. Александров Ю.И. «Психофизиология»

2. Кравцов Р.Д. «Психофизический тренинг»

3. Носков В.А. «Физическая культура и психофизический тренинг»

4. Сосненко А.П. «Психофизический тренинг»

5. Даниленко В.П. «Психофизиология»

6. Р.Р. Кашапов. «Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха»

7. А.В. Петровский. «Введение в психологию»

8. Р.С. Немов. «Общая психология»

9. В.Н. Лавриненко. «Психология и этика делового общения»