Смекни!
smekni.com

Организация бухгалтерского и налогового учета вкладов в рублях и иностранной валюте ОАО Московского (стр. 2 из 10)

Договор банковского вклада - возмездный договор. Во всех случаях банк обязан уплатить вкладчику на сумму вклада проценты. Договор банковского вклада относится к разновидности реальных договоров. Это означает, что он считается заключенным не с момента его подписания сторонами, а с момента внесения вкладчиком суммы вклада в с в

Договор банковского вклада в том случае, если он заключается с физическим лицом, является публичным договором. Это означает, что банк обязан принять денежные средства во вклад от каждого физического лица, который к нему обратится. Однако из данного правила есть несколько исключений. Так, б соответствии с п.З ст.834 ГК РФ к отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета (гл.45 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами этой главы или не вытекает из существа договора банковского вклада. Согласно этому правилу к отношениям, связанным с внесением вкладчиком денежных средств во вклад, применяются в том числе нормы ст.346 ГК РФ, в соответствии с которой банк вправе отказать клиенту в заключении договора банковского счета, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.

Таким образом, банк вправе отказать вкладчику – физическому лицу в заключении с ним договора Банковского вклада только в двух случаях:

- при отсутствии у банка возможности принять денежные средства во вклад;

- когда это прямо предусмотрено в законе либо ином нормативном правовом акте.

При отказе банка от заключения договора банковского вклада по причине отсутствия соответствующей возможности необходимо учитывать Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

При отказе банка от заключения договора банковского вклада во втором случае необходимо учитывать, что причина отказа банка от заключения договора банковского вклада с физическим лицом должна быть непосредственно связана с конкретным законом либо иным нормативным правовым актом. При этом в законе либо ином нормативном правовом акте должны быть четко обозначены те обстоятельства, с наличием которых связывается возможность отказа от привлечения денежных средств физических лиц во вклад. В настоящее время действует только один федеральный закон, позволяющий банкам отказывать вкладчикам - физическим лицам в заключении с ними договоров банковского вклада, - Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с нам. и доп. от 25.07.2002, 30.10.2002, 28.07.2004).

При заключении договора банковского вклада банк не вправе оказывать предпочтение одному вкладчику перед другим.

Установленная в ст.33-4 ГК РФ обязанность банка возвратить вкладчику сумму вклада позволяет некоторым специалистам высказывать мнение, что договор банковского вклада содержит элементы договора хранения. С таким мнением, на наш взгляд, можно согласиться, но следует отметить, что между договором банковского вклада и договором хранения есть только один общий элемент, заключающийся в том, что банк обязан возвратить вкладчику полностью сумму вклада в целости и сохранности, точно так же как хранитель обязуется возвратить вещь, переданную на хранение, в целости и сохранности поклажедателю.

Вопрос о соотношении договора банковского вклада и договора аренды также достаточно широко обсуждается в правовой литературе. Высказывается точка зрения, что договор банковского вклада фактически представляет собой разновидность договора аренды, по которому в аренду банку вкладчик передает денежные средства, за что получает арендную плату в виде процентов, начисляемых на сумму банковского вклада. Однако бесспорности данного вывода представляется весьма сомнительной. Дело в том, что говорить об арендном характере отношений, связывающих банк и вкладчика, возможно исключительно в, экономическом смысле.

Действительно, при заключении договора аренды арендодатель передает во временное владение и пользование арендатору имущество, а последний уплачивает за это арендную плату. И тогда (если рассматривать исключительно экономический аспект проблемы) становится правомерным вывод, что и при заключении договора банковского вклада банк, принимая денежные средства от вкладчика, выступает в роли арендатора, тогда как последний становится арендодателем. Денежные средства, передаваемые вкладчиком банку, в этом случае следует рассматривать в качестве объекта аренды.

Правильность приведенной позиции определяется тем, что с экономической точки зрения безразлично, какие именно вещи (деньги либо иное имущество) одна сторона передает другой на определенное время за обусловленную соглашением плату. В этом смысле правомерно говорить о тождественном характере арендных отношений и отношений, связанных с внесением вкладчиком суммы вклада в банк. В обоих случаях мы имеем дело с передачей на определенный срок за обусловленную плату некоторых вещей, которые по истечении срока, на который они передаются, подлежат возврату передающей стороне; в одном случае (при аренде) в качестве таких вещей может выступать движимое и недвижимое имущество, в другом случае (при банковском вкладе) в качества указанных вещей выступают исключительно денежные средства. При этом проценты, уплачиваемые вкладчику на сумму вклада, следует рассматривать при таком подходе в качестве арендной платы.

Однако выводы, которые в общем являются правомерными при рассмотрении экономического характера проблемы, становятся неверными при изучении правовой природы арендных отношений и отношений при внесении вкладчиком суммы вклада в банк. Видимые различия между договором аренды и договором банковского вклада, отсутствующие при приведенном взгляде на проблему, четко выявляются, когда сравнение указанных договоров переносится из экономической в правовую плоскость. И здесь становится недопустимо говорить о каком бы то ни было тождестве данных договоров.

1.2 Форма договора банкового вклада

ГК РФ устанавливает жесткие требования к форме договора банковского вклада, в соответствии с которыми данный договор должен быть заключен обязательно в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора банковского вклада влечет его недействительность. Договор банковского вклада, заключенный с нарушением простой письменной формы, является ничтожным, т.е. является не действительным с момента заключения вне зависимости от того, признан он или нет недействительным судом.

Письменная форма договора банковского вклада считается соблюденной, если он заключен посредством составления одного документа, подписанного сторонами, либо посредством обмена документами путем телеграфной, телефонной, телетайпной, электронной и иных средств связи, позволяющих достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Также письменная форма договора банковского вклада будет считаться соблюденной, если письменная оферта, направленная одной из сторон договора, будет принята другой стороной в порядке, определенном п.3 ст. 438 ГК т.е. если лицо, которому адресована оферта, совершит действия по выполнению условий договора банковского вклада, указанных в оферте. Например, письменная форма договора банковского вклада будет считаться соблюденной, если вкладчик, получив письменную оферту байка с предложением внести сумму вклада на указанных в ней условиях, осуществил внесение суммы вклада в банк. Если внесение вклада в банк удостоверяется сберегательной книжкой, депозитным или сберегательным сертификатом то условие о письменной форме договора банковского вклада тоже будет считаться соблюденным. При этом, по общему правилу, сберегательная книжка удостоверяет заключение договора банковского вклада, только если вкладчиком является физическое лицо. Однако соглашением между вкладчиком и банком может быть предусмотрено, что сберегательной книжкой удостоверяется заключение договора банковского вклада между банком и юридическим лицом.

Вопрос о сберегательных и депозитных сертификатах является крайне неоднозначным, поэтому на нем стоит остановиться более подробно.

В настоящий момент правовое регулирование сберегательных (депозитных сертификатов осуществляет с нормами ГК РФ и Положения Банка России "О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций" (в ред. от 31.08.1993 N 333-У), направленного Письмом Банка России от 10.02.19-92 N 14-3-20 (далее - Положение). Причем следует отметить, что нормы Положения во многом не соответствуют ГК РФ. Так, исходя из смысла ст.644 ГК РФ следует, что сберегательные (депозитные) сертификаты могут быть номинированы как в валюте Российской Федерации (рубли), так и в иностранной валюте. В тс же время п.5 Положения запрещает выпуск сертификатов в иностранной валюте. ГК РФ не устанавливает ограничений для банков., которые имеют право выпускать эти сертификаты.

Согласно Положению депозитные сертификаты могут выпускать любые банки, но право выдачи сберегательного сертификата предоставляется только тем банкам, которые удовлетворяют следующим условиям: